Меж-ная правосубъектность
- способность субъекта иметь межд-ные
права и нести межд-ные обязанности. Харак-ся
тем, что ее объем зависит от хар-ра субъекта
межд-ного права, т.е. гос-ва, нации и народности
являются субъектами с первоначальной
правосубъектностью, а остальные субъекты
- обладают производной правосубъектностью.
Субъективное право — это право,
принадлежащее конкретному субъекту межд-ного
правоотношения. Субъективное право —
это возможное поведение; его реализация
зависит от воли субъекта правоотношения.
Юридическая обязанность —
это должное поведение субъекта. Если
субъективным правом можно не воспользоваться,
то от юридической обязанности участник
правоотношения отказаться не вправе.
Субъективные права и юридические
обязанности взаимосвязаны:
право одного участника правоотношения
соответствует обязанности другого.
Классификация:
• по правосубъектности:
1. гос-во - основной субъект
межд-ного права, т.к. обладает первоначальной
правосубъектностью и наибольшим объемом
прав и обязанностей
2. межд-ные междуправительственные
организации - субъекты с производной
от создавших их гос-в правосубъектностью.
они должны:
- обладать актами, имеющими
учредительный характер, т.е наличие
устава;
- обладать организационной
структурой, т.е. системой органов
организации (высших исполнительных
и законодательных);
- обладать межд-ной правосубъектностью
- иметь четко определенные
цели, не противоречащие принципам
межд-ного права
виды межд-ных межправительственных
организаций (ММО):
• по сфере деятельности:
универсальные
региональные
• по характеру участвующих
гос-в:
развитые
развивающиеся
смешанного типа
• по цели деятельности:
общие
специальные
3. нации и народности
м.б. признаны сообществом при
условии создания определенных властных
структур, объединенных в единый центр,
способный выступать от имени нации или
народа в межгос-нных отношениях
4. гос-во-подобные образования
- всего 2 в мире: Ватикан (клирикальное
государство) и Мальтийский орден (активно
участвует в Межд-ных отношниях. имеет
представительства в странах, миссию при
ООН и в специализированных учреждениях
ООН)
Первичные субъекты межд-ного
права (гос-ва и борющиеся нации) в силу
присущего им гос-ного или национального
суверенитета признаются носителями межд-но-правовых
прав и обязанностей. Суверенитет (гос-ный
или национальный) делает их независимыми
от других субъектов межд-ного права и
предопределяет возможность самостоятельного
участия в межд-ных отношениях.
Не существует норм, наделяющих
правосубъектностью первичные субъекты
межд-ного права; имеются лишь нормы, подтверждающие
наличие у них правосубъектности с момента
образования.
Юр-ским источником правосубъектности
для несуверенных субъектов межд-ного
права служат их учредительные док-ты.
Такими док-тами для межд-ных организаций
являются их уставы, принимаемые и утверждаемые
субъектами межд-ного права в форме межд-ного
дог-ра. Производные субъекты межд-ного
права обладают ограниченной правосубъектностью,
которая обусловлена признанием этих
участников межд-ных отношений со стороны
первоначальных субъектов. Объем и содержание
правосубъектности производных субъектов
зависят от воли первичных субъектов межд-ного
права.
Субъекты межд-ного права не
только имеют права и несут обязанности,
но и обладают двумя другими характеристиками,
отличающими их от субъектов внутригос-ного
права:
1) являются коллективным
образованием. Каждый такой субъект
имеет элементы организации: гос-во
— власть и аппарат управления; борющаяся
нация — политический орган, представляющий
ее внутри страны и в межд-ных отношениях;
межд-ная организация — постоянно действующие
органы и т.д. При осуществлении властных
полномочий субъекты межд-ного права относительно
независимы и не подчинены друг другу.
Каждый из них имеет самостоятельный межд-но-правовой
статус, выступая в межд-ных правоотношениях
от своего собственного имени;
2) обладают способностью
участвовать в разработке и
принятии межд-ных норм. Дог-рная право-дееспособность
составляет важнейший элемент межд-ной
правосубъектности. Субъекты межд-ного
права — не просто адресаты межд-но-правовых
норм, но и лица, участвующие в их создании.
Все субъекты межд-ного права — одновременно
и субъекты одной из отраслей межд-ного
права — права межд-ных дог-ров.
