Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:48, шпаргалка
1.Международное публичное право как особая правовая система: понятие особенности
2. История формирования международного публичного права.
...
38. Правовой режим Арктики.
39. Правовой режим Антарктики.
40. Международное морское право как отрасль права: понятие, институты, источники.
Источниками права внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы как универсального, так и локального характера.
В числе правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует назвать Конституцию РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., регламенты палат Федерального Собрания, Положение о министерстве иностранных дел РФ 1995 г., Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., Консульский устав 1976 г. и другие акты.
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.
Однако постепенно сложились
группы норм, относящихся к
Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.
Все органы внешних сношений
подразделяются на внутригосударственные и зар
Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это:
Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Правительство Российской Федерации согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.
От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К компетенции Правительства относятся утверждение, принятие договоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.
К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба безопасности РФ (в лице Пограничной службы), некоторые другие органы в пределах их компетенции).
Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.
Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.
Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).
Нормы, относящиеся к постоянным
дипломатическим
Функции дипломатического представительства состоят, в частности: в представительстве посылающего государства в государстве пребывания; в защите в государстве пребывания интересов посылающего государства (в пределах, допускаемых международным правом); в ведении переговоров с правительством государства пребывания (в широком смысле — с главой государства и правительства, с министерством иностранных дел и другими компетентными органами); в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них посылающему государству; в поощрении и развитии дружественных отношений между посылающим и принимающим государствами во всех сферах их взаимоотношений.
Функции специальной миссии — представлять посылающее государство в государстве пребывания и осуществлять иные функции, определенные по взаимному согласию посылающим и принимающим государствами с учетом задач специальной миссии.
33. Дипломатическое право:
Дипломатическое право — это институт общего международного права, регулирующий представительство государства в его взаимоотношениях с другими государствами и некоторыми международными институциями, в частности международными организациями универсального характера.
Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии:
- двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через специальные миссии;
- многосторонней дипломатии, осуществляемой
делегациями на международных
конференциях и сессиях
Дипломатическое право на
протяжении долгого времени основывалось
на обычаях. Так, институт посла появился
в глубокой древности, а нормы, закрепляющие его
Сегодня основными источниками дипломатического права наряду с
международным обычаем является
международный договор. Важнейшей универсальной
конвенцией, кодифицировавшей дипломатическое право
является Венская конвенция о дипломатических
сношениях 1961 года. В 1969 году Генеральной
Ассамблеей ООН была также принята Конвенция
о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции
в Вене — Конвенция о представительстве
государств в их отношениях с международными
организациями универсального характера.
Кроме трех названных конвенций, источниками
дипломатического права являются также
Конвенция о привилегиях и иммунитетах
Объединенных Наций 1946 г., Конвенция о
привилегиях и иммунитетах специализированных
учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом
статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных
экономических организаций 1980 г.; Конвенция
о предотвращении преступлений и наказании
за преступления против лиц, пользующихся
международной защитой, включая дипломатических
К источникам дипломатического
права следует относить некоторые акты
внутреннего законодательства государств.
Сюда можно отнести Указ Президента Российской
Федерации № 272, № 271 от 14 марта 1995 г. утвердившем
Положение о Министерстве иностранных
дел Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации № 375 от 12 марта 1996
года "О координирующей роли Министерства
иностранных дел Российской Федерации
в проведении единой внешнеполитической
линии Российской Федерации", Указ Президента
Российской Федерации № 1371 от 15 октября
1999 года "О порядке присвоения и сохранения дипломатических
Вопросы дипломатического
Органами внешних сношений являются постоянные дипломатические представительства (посольства), учреждаемые по взаимному согласию государств, и специальные (временные,ad hoc) миссии, направляемые государством в другое государство также по их взаимному согласию для выполнения определенной задачи, согласованной посылающим и принимающим государствами (главным образом для ведения переговоров).
Нормы, относящиеся к постоянным
дипломатическим
Функции дипломатического представительства состоят, в частности: в представительстве посылающего государства в государстве пребывания; в защите в государстве пребывания интересов посылающего государства (в пределах, допускаемых международным правом); в ведении переговоров с правительством государства пребывания (в широком смысле — с главой государства и правительства, с министерством иностранных дел и другими компетентными органами); в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них посылающему государству; в поощрении и развитии дружественных отношений между посылающим и принимающим государствами во всех сферах их взаимоотношений.
Функции специальной миссии — представлять посылающее государство в государстве пребывания и осуществлять иные функции, определенные по взаимному согласию посылающим и принимающим государствами с учетом задач специальной миссии.
Представлять посылающее
государство в составе
На назначение главы дипломатического
представительства
Представлять посылающее
государство в составе
В состав дипломатического
представительства может
В состав специальной миссии
может также входить
Члены дипломатического персонала осуществляют по поручению главы дипломатического представительства или специальной миссии определенные функции по представлению посылающего государства во взаимоотношениях с принимающим.
Члены административно-технического и обслуживающего персонала выполняют функции по соответствующему обслуживанию дипломатического представительства или специальной миссии.
Порядок назначения членов дипломатического, административно- технического и обслуживающего персонала и их численный состав определяются по соглашению между посылающим и принимающим государствами. Принимающее государство может в любой момент объявить члена дипломатического персонала persona non grata — лицом, не пользующимся его расположением, а члена иного персонала — лицом неприемлемым, т.е. требовать отзыва таких лиц посылающим государством из состава представительств или специальной миссии.