Права государств, других субъектов
международного права, устанавливаемые
принципом, состоят в возможности выбора
способов разрешения спора; в требовании
к сторонам конфликта не уклоняться от
поиска приемлемых для всех способов разрешения
противоречий; в выполнении принятых решений;
в праве на помощь со стороны третьих государств
и международных организаций.
Обязанности государств состоят
в следующем: они не должны прекращать
процесс поиска приемлемого способа решения
спора; при разрешении спора должны исходить
из интересов обеих сторон спора; в процессе
мирного урегулирования должны воздерживаться
от любых действий, могущих ухудшить сложившуюся
к моменту разбирательства ситуацию или
нанести ущерб процессу поиска приемлемого
способа; они обязаны добровольно выполнить
принятое совместно решение. В случае
если спор имеет серьезный характер и
если его продолжение может угрожать интересам
безопасности и мира, Совет Безопасности
ООН уполномочен рекомендовать сторонам
конкретную процедуру разрешения спора.
При необходимости он может обратиться
к сообществу государств с призывом применить
уставные санкции по ст. 40-41 Устава ООН,
чтобы предотвратить ухудшение ситуации.
Принцип сотрудничества
государств является функциональным принципом
международного права. Сотрудничество –
единственный законный способ реализации
государством своих интересов, так как
ни одно из них не может выжить в условиях
автаркии, экономической и политической
изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества
является одним из видов суровых санкций
в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40,
41).
Принцип сотрудничества является
формой практической реализации всех
остальных принципов международного права.
Он представляет собой не столько право,
сколько обязанность всех государств
сотрудничать друг с другом. Устав ООН
в преамбуле и ст. 1 обязывает членов ООН
«осуществлять международное сотрудничество
в разрешении международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного
характера». Сам принцип пронизывает все
положения Устава ООН, других правомерных
договоров.
Конкретизация принципа сотрудничества
дана в нормах декларации Генеральной
Ассамблеи ООН, в частности в Декларации
о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений государств 1970
г., Декларации принципов Заключительного
акта Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе 1975 г., Хельсинки. Первая уделяет
внимание объектам сотрудничества, охватывая
достаточно широкий круг отношений, вторая –
процедуре и методам сотрудничества.
Государства обязаны сотрудничать
с учетом всех принципов международного
права, т. е. равноправно, справедливо, без
давления и попыток вмешательства в осуществление
внешней или внутренней функции государства;
выгода от сотрудничества должна быть
взаимной, но при этом сотрудничество
должно служить благу всех государств.
Сотрудничество должно содействовать
взаимопониманию, доверию, укреплению
добрососедских отношений и всеобщего
мира.
Принцип равноправия
и самоопределения народов и наций предназначен для регулирования
отношений государств в одной из важнейших
сфер развития цивилизации в целом и бесконфликтного
существования этносов, находящихся на
разных стадиях развития. Народ, нация
являются первоосновой, с которой связывается
суверенитет государства и сам факт его
существования.
Данный принцип в краткой форме
был сформулирован в Уставе ООН в 1945 г.,
затем – в универсальном кодифицирующем
договоре – Пактах о правах человека 1966
г. Статья 1, содержащая перечень прав нации
как самоопределяющейся единицы, выделена
в особую часть. В период перед принятием
пактов содержание принципа совершенствовалось
в форме международно-правового обычая.
Часть принципа, связанная с предоставлением
независимости колониальным странам и
народам, в своем развитии опиралась на
морально-политические нормы Декларации
о предоставлении независимости колониальным
странам и народам 1960 г. и Декларации о
принципах международного права 1970 г.
На первом этапе применения
принципа упор делался на регламентацию
статуса колонизуемого и колонизатора,
определялись их взаимные права и обязанности,
среди которых наиболее важным было право
колонизуемого применить против колонизатора
вооруженную силу, что, как известно, разрешается
в особом порядке и в исключительных случаях.
При этом подразумевалось, что народ имеет
орган:
1) возглавляющий такую борьбу,
2) поддерживаемый значительной
частью населения,
3) эффективно контролирующий
значительную часть национальной территории.
