30. Мирные средства разрешения международного
спора
Согласно Уставу
ООН государства – члены ООН приняли на
себя обязательство «проводить мирными
средствами, в согласии с принципами справедливости
и международного права улаживание или
разрешение международных споров и ситуаций,
которые могут привести к нарушению мира»
(п. 1 ст. 1). Согласно ст. 33 Устава ООН государства,
участвующие в любом споре, продолжение
которого могло бы угрожать поддержанию
международного мира и безопасности, должны
прежде всего стремиться разрешить спор
путем «переговоров, обследования, посредничества,
примирения, арбитража, судебного разбирательства,
обращения к региональным органам или
соглашениям или иными мирными средствами
по своему выбору».
Переговоры – это
мирное средство разрешения спора с помощью
представителей между государствами по
существу достижения договоренности о
применении иного мирного средства для
разрешения спора. Цели, состав участников,
уровень представительства на переговорах,
их организационные формы согласовываются
самими спорящими сторонами. Переговоры
по разрешению спора должны вестись на
равноправной основе, исключающей нарушение
суверенной воли заинтересованных сторон.
Консультации сторон
– это периодические встречи спорящих
сторон, направленные на поиск компромиссных
решений.
Обследование –
это средство мирного урегулирования,
к которому прибегают в случае, когда спорящие
стороны расходятся в оценке фактических
обстоятельств, вызывающих спор или приведших
к спору. Для того чтобы провести обследование,
создается следственная комиссия, иногда
во главе с представителем третьего государства
или международной организации. Результаты
работы следственной комиссии закрепляются
в докладе, который устанавливает только
фактическую сторону спора.
Примирение – это
выяснение фактических обстоятельств
спора и выработка конкретных рекомендаций
для сторон.
Добрые услуги
– это действия не участвующей в споре
стороны, направленные на установление
контактов между спорящими сторонами.
Субъекты, оказывающие добрые услуги,
в самих переговорах по разрешению спора
непосредственного участия не принимают.
В качестве субъектов могут выступать
государства, международные организации,
известные общественные или политические
деятели.
Посредничество
– это непосредственное участие третьей
стороны в мирном разрешении спора.
Международный
арбитраж – это добровольно выраженное
согласие спорящих сторон передать свой
спор на рассмотрение третьей стороне,
решение которой является обязательным
для сторон в споре.
Судебное разбирательство
– это рассмотрение и разрешение спора
международными судами.
31/ Источники международного права
Источники международного
права – это формы существования международных
правовых норм.
К источникам международного
права применяются все характеристики,
которые применяются к источникам в теории
права.
В международном
праве выделяют два основных вида источников:
международный договор и международный
обычай. Однако наряду с этими основными
источниками международного права выделяют
акты международных организаций, акты
международных конференций и совещаний.
Такие акты будут источниками международного
права только в том случае, если они будут
устанавливать обязательные правила поведения
для самих международных организаций
или иных субъектов международного права.
Данные акты должны
отвечать требованиям нормо-образования.
Наряду с вышеперечисленными
источниками международного права существует
концепция «мягкого права», которая включает
в себя акты рекомендательного характера
или программные установки международных
органов и организаций, в первую очередь
это относится к актам (резолюциям) Генеральной
Ассамблеи ООН.
Статья 38 Статута
Международного Суда ООН содержит перечень
источников международного права, на основании
которых Суд должен разрешать споры. К
ним относятся:
1) международные
конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определенно
признанные спорящими государствами;
2) международный
обычай как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы;
3) общие принципы
права, признанные цивилизованными нациями;
4) судебные решения
и доктрины наиболее квалифицированных
специалистов по публичному праву различных
наций в качестве вспомогательного средства
для определения правовых норм.
Международный
договор – это соглашение между государствами
или иными субъектами международного
права, заключенное в письменной форме,
содержащее взаимные права и обязанности
сторон независимо от того, содержатся
они в одном или нескольких документах,
а также независимо от его конкретного
наименования.
