- Международные железнодорожные
перевозки.
Железнодорожная перевозка.
- это перевозка грузов
и пассажиров между 2 и более
государствами на условиях международной
железнодорожной конвенции.
При наличии железнодорожной
конвенции применение национального права
допускается в исключительных случаях:
- если в самой конвенции есть
отсылка к национальному праву.
- если вопросы не урегулированы
самой конвенции.
Характерные привязки международной
перевозки в Конвенциях:
- закон дороги отправления
- закон следования
- закон транзита
- закон назначения
Конвенции о железнодорожных
перевозках носят обычно региональный
характер.
Россия участвует в
- Соглашение о международном
грузовом сообщении (1951, ред. 92).
- Соглашение о международном
пассажирсом сообщении (1951, ред. 92).
В Западной Европе действуют
Бернские конвенции 1890 г. и 1923 г., Соглашение
о международных ж/д перевозок 1980 г. (приложения
А и Б).
- Международные воздушные перевозки.
Правовой режим воздушной транспортной
среды – это сфера деятельности МПП.
Основную роль в управлении
воздушном движении играет ИКАО (международная
организации гражданской авиации).
Основной документ – Чикагская
конвенция о международной гражданской
авиации 1944 г.
Основная цель Конвенции –
правовое регулирование международных
воздушных сообщений и коммерческой деятельности.
Важнейший документ в области
перевозок – Варшавская конвенция 1929
г. Протоколы к ней: Гаагский 1955 г., Гватемальский
протокол 1971 г., Монреальский 1975 г. Все
это вместе – Варшавская система регулирования
международных авиаперевозок.
Воздушная перевозка – это
перевозка при которой хотя бы один из
пунктов посадки находится на территории
другого государства.
Действие Варшавской конвенции:
- Место отправление и место назначение
не зависимо от перерыва в перевозке расположены
на территории 2-х государств-участников
Конвенции.
- Место отправления и место назначения
находятся на территории одного государства-участника
Конвенции, но остановка предусмотрена
на территории другого государства (возможно,
не участвующего в К.).
Конвенция распространяется
на все виды перевозок (груз, пассажиры),
на смешанную перевозку. Не регулирует
перевозку почты.
- Международные морские перевозки
Общая характеристика гл. 26 КТМ РФ.
Морские перевозки.
- Брюссельская конвенция 1924.
Об унификации некоторых правил о коносаменте.
Протоколы к ней.
- Брюссельская 1910 об унификации
некоторых правил относительно столкновения
судов.
- Брюссельская 1952 г. об унификации
правил, касающихся ареста морских судов.
- Афинская конвенция ИМО 1974 г.
о перевозке морем пассажиров и багажа.
- Конвенция ИМО 1976 об ограничении
ответственности по морским требованиям.
- Конвенция ИМО 1993 г. О морских
залогах и ипотеках.
- Конвенция ИМО 1996 г. Об ответственности
и компенсации ущерба в связи с перевозкой
морем вредных и опасных веществ.
Основные формы организации
морских перевозок: линейные (регулярные)
и трамповые.
- Расчеты в международном торговом
обороте. Аккредитивная форма платежа.
В м\унар обороте род расчетными
отношениями понимаются прежде всего
платежи по внешнеторговым и иным внешнеэкономическим
операциям. Под кредитными отношениями
понимаются отношения сторон при которых
в пользование заемщику (должнику) валютные
ценности, а заемщик должник обязуется
возвратить их или предоставить кредитору
соответствующую компенсацию, как правило
с уплатой процентов в сроки и на условиях
предусматриваемых соглашением сторон.
Расчеты осуществляются посредством
аккредитива, в порядке инкассо, акцепта,
векселя или чека, а также иным способом.
Аккредитив - это поручение
банку произвести платежи за счет специально
выделенных для этого сумм против представлен
соотв документов. Состав участников в
м\унар расчетных правоотношениях
ограничивается продавцом и покупателем.
