Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:36, лекция

Краткое описание

В данной работе изложены ответы на 70 вопросов.

Содержание

1. Международное частное право в российской правовой системе. Предмет и методы МЧП. Система МЧП.
2. Понимание содержания международного частного права в различных государствах.
3. Соотношение и взаимодействие международного частного права и международного публичного права.
4. Международный договор как источник МЧП.
5. Роль международных организаций в унификации МЧП.
6. Развитие международно-частного права в рамках СНГ: вопросы унификации и гармонизации.
7. Основные внутренние источники международного частного права в Российской Федерации.
8. Роль обычаев как источников международного частного права Обычай и обыкновение в МЧП Судебный прецедент и доктрина как источники МЧП.
9. Нормативный состав МЧП. Вопрос включения национальных материальных норм в состав МЧП.
10. Состав и правовая природа коллизионных норм. Классификация коллизионных норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции МЧП.docx

— 181.93 Кб (Скачать файл)

2. Международные договоры.

Двусторонние и многосторонние.

Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров. Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Их главная цель — обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах. Соглашения о налогообложении. Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами.

Инвестиционные контракты-соглашения.

Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимают инвестиционные контракты-соглашения, заключаемые между частными инвесторами и странами — реципиентами капитала.

 

  1. Понятие иностранного инвестора. Предприятия с иностранными инвестициями.

 

В качестве иностранных инвесторов законодатель  РФ понимает иностранные юридические лица, иностранные организации не являющиеся юр лицами, иностранные граждане, лиц без гражданства, постоянно прожив за рубежом, м\енар организации и иностранные государства.

Иностранный инвестор - иностранные организации не являющиеся юр лицом гражданская правосубъектность которой определяется в соответствии с законом воли государства в котором она учреждена и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществить инвестиции на территории РФ.

Привлекая иностранные инвестиции каждое гос-во стремиться эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой управленческий опыт, иностранное оборудование.

Меньше внимания обращает на  возможные отрицательные последствия. на практике известны случаи когда установление контроля над отечественным предприятием приводило к перепрофилированию его традиционного производства вело к прекращению выпуска продукции конкурирующей с продукцией инвестора. для преодоления негативных последствий имеется правовая возможность введения ограничений для допуска инвестиций в определённой отрасли использов положений антимонопольного законодательства о недопущении недобросовестной конкуренции.

 

  1. Основные правовые гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам.

 

Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

• гарантии недискриминации;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. и "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

 

 ФЗ "Об ИИ" предусм.ряд гарантий  д/ин.инвесторов на S РФ: 1) ин.инвестору  на S РФ предост-ся полная и  безусл.защита прав и интересов, кот.обесп-ся зак-вом РФ; 2) ин.инвестор  имеет право осущ-ть инв-и на S РФ в любых формах, не запрещ-х  зак-вом РФ; 3) ин.инвестор в силу  д-ра вправе передать свои права (уступить треб-я) и обяз-ти (перевести  долг), а на осн.з-на или реш-я  суда обязан передать свои  права (уступить требования) и обяз-ти (перевести долг) др.лицу в соотв. с гр.зак-вом РФ; 4) им-во ин.инвестора  или коммерч.орг-и с ИИ не  подлежит принудит.изъятию, в т.ч.  нац-ции, реквизиции, за искл.случаев  и по осн-ям, кот. установлены ФЗ  или м/н д-ром РФ; 5) гарантию  обесп-я надлеж.разреш-я спора; 6) гарантию испол-я на S РФ и перевода  за пределы РФ доходов, прибыли  и др.правомерно получ-х ден.сумм; 7) ин.инвестор вправе приобрести  акции и иные ЦБ  рос.коммерч.орг-й  и гос.ЦБ в соотв.с зак-вом  РФ о ЦБ; 8) гарантию участия  ин.инвестора в приватизации; 9) льготы, предост-е ин.инвестору и коммерч.орг-и  с ИИ, по уплате тамож.платежей; 10) Sты РФ и ОМСУ в пределах  своей компетенции м.предост-ть  ин.инвестору льготы и гарантии, осущ-ть фин-ние и оказывать  иные формы поддержки инв-го  проекта, осущ-го ин.инвестором, за  счет ср-в бюджетов Sтов РФ и  местных бюджетов, а +  внебюдж.ср-в.

 

  1. Соглашения о разделе продукции.

 

Соглашение о разделе продукции является договором в соответствии с которым РФ предоставляет субъектам предпринимательской деят-ти (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья  на участке недр, указанном в соглашении и на ведение, связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федер-го закона.

Сторонами соглашения являются:

РФ от имени которой в соглашении выступает правительство РФ и орган исполнит-й власти субъекта РФ, на территории которого расположен представляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы.