Только наличие всех трех вышеуказанных
элементов (обладание правами и обязанностями,
вытекающими из межд-но-правовых норм;
существование в виде коллективного образования;
непосредственное участие в создании
межд-но-правовых норм) дает основание
считать то или иное образование полноценным
субъектом межд-ного права. Отсутствие
у субъекта хотя бы одного из перечисленных
качеств не позволяет говорить об обладании
межд-ной правосубъектностью в точном
значении этого слова.
Основные права и обязанности
характеризуют общий межд-но-правовой
статус всех субъектов межд-ного права.
Права и обязанности, присущие субъектам
определенного вида (гос-ам, межд-ным организациям
и т.д.), образуют специальные межд-но-правовые
статусы данной категории субъектов. Совокупность
прав и обязанностей конкретного субъекта
образует индивидуальный межд-но-правовой
статус этого субъекта.
Физическое лицо обладает качествами
межд-ной правосубъектности, их возможно
привлечь к межд-ной ответ-ти, они могут
обращаться в межд-ные органы за защитой
своих прав. Физ-кие лица в странах Европейского
Союза имеют право обращаться с исками
в Европейский Суд. После ратификации
в 1998 г. Европейской Конвенции по защите
прав чел-ка и основных свобод 1950 г. физ-кие
лица в России также могут обращаться
в Европейскую комиссию по правам чел-ка
и Европейский суд по правам чел-ка.
Субъект международного права
— это лицо, на которое распространяется
действие межд-но-правовых норм, которое
эти нормы наделяют субъективными правами
и обязанностями, то индивид является
субъектом межд-ного права. Существует
множество межд-но-правовых норм, которыми
напрямую могут руководствоваться физ-кие
лица (Пакт о гражданских и политических
правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка
1989 г., Женевские конвенции о защите жертв
войны 1949 г., Дополнительные протоколы
I и II к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция
о признании и приведении в исполнение
иностранных арбитражных решений 1958 г.
и т.д.).
Если субъект межд-ного права
не только обладает правами и обязанностями,
вытекающими из межд-но-правовых норм,
но и является коллективным образованием,
и принимает прямое участие в создании
норм межд-ного права, то индивида к субъектам
межд-ного права относить нельзя.
36. Субъекты
международного права делятся на две основные
категории — основные (первичные) и производные
(вторичные).
Категория производных
(вторичных) субъектов – это преимущественно
международные межправительственные
организации. Специфика их юридической
природы выражается в том, что они порождены
волеизъявлением государств, зафиксировавших
свое решение в учредительном акте (следовательно,
их правосубъектность является производной,
обусловленной). Таким образом, их правосубъектность
является функциональной, индивидуализированной.
С некоторыми оговорками к этой категории
принято относить государствоподобные
образования, т. е. особые исторически
сложившиеся политико-религиозные или
политико-территориальные единицы с относительно
самостоятельным статусом.
Государствоподобные
образования (квазигосударства) — особый вид субъектов международного
права, обладающие некоторыми признаками
государств, но не являющиеся таковыми
в общепринятом смысле. К категории производных
субъектов международного права принято
относить особые политико-религиозные
или политико-территориальные единицы,
которые имеют относительно самостоятельный
международно-правовой статус.
Исторически известны вольные
города, включая города Ганзейского союза
в эпоху средневековья, затем Краков, который
согласно Венскому трактату 1815 г. был провозглашен
вольным, независимым и совершенно нейтральным
городом под покровительством России,
Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Версальский
мирный договор 1919 г. установил особый
статус для Данцига (Гданьска), именовавшегося
«свободным государством» (до 1939 г.).
В настоящее время государствоподобными
образованиями со специальным международно-правовым
статусом являются Ватикан (Святейший
престол) как официальный центр Римско-католической
церкви и Мальтийский орден как официальное
религиозное формирование с международно
признанными благотворительными функциями.
Ватикан и Мальтийский орден поддерживают
дипломатические отношения со многими
государствами мира, обмениваясь соответствующими
представительствами.
37. Признание государств и правительств
Признание в международном
праве – это односторонний юридический
акт государства или иного субъекта международного
права, посредством которого констатируется
наличие определенного юридически значимого
факта или ситуации в международном обществе
и признается его правомерность.