Международный
обычай – это доказательство всеобщей
практики, признанной в качестве правовой
нормы (ст. 38 Статута Международного Суда
ООН). Международный обычай становится
источником права в результате длительной
повторяемости, т. е. устойчивая практика
– это традиционное основание признания
обычая как источника права. Возможно
становление обычая в короткий промежуток
времени.
К актам международных
конференций можно отнести договор как
результат деятельности конференции,
созданной специально для разработки
международного договора государств,
который ратифицирован и введен в действие.
К актам международных
организаций можно отнести акты Генеральной
Ассамблеи ООН.
32. К нетипичным
субъектам международного права
относятся государствоподобные образования
- вольный город и Ватикан.
Вольный город - самоуправляющееся
политическое образование, которому международным
договором предоставлен международно-правовой
статус, позволяющий ему участвовать в
основном в экономических, административных
и культурных международно-правовых отношениях.
Создание вольного города, как свидетельствует
исторический опыт, обычно является результатом
урегулирования спорного вопроса о его
принадлежности тому или иному государству
<*>. Поэтому высшим юридическим актом
для него является международный договор,
которым и определяется особая международная
правосубъектность города.
Ватикан - город-государство, являющийся
резиденцией центра католической церкви
- Святого престола. В силу сложившегося
обычая обладает специфической международной
правосубъектностью. В международных
отношениях участвует под наименованием
"Святой престол". В международной
практике нередко подчеркивается, что
речь идет об особом образовании - Святом
престоле, а не о католической церкви.
В противном случае было бы неясно, почему
другим церквам не предоставлен аналогичный
статус.
Святой престол поддерживает дипломатические
отношения более чем с 80 государствами,
включая Россию; участвует во многих конвенциях
общего характера; обладает статусом наблюдателя
в ООН, является членом таких организаций,
как ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ. Участие Святого
престола в конвенциях не имеет ощутимого
практического, юридического значения.
Речь идет в основном о моральной поддержке
соответствующих норм международного
права. Порой это обстоятельство специально
подчеркивается. Так, перед подписанием
договора о нераспространении ядерного
оружия Святой престол заявил, что его
намерение обусловлено желанием оказать
моральную поддержку принципам, на которых
основан договор <*>.
33 ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО
ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
- один из основополагающих
императивных принципов современного
международного права. Возник в
форме международно-правового обычая
pacta sunt servanda на ранних стадиях развития
государственности, а в настоящее время
находит отражение в многочисленных двусторонних
и многосторонних международных соглашениях.
В качестве общепризнанной нормы поведения
субъектов указанный принцип закреплен
в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость
членов ООН создать условия, при которых
могут соблюдаться справедливость и уважение
к обязательствам, вытекающим из договоров
и других источников международного права.
Согласно п. 2 ст. 2 Устава, все члены Организации
Объединенных Наций добросовестно выполняют
принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в
совокупности права и преимущества, вытекающие
из принадлежности к составу Членов Организации.
Развитие международного права со всей
очевидностью подтверждает универсальный
характер П.д.в.м.о. Согласно Венской конвенции
о праве международных договоров 1969 г.
каждый действующий договор обязателен для его участников
и должен ими добросовестно выполняться.
Участник не может ссылаться на положения
своего внутреннего права в качестве оправдания
для невыполнения им договора.
Сфера действия П.д.в.м.о. заметно расширилась
в последние годы, что получило отражение
в формулировках соответствующих международно-правовых
документов. Так, согласно Декларации
о принципах международного права 1970 г.,
каждоегосударство обязано добросовестно выполнять
обязательства, принятые им в соответствии
с Уставом ООН, обязательства, вытекающие
из общепризнанных норм и принципов международного
права, а т.ж. обязательства, вытекающие
из международных договоров, действительных
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права. Авторы Декларации
стремились подчеркнуть необходимость
добросовестного соблюдения прежде всего
тех обязательств, которые охватываются
понятием "общепризнанные принципы и нормы международного права"
или вытекают из них. В различных правовых
и социально-культурных системах существует
свое понимание добросовестности, что
непосредственным образом отражается
на соблюдении государствами принятых
обязательств. Концепция добросовестности
получила закрепление в большом числе
международных договоров, резолюциях
Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях
государств и т.д. Однако следует признать,
что определение точного юридического содержания
понятия добросовестности в реальных
ситуациях может вызывать трудности. Представляется,
что юридическое содержание добросовестности
следует выводить из текста Венской конвенции
о праве международных договоров, главным
образом разделов "Применение договоров"
(ст-ст. 28-30) и "Толкование договоров"
(ст. ст. 31-33). Применение положений договора
во многом определяется его толкованием.