Инвесторы-граждане РФ, иностр-е граждане, юр лица, созданные на основе договора о совместной деятельности, ассоциации юр.лиц. осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в поиски, разведку, добычу минерального сырья  и являющихся пользователями недр на условиях соглашения. Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законом РФ, действующим в день заключения соглашения. Соглашение заключается с победителем конкурса, аукциона. Произведенная продукция компенсационная - компенсируются затраты и поступает в его собственность, и прибыльная - делится м.у гос-вом и инвестором.

  1. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.

 

Инвестору гарантируется защита имущественных и иных приобретенных и осуществ-х, или в соответствии с соглашением. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестицию на территории РФ в любых формах не запрещенных законодательством РФ. Закон об иностранных инвестициях 1999 г предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов.

1) гарантия права защиты  деятельности иностр-х инвесторов  на территории РФ.

2)гарантия использования  иностранным инвестором различных  форм осуществления инвестиции  на территории РФ.

3)гарантия права иностранного  инвестора на приобретение ценных  бумаг

4)гарантия участия иностранного  инвестора в приватизации

5)гарантия перехода права  и обязанностей иностранного  инвестора другому лицу.

6) гарантия обеспечения  надлежащего разрешения спора

7) гарантия использования  на территории рф и перевода  за пределы рф доходов, прибыли  и др. правомерно полученных денежных  средств.

Особо следует отметить наличие в законе гарантии компенсации при национализации имущ-ва иностранного инвестора.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий гос органов, орг местного самоупр-я, или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражд-м законод-вом РФ.

 

  1. Порядок разрешения международных инвестиционных споров.

 

Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, разрешаются в порядке, установленном международными договорами и законодательством РФ.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

В соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Его задача - предоставление структур для примирения и арбитража в связи с инвестиционными спорами между договаривающимися государствами и физическими или юридическими лицами других договаривающихся государств.

Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между договаривающимся государством и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства, которые стороны в письменной форме согласились передать Центру, т.е. одной из сторон такого спора обязательно должно быть государство, ратифицировавшее данную Конвенцию.

Если обе стороны выразили свое согласие на разрешение спора в соответствии с Конвенцией, то ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке. Причем согласие сторон на арбитраж на основании данной Конвенции исключает любые другие средства правовой защиты. Договаривающееся государство может потребовать, чтобы прежде были исчерпаны все внутригосударственные административные и судебные средства защиты.

Любое договаривающееся государство или любое физическое или юридическое лицо договаривающегося государства, желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой об этом к генеральному секретарю Центра, который направляет ее копию другой стороне.

Арбитражный суд формируется в кратчайший срок после регистрации просьбы.

Суд состоит из одного арбитра или любого нечетного числа арбитров, назначаемых по согласованию сторон. Если стороны не договорились о числе арбитров и порядке их назначения, суд формируется в составе трех арбитров, по одному из которых назначает каждая из сторон, а третий, являющийся председателем суда, назначается по соглашению сторон.

Большинство арбитров должны быть гражданами иных государств, нежели договаривающееся государство, физическое или юридическое лицо которого является стороной в споре; при этом, однако, данное положение не применяется в случае, когда единственный арбитр или любой отдельный член суда назначается по соглашению сторон.

Суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые могут быть согласованы сторонами. При отсутствии такого соглашения суд применяет право договаривающегося государства, являющегося стороной в споре (включая его нормы коллизионного права), и такие нормы международного права, которые могут быть применены.

Суд решает вопросы большинством голосов всех его членов.

Арбитражное решение суда составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Оно должно касаться всех вопросов, переданных на рассмотрение суда, и содержать соображения, на которых оно основано.

Генеральный секретарь безотлагательно направляет заверенные копии арбитражного решения сторонам. Арбитражное решение считается вынесенным в день направления его заверенных копий.

Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя генерального секретаря суда просить о пересмотре арбитражного решения на основании выявления какого-либо факта, который существенно влияет на это решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен суду и заявителю и что незнание его заявителем не было результатом небрежности. Заявление подается в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.

Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя генерального секретаря просить об отмене арбитражного решения только по одной или нескольким из нижеследующих причин:

  • суд был сформирован ненадлежащим образом;
  • суд явно превысил свои полномочия;
  • имела место коррупция какого-либо члена суда;
  • сделано серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры;
  • в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.

Заявление подается в течение 120 дней начиная с даты вынесения арбитражного решения, за исключением случая, когда просьба об отмене основана на факте коррупции: такое заявление подается в течение 120 дней после выявления факта коррупции и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.

 

  1. Собственность Российской Федерации, находящаяся за рубежом. Иммунитет собственности государства. Порядок управления и распоряжения государственной собственностью за рубежом.

 

Правовое положение федеральной собственности за рубежом определяется российским законодательством, законодательством страны места нахождения имущества, международными договорами.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"