По достижении независимости
и в период военных действий народ и нация
должны были подчиняться всем требованиям
международного права. Активная деколонизация
привела к появлению нового субъекта международного
права – народа и нации, находящихся в
стадии борьбы за свое самоопределение,
следствием чего было право испрашивать
и получать помощь со стороны сообщества.
Под влиянием существования
этого принципа сформировался наряду
с колониализмом новый состав международного
преступления – неоколониализм, понимаемый как применение
иных, кроме политических и военных, методов
удержания в подчинении бывшей колонии.
В стадии становления находятся
два новейших принципа – всеобщего и полного
разоружения под эффективным международным
контролем и принцип международной защиты
окружающей среды.
21/ Международная правосубъектность индивида
Вопрос о международной правосубъектности
индивидов является одним из наиболее
спорных в юридической науке. Согласно
теории права субъектом права считаются
стороны, лица, наделенные юридическими
правами и юридическими обязанностями
в общественных отношениях, урегулированных
международным правом.
Правовые отношения отличаются
от других волевых отношений наличием
у их сторон юридических прав и юридических
обязанностей, установленных нормами
права. По мнению Я. Броунли, субъектом
международного права является образование,
способное иметь международные права
и обязанности, а также могущее защищать
свои права путем заявления международных
претензий. Это значит, что индивид может
быть участником международных правоотношений,
будучи наделен право- и дееспособностью.
Если присутствует только правоспособность,
то индивид будет являться субъектом права,
но не правоотношения.
Международная правосубъектность
индивида проявляется обычно в двух случаях:
1) наделение лиц в определенных
ситуациях правами и обязанностями, но без признания за ними
международной процессуальной правоспособности.
Это касается сферы борьбы с преступностью,
где индивид – субъект преступлений; права
войны и защиты прав человека, где он может
выступать и субъектом международных
преступлений, и участником взаимоотношений
с государством в вопросах гражданства,
предоставления убежища и т. д.
2) предоставление физическим лицам
на основе ряда международных договоров
права непосредственного обращения в
международные органы. Это могут быть
как несудебные учреждения (например,
право индивидуальных обращений в Комитет
по правам человека и другие; право петиций
по Уставу Международной Организации
Труда и т.д.), так и судебные органы.
Возможно признание международной правосубъектности
у лиц с особым статусом в международных
межправительственных организациях (например,
должностные лица или служащие) и в международных
органах, где они выступают в личном качестве
(судьи, арбитры и др.).
Международное право исторически сложилось
как межгосударственное право. Таким оно является
и в настоящее время. Однако государства все чаще
и чаще разрабатывают и принимают нормы,
которые не только регулируют их взаимоотношения,
но и адресованы международным неправительственным
организациям и индивидам. Такие нормы
применяются к индивидам как опосредованно,
т. е. через нормы внутригосударственного
права, так и непосредственно. Они обязывают
государства обеспечить определенные
права индивида, но в ряде случаев непосредственно
наделяют его правами и обязанностями.
Более того, индивид может требовать от
государства выполнения.
Индивид не несет обычной ответственности
за нарушения обязательств, налагаемых
по обычному международному праву, так
как эти обязательства могут в большинстве
случаев нести только государства и правительства.
Однако нет такой нормы права, которая
исключала бы возможность обладания индивидом
некоторой степенью правосубъектности,
и он действительно обладает такой правосубъектностью
для определенных целей
Таким образом, индивид как носитель
международных прав и обязанностей участвует в
международных правоотношениях, выполняет
нормы международного права и несет ответственность за
их нарушение. Единственное свойство,
которым он не обладает, — это участие
в создании принципов и норм международного
права.
