Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:10, шпаргалка
1)Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС)
3) Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся
....
58) Шенгенское право
28)-
29) пон и призн права ес Право Европейского сообщества – совокупность норм, принятых в рамках одной организации – Европейское сообщество
Право Европейских сообществ – более широкий термин, включает в себя не только нормы, приятые для обеспечения деятельности ЕС, но и нормы, принятые в рамках 2х других сообществ – ЕОУС (несмотря на то, что не существует, его нормы продолжают действовать) и Евратома. Право Европейских сообществ – совокупность норм, принятых по первой опоре. «Право Европейских сообществ» = «коммунитарное право».
Право Европейского Союза – нормы, принятые в рамках всех трех опор.
Европейское право – в современном понимании = право Европейского Союза; в устаревшем значении – конгломерат действующих на территории европейского континента норм, включая общие принципы права, нормы национальных правовых систем европейских стран (в т.ч. и России), а также номы европейского международного права.
Aсquis – правовые достижения Сообщества и Союза.
Acquis communautaires – достижения сообществ – весь комплекс норм права Европейских сообществ, включая прецедентное право. = «право Европейских сообществ», «коммунитарное право».
Acquis de l’Union – достижения Союза – весь комплекс норм, сложившихся в процессе деятельности европейского Союза ( введен Ниццким договором 2001). = «право Европейского союза», «европейское право» ( в современном значении).
Schengen acquis – шенгенские достижения – совокупность норм, регулирующих условия въезда и передвижения ФЛ по территории гос-уч в целом, включая условия и порядок получения единой визы, а также вопросы совместной борьбы с преступностью, в т.ч. создание для этой цели единой информационной системы.
Право Европейского Союза
– особая правовая система, нормы
которой регулирую общественные
отношения, складывающиеся в рамках
интеграционных процессов в рамках
Европейских Сообществ и
4 подхода к пониманию ПЕС:
• Самостоятельная правовая система
• Многоотраслевая наука, изучающая эту систему
• Учебная дисциплина
• Комплексная отрасль знаний
Предмет – общественные отношения, складывающиеся в ходе комплексной интеграции стран Европейского континента, которые одновременно являются результатом и инструментом интеграционных процессов.
Метод – метод регулирования общественных отношений ( метод скоординированной субординации: мето координации интересов равноправных и суверенных партнеров используется в МП, в конституционном праве – метод субординации). + метод управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспозитивный методы; коллизионный метод.
ПЕС – наднациональное право.
Особенности ПЕС, выделенные Судом ЕС:
• Интегрированный характер
• Прямое действие норм
• Специфический круг субъектов
Субъекты – носители прав и обязанностей:
1. ФЛ ( граждане ЕС, иностранные граждане, апатриды)
2. ЮЛ ( ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством гос-чл; европейские ЮЛ (учреждаются по законодательству ЕС); иностранные ЮЛ)
3. Государства (гос-чл; иностранные государства; компетентные органы гос-чл; ЕС в целом и его структурные подразделения)
32) Соотношение между европейским правом и правом государств- членов Европейского Союза.
Европейское право имеет
различные территориальные пре-
Право ЕС — это особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов в рамках Европейских сообществ и ЕС.
ПЕС можно рассматривать с 4 позиций:
1) как самостоятельную
правовую систему, состоящую
2) как многоотраслевую науку, изучающую эту систему;
3) как учебную дисциплину;
4) как комплексную отрасль знаний.
Предметом ПЕС являются общественные отношения, складывающиеся в ходе комплексной интеграции стран Европейского континента, которые одновременно являются результатом и инструментом интеграционных процессов. Методы права ЕС — это методы пра¬вового регулирования общественных отношений правом ЕС и методы познания и анализа действующего права ЕС, его отраслей, науки и учебной дисциплины.
Собственный свое¬образный метод регулирования общественных отноше¬ний.
В ПЕС сначала достигается координация, согласованность позиций, а затем осуществляется подчинение и реализация согласованных ранее договоренностей. Это можно назвать методом «скоординированной субординации». В ПЕС используются те же методы регулирования общественных отношений, какие характерны для современных государств: методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспозитивный ме¬тоды; коллизионный метод.
Сущность ПЕС состоит в правовой инте¬грации, которая осуществляется между государствами-членами по¬средством применения методов гармонизации (сближения) и уни-фикации (приведения к единообразию) национальных правовых норм. Это наднациональное право. Вследствие реализации институтами Союза наднациональной ком-петенции правопорядок ЕС интегрирован в на¬циональные правопорядки государств-членов.
33) учредительные договоры: Заключение Договора, учреждающего наднациональную организацию с компетенцией, охватывающей всю экономику, стало вторым шагом после заключения в 1951 году Договора о ЕОУС.
25 марта 1957 года Бельгия,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция,
ФРГ в Риме подписали Договор
об учреждении Европейского
Предусматривалось создание общего рынка, включавшего все секторы хозяйства ( за исключением угля и стали). Из-за масштабности преобразований был назначен 12-летний переходный период, в течение которого д.б. вводиться в действие принципы общего рынка.
К предметам ведения ЕЭС перешли общий рынок, подготовка и осуществление общей политики в разных сферах экономической жизни: аграрной, транспортной и т.д.
Были созданы институты ЕЭС. В основу институционного механизма ЕЭС были положены принципы, заложенные в механизм ЕОУС, но с некоторыми изменениями.
