Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:48, шпаргалка

Краткое описание

1.Международное публичное право как особая правовая система: понятие особенности
2. История формирования международного публичного права.
...
38. Правовой режим Арктики.
39. Правовой режим Антарктики.
40. Международное морское право как отрасль права: понятие, институты, источники.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 195.10 Кб (Скачать файл)

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права, как  императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы  с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов  международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ. Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства — члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. 

 

14.Субъекты международного публичного  права: понятие, виды.

Субъекты МПП главным  образом характеризуются не способностью участвовать в международных  отношениях, а самостоятельными действиями и способностью создавать нормы  МПП, которым в последующем они  и следуют.

МПП имеет особый субъект  правоотношений. К нему относятся:

  • государства,
  • международные организации,
  • государства подобные образования (Ватикан)
  • нации и народы, борющиеся за свою независимость
  • физические и юридические лица.

Существует концепция  особого субъекта МПП, согласно которой  субъект обязательно должен самостоятельно влиять на содержание международных  норм, то есть субъект МПП не должен находиться под чьей-либо юрисдикцией.

Более обоснованным представляется подход к субъектам МПП, как к  участнику международных отношений.

Говоря о  субъектах МПП необходимо сказать  об их правосубъектности.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера — это совокупность прав и обязанностей субъекта. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Основные права и обязанности можно разделить на две группы: основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов.

Субъекты МПП подразделяются на первичные, которые обладают правосубъектностью, не обусловленной чьей-либо волей (государства), и производные, которые обладают правосубъектностью, обусловленной волей первичных субъектов (международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость).

 

15. Государства – основные субъекты мпп. Правопреемство государств.

Государства являются первичными субъектами МПП. Они обладают международной правосубъектностью в полной мере и от них зависит развитие международного права в целом, так как именно они создают нормы МПП. Для международного права важными являются суверенитет государства и его нейтралитет.

Первый признак связан с принципом суверенного равенства  государств. То есть ни одно государство  не может посягать на суверенитет  другого государства, не может осуществлять власть над ним или каким-либо другим способом притеснять другое государство.

Второй признак говорит  о том, что государство приобрело  международно-правовой статус при котором государство обязалось не участвовать в войнах и вооруженных конфликтах, воздерживаться от действий, способных вовлечь государство в войну. Но этот статус не лишает государство на самооборону.

Юридическим закреплением статуса  является заключение соответствующего международного договора.

Источники постоянного  нейтралитета:

  1. Гаагская конвенция (1907 г.)
  2. 5 Конвенция «О нейтралитете в сухопутной войне»
  3. 13 Конвенция «О нейтралитете в морской войне»

Нейтралитет государства: Швейцария, Туркменистан, Австрия, Мальта, Камбоджа, Лаос.

Правопреемство – переход  определенных прав и обязанностей от одного государства к другому.

  1. Конвенция о правопреемстве в отношении международных договоров.
  2. Конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, долгов и архивов.

Существует 2 теории правопреемства:

  1. Теория универсального правопреемства (государство-правопреемник полностью наследует международную личность государства-предшественника) – доктрина континуитета (продолжательства).
  2. Негативная теория правопреемства (все международные договоры старого государства должны быть отброшены) – концепция tabura rasa.

 

16.Признание государств. Юридическое  значение признания.

Международно-правовое признание - акт государства, констатирующий возникновение нового субъекта международного права, с которым государство, принявшее этот акт, считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

В науке существует 2 теории признания государств:

    1. Декларативная (государство субъект МПП с момента своего возникновения. Признание со стороны других стран не наделяет государство правосубъектностью).
    2. Конститутивная (государство приобретает правосубъектность только с момента признания его другими государствами. Просто фактического возникновения недостаточно)

По вопросу  признания правительств, пришедших к власти революционным путем существует 2 доктрины:

  1. Доктрина Гобаро (1907 г) – нельзя признавать правительство, пришедшее к власти революционным путем.
  2. Доктрина Эстрадо (30-е годы) – если правительство находится у власти в государстве (не важно революционным путем оно туда пришло или нет), то другие государства должны его признавать.