22. Действие международных
договоров во времени и в пространстве,
по кругу лиц
Международный
договор начинает действовать с момента
вступления его в силу до прекращения
и не имеет обратной силы. Это действие
международного договора во времени. Государства
до вступления международного договора
в силу могут оговорить его временное
применение. Действующим международный
договор является тогда, когда он обрел
и не утратил юридическую силу. Вступивший
в силу международный договор становится
юридически обязательным для всех его
участников. Так, договоры могут вступать
в силу с момента подписания, ратификации,
обмена ратификационными грамотами или
сдачи депозитарию определенного числа
ратификационных грамот. Международный
договор может заключаться на определенный
срок, на неопределенный срок и не содержать
указания на срок действия либо иметь
указание на бессрочность договора. Положение
о сроке международного договора указывается
в самом договоре. На определенный срок
заключаются двусторонние и многосторонние
договоры. Двусторонние договоры могут
содержать условие того, что по истечении
определенного срока действия они будут
оставаться в силе до тех пор, пока один
из участников договора не заявит о своем
выходе из него. Некоторые договоры могут
содержать положения, по которым срок
международного договора будет продлен
автоматически на 3 года или 5 лет. Продление
будет осуществляться до тех пор, пока
один из участников международного договора
не денонсирует договор либо откажется
продлевать его действие. Продление договора
называется пролонгацией. В случае, если
срок международного договора истек, то
стороны могут договориться о его продлении.
Такое продление срока международного
договора называется возобновлением (или
восстановлением) срока действия международного
договора. Бессрочным является договор,
который не указывает на срок его действия
и не содержит условий его прекращения,
либо который прямо предусматривает бессрочность
его действия.
В международно-правовых
актах нередко вместо термина «действие»
используется термин «применение». В международном
праве иногда считается, что с момента
вступления международного договора в
силу он действует, но не применяется,
а применяется тогда, когда наступит ситуация,
которая обусловлена в самом международном
договоре. Так, например, соглашения о
правилах ведения войны будут действовать,
но применяться будут, когда возникнет
вооруженный конфликт.
Международный
договор обязателен для всех участников
договора, в отношении всей его территории.
Это действие международного договора
называется «действие в пространстве
и по кругу лиц».
23/ Принципы межд-го
права: понятие, акты, их закрепляющие
и конкретизирующие.
Конституцию межд-ного права
образуют его основные принципы.
Принципы - основополагающие
общепризнанные нормы, обладающие высшей
юр-ской силой. Все остальные межд-но-правовые
нормы и межд-но-значимые действия субъектов
должны соответствовать положениям основных
принципов.
Принципы межд-ного права носят
универсальный хар-р и являются критериями
законности всех остальных межд-ных норм.
Действия или дог-ры, нарушающие положения
основных принципов, признаются недействительными
и влекут межд-но-правовую ответ-ть. Все
принципы межд-ного права имеют первостепенную
важность и должны неукоснительно применяться
при интерпретации каждого из них с учетом
других.
Принципы взаимосвязаны: нарушение
одного положения влечет за собой несоблюдение
других.
Основные принципы межд-ного
права представляют собой международно-правовые
нормы, они существуют в форме определенных
источников межд-ного права.
Первоначально эти принципы
выступали в форме межд-но-правовых обычаев,
однако с принятием Устава ООН основные
принципы приобретают договорно-правовую
форму. Семь принципов межд-ного права
содержатся в Уставе ООН.
Содержание основных принципов
было подробно раскрыто в Декларации о
принципах межд-ного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества
между гос-ми в соответствии с Уставом
ООН (1970 г.), других межд-ных документах.
Применительно к европейским условиям
содержание основных принципов было конкретизировано
актами Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским
Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом
Венской встречи 1989 г. и др.
Содержание основных принципов
межд-ного права:
I. Принцип суверенного равенства
гос-в и уважения прав, присущих суверенитету.
Все гос-ва в межд-ных отношениях пользуются
суверенным равенством, имеют равные права
и обязанности и явл-ся равноправными
членами мирового сообщества. Понятие
равенства означает, что:
все гос-ва юр-ски равны;
все гос-ва должны уважать правосубъектность
других гос-в;
все гос-ва пользуются правами,
присущими полному суверенитету. Они вправе
самостоятельно решать вопросы об участии
в межд-ных конференциях и организациях,
межд-ных дог-рах и др.;
тер-риальная целостность и
политическая независимость гос-в неприкосновенны,
гос-ные границы могут меняться лишь на
основании договоренности и в соответствии
с нормами межд-ного права;