Одну из центральных ролей при осуществлении
м\унар расчетов занимают банки. В большинстве
случаев м\унар расчеты осущ-ся на основе
типовых соглашений уже апробированных
либо самими партнерами либо другими участниками
при аналогичных ситуациях. Расчеты по
аккредитиву производятся в соответствии
с унифицированными правилами и обычаями
мчп. Под документальным аккредитивом
понимается соглашение в силу которого
банк (эмитент) действуя по просьбе и на
основании инструкции клиента должен
произвести платеж 3 лицу (бенефицианту)
или должен оплатить или акцептовать переводные
векселя, выставленные 3 лицом или осуществить
ряд др специальных действий. Аккредитив
представляет собой сделку обособленную
от договора купли- продажи или иного договора
на котором он может быть основан. Каждый
акт должен ясно указать он явл отзывным
или безотзывным, если нету то будет счит
безотзыв. Особенностью аккредитива является
его строго формальный характер, участники
имеют дело только с документами. Покупатель
не может открыть аккредитив на условиях
отличающихся от условий контракта. Обязанность
формулировать условия аккредитива лежит
на плательщике, который должен дать банку
открывшему аккредитив - эмитенту полные
и точные инструкции. Участниками расчетов
по инкассо является доверитель - сторона
котор поручает банку операцию по инкассированию,
банк (ремитент) - банк-+-+, инкассирующий
банк (любой банк не является банком ремитентом),
плательщик. Доверитель должен дать точные
указания об условиях выдаче документов
- реквизиты суммы валюта, сроки.2 вида
инкассо чистое- только фин документы
и документарное - коммерч докумен и фин
докумен.
- Обязательства из причинения
вреда в МЧП - основы коллизионного регулирования.
К обязательствам, возникающим из внедоговорных
отношений, относят обязательства, возникающие
из причинения вреда. Эти обязательства
обычно называют деликтными обязательствами,
поскольку они возникают не из договора,
а из неправомерных действий (деликтов).
Нарушение правил безопасности при применении
современных транспортных средств, при
массовом перемещении людей из одной страны
в другую приводит к значительному увеличению
аварий и катастроф различного рода и
масштаба, что, в свою очередь, влечет за
собой возникновение деликтных отношений
с так называемым иностранным элементом.
К сожалению, примеров такого рода более
чем достаточно.
Сошлемся на два из них, относящихся к
катастрофам в воздухе. Над Боденским
озером (в воздушном пространстве ФРГ)
по вине швейцарских авиадиспетчеров
произошло столкновение двух самолетов,
на одном из которых возвращались из Испании
российские туристы.
Летящий из Израиля в Новосибирск самолет,
принадлежащий российской авиакомпании,
на борту которого находились российские
граждане, был случайно сбит над Черным
морем ракетой, выпущенной с территории
Украины. В обоих этих случаях, имевших
место в начале XXI в., погибли люди, затем
были предъявлены иски о возмещении вреда.
Вред может быть причинен иностранному
гражданину на территории России, например,
в результате дорожно-транспортного происшествия
по вине российского или иностранного
водителя, в результате столкновения в
открытом море морских судов, зарегистрированных
в различных государствах. Невосполнимый
вред был причинен окружающей среде, побережью
Испании, Франции и Португалии в результате
гибели в 2002 г. танкера "Престиж",
перевозившего нефть в Средиземном море.
Судно в последнем случае было зарегистрировано
в одной стране (на Багамских островах),
плавало под флагом другого государства
(Либерии), отправилось в Сингапур из Греции.
После аварии на Чернобыльской АЭС радиационное
облако было принесено ветром на территорию
ряда европейских государств, что причинило
вред в этих государствах. Как следствие
этого было предъявление исков о возмещении
вреда.
Часть третья ГК РФ определяет сферу
действия права, подлежащего применению
к обязательствам, возникающим вследствие
причинения вреда.
Статья 1220 ГК РФ устанавливает: "На
основании права, подлежащего применению
к обязательствам, возникающим вследствие
причинения вреда, определяются, в частности:
1) способность лица нести ответственность
за причиненный вред;
2) возложение ответственности за
вред на лицо, не являющееся
причинителем вреда;
3) основания ответственности;
4) способы возмещения вреда;
5) объем и размер возмещения
вреда".
В отношении определения права, подлежащего
применению к обязательствам, возникающим
вследствие причинения вреда, в ГК РФ предусмотрены
две коллизионные нормы. Согласно первой
из них:
"к обязательствам, возникающим
вследствие причинения вреда, применяется
право страны, где имело место
действие или иное обстоятельство,
послужившее основанием для требования
о возмещении вреда. В случае,
когда в результате такого
действия или иного обстоятельства
вред наступил в другой стране,
может быть применено право
этой страны, если причинитель
вреда предвидел или должен
был предвидеть наступление вреда
в этой стране" (п. 1 ст. 1219).