С этой точки зрения можно предположить,
что добросовестным будет применение
договора, который и истолкован добросовестно
(в соответствии с обычным значением, которое
следует придавать терминам договора
в их контексте, а т.ж. в свете объекта и
целей договора).
Принцип П.д.в.м.о. распространяется
только на действительные соглашения.
Это значит; что рассматриваемый принцип
применяется только к международным договорам,
заключенным добровольно и на основе равноправия.
Любой неравноправный международный
договор, прежде всего, нарушает суверенитет
государства и как таковой нарушает Устав
ООН, поскольку Организация Объединенных
Наций основана на принципе суверенного
равенства всех ее членов, которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство развивать дружественные отношения
между нациями на основе уважения принципа
равноправия и самоопределения народов.
Следует считать общепризнанным, что любой
договор, противоречащий Уставу ООН, является
недействительным, и ни одно государство
не может ссылаться на такой договор или
пользоваться его преимуществами
34. В соответствии с принципом
сотрудничества государств
государства обязаны, независимо от различий
в их политических, экономических и социальных
системах, сотрудничать друг с другом
в различных областях международных отношений
с целью поддержания международного мира
и безопасности и содействия международной
экономической стабильности и прогрессу,
общему благосостоянию народов и международному
сотрудничеству, свободному от дискриминации,
имеющей в своей основе такие различия.
С этой целью:
а) государства сотрудничают
с другими государствами в деле поддержания
международного мира и безопасности;
б) государства сотрудничают
в установлении всеобщего уважения и соблюдения
прав человека и основных свобод для всех
и в ликвидации всех форм расовой дискриминации
и всех форм религиозной нетерпимости;
в) государства осуществляют
свои международные отношения в экономической,
социальной, культурной, технической и
торговой областях в соответствии с принципами
суверенного равенства и невмешательства;
г) государства — члены ООН
обязаны в сотрудничестве с ООН принимать
совместные и ин-дивидуальные меры, предусмотренные
соответствующими положениями Устава.
Государства сотрудничают в
экономической, социальной и культурной
областях, а также в области науки и техники
и содействуют прогрессу в мире в области
культуры и образования. Они должны сотрудничать
в деле оказания содействия экономическому
росту во всем мире, особенно в развивающихся
странах.
Таково основное содержание
принципа сотрудничества государств.
Полезно также напомнить, что в соответствии
с п. 4 ст. 1 Устава ООН Организация Объединенных
Наций призвана быть центром для согласования
действий наций (государств) в достижении
провозглашенных в этой статье общих целей
Организации. Центром сотрудничества
государств в той или иной специальной
сфере их взаимоотношений призваны быть
универсальные международные организации
— специализированные учреждения ООН
и Международное агентство по атомной
энергии, а также различные региональные
и локальные международные организации.
35/ Субъекты межд-го
права: понятие, виды. Межд-ная правосубъектность
физ-х лиц.
Субъекты межд-го права - участники
правоотношений, имеющие межд-ные субъективные
права и юридические обязанности. Субъектами
межд-ных правоотношений м.б. гос-ва, нации,
борющиеся за независимость, межд-ные
организации, гос-воподобные образования,
юр-ские лица (предприятия и организации),
физ-кие лица (граждане, иностранцы, апатриды,
бипатриды), т.е. все те лица и образования,
чье поведение регулируется нормами межд-ного
права.
Содержание правоотношений
образуют межд-ные субъективные права
и юр-ские обязанности участников.