Главный законодательный институт ЕЭС – Совет, состоящий, как и Совмин ЕОУС, из представителей правительств гос-чл. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховного органа, была наделена преимущественно исполнительными полномочиями. Договор о ЕЭС полностью сохранил правило о независимости членов Комиссии от своих или других гос-чл. Положения остальных 2х институтов – Ассамблеи и Суда – аналогично подобным институтам ЕОУС.
.
34) норм акты (зак-во ес) как ист права п Законодательные акты "нового" ЕС в большинстве случаев издаются совместно Европарламентом и Советом по предложению Комиссии в рамках "обычной законодательной процедуры". Последняя выступает аналогом процедуры совместного принятия решений, использовавшейся в "старом" Союзе с 1993 г.Источники права Европейского Союза – это внешние формы выражения его правовых норм.Система источников права ЕС отличается большим своеобразием. Она обусловлена особенностями формирования европейского права и его структурой. Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза, составляют источники первичного права. Подобно конституции государства, они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как политической организации и его отдельных органов. На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным». Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь.
В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречий подлежат отмене.
Первичное право
Первичное право - источники,
имеющие основополагающий характер
в правовой системе и обладающие
высшей юридической силой. Как известно,
основным источником права в государствах
является конституция, в соответствии
с которой принимаются другие
законы, нормативные акты. В Европейском
Союзе функции конституции
В рамках Европейского Союза
данные источники по своей форме
являются международными договорами,
которые подписаны и
Вторичное право
К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также международные договоры Союза и соглашения, заключённые в рамках ЕС его государствами-членами.
Суммарная характеристика актов вторичного права дана в ст. 249 Договора о Сообществе. К их числу отнесены регламенты, директивы и решения.\
35) прецедентные решения суда ес как источник пр Все решения суда ЕС являются обязательными для сторон спора, а также должны исполняться странами-членами и органами Евросоюза. Прецедентный характер решений Суда не закреплен учредительными документами, однако, на практике страны и органы ЕС руководствуются ими как прецедентами. Во многом становление права ЕС как динамичной и гибкой системы права происходило благодаря Суду ЕС, которым осуществлялось широкое толкование норм права Евросоюза и учитывались политические перспективы развития Содружества. Самостоятельное положение занимает третья группа источников – источники прецедентного права. Она сочетает в себе черты как первичного, так и вторичного права Союза, занимает промежуточное положение между ними.
36) Принцип верховенства права ЕС.
Один из функциональных
принципов. Функциональные принципы –
основные начала права ЕС как интегрированной
правовой системы, определяющие ее соотношение
с другими правовыми системами
Был сформулирован Судом в решении по делу Costa v. ENEL.
Означает, что в случае коллизии норм права ЕС и норм национального права гос-чл приоритет имеют нормы права ЕС.
Условия реализации принципа (Simmenthal):
1.Приоритет в случае коллизии закрепляется только за положениями учредительного договора и имеющими прямое действие положениями институтов;
2.Противоречащие положения национального права не становятся ничтожными, а просто « не применимы» ( French Merchant Seamen – должны быть в последующем отменены государством);
3.Приоритет касается не только непосредственно противоречащих положений, но и норм, потенциально способных исказить правовое пространство Сооб-ва, в котором Сооб-во имеет законодательные полномочия.
В результате национализации в 1962 г. итальянскими властями промышленной отрасли по производству и распределению электроэнергии и передачи ее в ведение вновь созданной государственной корпорации ENEL перестали существовать многие негосударственные компании, работавшие в этой сфере. Как следствие, держатели акций этих компаний лишились возможности получать причитающуюся им прибыль в виде дивидендов по акциям. Один из таких держателей акций — итальянский гражданин по фамилии Costa — впоследствии отказался платить по представленным ему счетам за пользование электроэнергией, рассматривая это как своеобразную компенсацию за нанесенный ему ранее ущерб. Дело дошло до суда, где гражданин аргументировал свою позицию тем, что акт о национализации противоречил ряду положений Договора о создании Европейского экономического сообщества. Миланский суд, а именно там рассматривалось дело, был вынужден обратиться в Суд ЕС с тем, чтобы последний дал толкование некоторых положений вышеупомянутого Договора.
37)принцип прямого действия Один из функциональных принципов. Функциональные принципы – основные начала права ЕС как интегрированной правовой системы, определяющие ее соотношение с другими правовыми системами гос-чл.
Определен Судом в решении по делу Van Gend en Loos.
Представители голландской транспортной компании Van Gend en Loos, импортировавшей химическую продукцию в Нидерланды, обратились в суд с обвинениями в адрес таможенных властей своей страны в связи с тем, что последние увеличили размеры импортных таможенных платежей. По мнению представителей компании, это явилось прямым нарушением статьи 12 Договора о создании ЕЭС, которая запрещала государствам — участникам Европейского сообщества в одностороннем порядке вводить новые, а также увеличивать размеры уже существующих в рамках ЕС таможенных платежей. В конечном счете для решения вопроса по существу необходимо было установить, обладает ли статья 12 Договора о создании ЕЭС силой "прямого действия" на территории государства-участника. Иными словами: могут ли физические или юридические лица этого государства в обоснование своих требований непосредственно ссылаться на нарушение противоположной стороной упомянутой статьи Договора? Ответ на этот вопрос состоял, по сути, в толковании статьи 12 Договора о создании ЕЭС. В этой связи суд Нидерландов, не располагавший соответствующими полномочиями, был вынужден приостановить рассмотрение дела и передал вопрос на рассмотрение Суда ЕС (как известно, лишь Суд ЕС вправе осуществлять толкование норм права Европейских сообществ).
Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"