Таким образом, третья часть ГК РФ исходит
прежде всего из принципа применения закона
места деликта (lex loci delicti). Тем самым в ГК
РФ закреплен тот же основной принцип,
из которого исходило и предшествующее
законодательство.
- Обязательства из неосновательго
обогащения и вследствие недобросовестной
конкуренции - основы коллизионного регулирования.
К обязательствам, возникающим вследствие
неосновательного обогащения, применяется
право страны, где обогащение имело место.
Стороны могут договориться о применении
к таким обязательствам права страны суда.
Если неосновательное обогащение возникло
в связи с существующим или предполагаемым
правоотношением, по которому приобретено
или сбережено имущество, применяется
право страны, которому было или могло
быть подчинено это правоотношение (ст.
1223 ГК РФ).
- Коллизионное регулирование
наследственных отношений: вопросы наследования
по закону.
В российском законодательстве
право подлежащее применению к отнош-ям
по наследованию, статут наследования
определен ст. 1224 гк. рф.
1 отношения по наследованию
определяются по праву страны
где наследодатель имел последнее
место жительства, если иное предусмотрено
настоящей статьей. Наследование
недвижимого им-ва определяется
по праву страны, где находится
это им-во, а наследование недвижимого
им-ва, которое внесено в гос
реестр в РФ, по российскому
праву. Из этого можно сделать
выводы - 1 по российскому праву
статутом наследования признается
право страны последнего места
жительства наследодателя
2 российское право исходит
из 2 статутов наследования, к наследованию
движимого им-ва должно применяться
право последнего места жительства
наследодателя, а последнюю недвижимого
им-ва право страны места нахождения
этого им-ва. Эти коллизионные
нормы носят двухсторонний характер.
В тоже время в отношении
недвижимого им-ва, внесенного в
гос реестр в рф, установлена
односторонняя коллизионная норма
поскольку в ней содержатся
отсылка к росс праву. Это правило
имеет правовое значение только
для тех видов недвижимого
им-ва, которое несмотря на его
гос регистрацию в рф, может
находится вне российской территории
(воздушные и морские уда, суда
внутреннего плавания, космические
объекты). Автотранспортные средства
к недвижимому им-ву отнесены
быть не могут. ГК - устанавливает
определенное изъятие из принципа
применения к наследственным
отношен права, если место жительства
наследодателя обладавшего им-ом
на тер рф неизвестно или
находится за пределами РФ, то
местом открытия наследства в
рф признается место нахождения
такого им-ва.
- Коллизионное регулирование
наследственных отношений: вопросы наследования
по завещании.
По общему правилу правом на
принятие наследства и другими наследственными
правами могут обладать все субъекты вне
зависимости от их формы (вида) и национальности
(государственной принадлежности), но
при соблюдении законов отдельно взятой
страны.
В российском праве закреплено
правило, по которому к наследованию могут
призываться граждане, находящиеся в живых
в день открытия наследства, а также зачатые
при жизни наследодателя и родившиеся
живыми после открытия наследства. К наследованию
по завещанию могут призываться также
указанные в нем юридические лица, существующие
на день открытия наследства. К наследованию
по завещанию могут призываться Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования, иностранные
государства и международные организации,
а к наследованию по закону - Российская
Федерация в соответствии с Гражданским
кодексом РФ.
В российских коллизионных
нормах содержится также следующее правило:
отношения по наследованию определяются
по праву страны, где наследодатель имел
последнее место жительства. Наследование
недвижимого имущества определяется по
праву страны, где находится это имущество,
а наследование недвижимого имущества,
которое внесено в государственный реестр
в Российской Федерации, - по российскому
праву.
Способность лица к составлению
и отмене завещания, в том числе в отношении
недвижимого имущества, а также форма
такого завещания или акта его отмены
определяются по праву страны, где завещатель
имел место жительства в момент составления
такого завещания или акта. Однако завещание
или его отмена не могут быть признаны
недействительными вследствие несоблюдения
формы, если она