Формы признания  государств:

  1. Юридическая (Признание де-юре) (Установление дипломатических отношений. Сопровождается специальным актом признания)
  2. Фактическая  (Признание де-факто) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических.
  3. Признание на один раз (ad hoc) – для конкретного случая.

Если в акте о признании  говорится о признании государства, то признается и правительство и наоборот.

Виды признания  делятся на:

  • традиционные
  • и предварительные.

Традиционные  виды признания.

Признание государств имеет  место при образовании нового государства как самостоятельного субъекта международного права, сформировавшегося  в результате национально- освободительной  борьбы, социальной революции, отделения  какой-либо территории, разделения одного государства на самостоятельные  части - независимые государства. Признание  правительств имеет место обычно в тех случаях, когда к власти приходит новое правительство в  результате революции или государственного переворота, т.е. так называемым неконституционным  путем. Другие государства при этом учитывают, как правило, следующие  критерии: фактический контроль новым  правительством территории и власти в стране; степень поддержки нового правительства населением страны; готовность и способность нового правительства  выполнять свои международные обязательства.

Предварительные (промежуточные) виды признания: признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание правительства в эмиграции. Здесь критерием является эффективность его действий, которые должны выражаться в поддержании тесной связи со своим народом, руководстве борьбой с оккупантами, осуществлении регулярного контроля над воинскими формированиями, которые могут действовать самостоятельно или в составе союзных армий. Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

 

17.Международные конференции: понятие,  виды, порядок работы.

Конференция – съезд, собрание, совещание членов каких-либо организаций международного уровня. 

Международная конференция - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.      

Международная конференция является одним из видов работы международных  организаций.    

Цели  и деятельность любой конференции должны соответствовать общепризнанным принципам международного права. Государство-инициатор созыва конференции сначала выясняет отношение др. правительств к его намерению, а потом рассылает официальные приглашения, указывающие день и место открытия конференции. Государства сами назначают на конференции делегатов и оправляют их число. Кроме делегатов, государства командируют также и экспертов по каким-либо вопросам.     

Конференцию открывает председатель делегации государства, на территории которого она созвана. Первое заседание имеет формальный характер. На международных конференциях значительная часть работы проходит не на планерных заседаниях, а либо в комиссиях, либо во время неформальных встреч председателей делегаций.     

Окончание конференции обычно оформляется  заключительным актом или протоколом, подписанным всеми участниками.      

На  конференциях принимаются акты двух видов:

1)содержащие материалы текущей  работы;

2) подводящие итоги их работы.      

Необходимо  различать также акты процедурного характера и акты, принимаемые по существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов.

 

 

 

Различия в  наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.

Как правовой институт международные конференции имеют  много общего с международными организациями:

  • они представляют собой собрание представителей государств;
  • для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии);
  • эти органы действуют на основе правил, установленных государствами-участниками конференции.

Основное  отличие конференций от международных  организаций заключается в том, что конференции - это временные  органы.

Различают:

  • конференции, созываемые в рамках международных организаций,
  • и конференции, созываемые вне международных организаций;

 

  • универсальные
  • и региональные конференции;

 

  • конференции с участием высших руководителей государств
  • и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.

 

18.Понятие и виды международных  организаций.

Международная организация – один из основных субъектом МПП.

Международная организация — объединение суверенных государств, созданная на основе международного договора, для выполнения определенных целей и задач.

 

Признаки международных  организаций:

  • Договорная основа создания организации;
  • Определение целей и задач;
  • Самостоятельные права и обязанности, закрепленные в уставе;
  • Организационная структура;
  • Эмблема, бюджет, штаб – квартира.

 

Виды участников международной организации, которые  определяется ее уставом:

  • Первоначальные участники (принимали участие в создании международной организации);
  • Присоединившиеся участники;
  • Статус ассоциированного участника (они имеют право участвовать в заседаниях и получать документы, высказываться по вопросам повестки дня, а также обладают другими правами, если это предусмотрено уставом. Но они не имеют права голосования и не могут быть избраны в исполнительные органы);
  • Наблюдатели (имеют право присутствовать на заседаниях).

 

Прекращение членства в международной организации:

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"