Акт, противоположный
признанию, именуется протестом. Он выражает
несогласие с правомерностью того или
иного действия. Существенное юридическое
значение приобретают признание или протест
в отношении таких событий, как появление
национально-освободительного движения,
движения и сопротивления агрессоров,
признание статуса воюющей и статуса восставшей
стороны во внутригосударственном конфликте.
Признание государств
имеет место в случае появления нового
независимого государства в результате
революции, войны, объединения или разъединения
государств и т. д. Основные критерии признания:
независимость нового государства и самостоятельность
в осуществлении государственной власти.
В теории международного права существуют
две основные концепции о признании института
признания государств:
1) конститутивная,
предполагающая, что признание обладает
правообразующим значением;
2) декларативная,
предполагающая, что признание лишь подтверждает
факт появления нового субъекта.
Существуют три
основные формы признания государств:
1) де-юре – полное
окончательное признание, влекущее за
собой установление дипломатических отношений
и выражающееся в форме официального заявления
либо в совершении какого-либо конклю-дентного
действия;
2) де-факто – неполное
предварительное признание;
3) ad hoc – как специфический
вид признания.
Международное
право не устанавливает обязанности признания.
Признание всегда является актом доброй
воли со стороны признающего государства.
Международному
праву известны случаи отказа от признания.
В некоторых случаях признание вообще
недопустимо.
Признание правительств
происходит одновременно с признанием
нового государства. Вопрос о самостоятельности
признания правительств возникает в случае
смены власти в государстве неконституционным
путем. Основными критериями являются
эффективность правительств, т. е. действительное
фактическое обладание государственной
властью на соответствующей территории
и независимое ее осуществление, а также
соблюдение прав и свобод человека, готовность
разрешить споры мирными средствами и
выполнять международные обязательства.
Особым видом признания правительств
является признание правительств в изгнании.
Признание правительств не может истолковываться
как одобрение правительств.
Также признаются
национальные освободительные движения
в лице их органов, а также признание восставшей
стороны.
38. Правопреемство государств
Правопреемство
государств – это переход определенных
прав и обязанностей от одного государства-субъекта
международного права к другому. Правопреемство
– это сложный международный правовой
институт, нормы данного института были
кодифицированы в Венской конвенции от
1978 г. о правопреемстве государств в отношении
договоров и в Венской конвенции от 1983 г.
о правопреемстве государств в отношении
государственной собственности, государственных
архивов и государственных долгов.
Существуют две
основные теории по поводу правопреемства
государств.
Согласно универсальной
теории правопреемства государств государство-преемник
полностью наследует права и обязанности,
которые принадлежали государству-предшественнику.
Представители данной теории (Пуффендорф,
Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные
права и обязанности государства-предшественника
переходят к государству-преемнику, так
как личность государства остается неизменной.
Негативная теория
правопреемства. Ее представитель А. Кейтс
считал, что при смене власти в одном государстве
на другую международные договоры государства-предшественника
отбрасываются. Разновидностью данной
теории является концепция tabula rasa, которая
означает, что новое государство начинает
свои договорные отношения заново.
Таким образом,
в правопреемстве государств выделяют
правопреемство в отношении международных
договоров, государственной собственности,
государственных архивов и в отношении
государственных долгов.
Правопреемство
в отношении международных договоров
предполагает, что новое независимое государство
не обязано сохранять в силе какой-либо
договор или становиться его участником
в силу исключительно того факта, что в
момент правопреемства договор был в силе
в отношении территории, являющейся объектом
правопреемства (ст. 16 Венской конвенции
от 1978 г.).
Правопреемство
в отношении государственной собственности
предполагает, что переход государственной
собственности от государства-предшественника
к государству-преемнику происходит без
компенсаций, если иное не предусмотрено
соглашением между сторонами.
Правопреемство
в отношении государственных архивов
предполагает, что государственные архивы
переходят к новому независимому государству
от государства-предшественника полностью.
Правопреемство
в отношении государственных долгов зависит
от того, какое государство является правопреемником:
часть государства-предшественника, два
объединившихся государства или новое
независимое государство. Долг государства-предшественника
переходит к государству-преемнику, размер
долга зависит от вида государства-правопреемника.