Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

1)Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС)
3) Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся
....
58) Шенгенское право

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

Свобода учреждений включает:

свобод передвижения предпринимателей;

свободу создания ЮЛ и  иных объединений коммерческого  характера (обществ).

Общества – общества, учреждаемые на основе гражданского или коммерческого права, в т.ч кооперативы, а также другие ЮЛ, регулирующие публичное или частное право, за исключением обществ, не преследующих  коммерческих целей.

Ограничения.

Два ограничения свободы  учреждения:

положения о свободе  учреждения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. (Суд: данная деятельность эквивалентна понятию государственной службы).

государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной безопасности, общественного порядка и здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48)таможенное  право таможенное право ЕС, подобно национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно отраслью европейского права. По-скольку Европейские сообщества возникли на основе передачи государствами-членами части своего суверенитета наднациональным структурам, вопросы таможенного регулирования перешли на основе учредительных договоров в юрисдикцию интеграционных образований. Выделяют две основные сферы таможенного регулирования , осуществляемого нормами права ЕС:

1) отношения  внутри таможенного союза, образованного  государствами-членами;

2) отношения,  регулирующие торговый товарооборот  ЕС с третьими странами.

Термин «таможенное  право ЕС» охватывает более широкий  круг правовых норм: как нормы права  Сообществ, так и нормы, принятые в рамках второй и третьей опор ЕС (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т. п.). Однако последние не обладают особенностями  норм права Сообществ, поскольку  не имеют прямого действия, нуждаются  в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой.

В литературе встречается  и термин «европейское таможенное право» , который может означать:

1) эквивалент  понятия «таможенное право ЕС»;

2) совокупность  региональных международноправовых норм, включая таможенное право ЕС, международные соглашения ЕС с европейскими государствами, не входящими в ЕС, и их интеграционными объединениями. Договор о ЕС устанавливает исключительную компетенцию ЕС в сфере таможенного и внешнеторгового регулирования. В некоторых случаях государства-члены вправе принимать собственные нормативноправовые акты. К таким случаям относятся:

1) запреты и  ограничения импорта и экспорта  на основаниях общественной морали, публичной политики и общественной  безопасности; защиты жизни и  здоровья людей, охраны животных  и растений; охраны национального  художественного, исторического  и археологического достояния;  охраны промышленной или коммерческой  собственности;

2) меры по  охране окружающей среды и  защите прав потребителей;

3) меры, принимаемые  в интересах безопасности государствчленов (торговля оружием, боеприпасами, товарами двойного назначения);

4) меры, предпринимаемые  государствами членами в случаях  серьезных нарушений правопорядка, в случае войны, а также для  выполнения обязательств по поддержанию  мира и международной безопасности;

5) реализация  прав и обязанностей, вытекающих  из соглашений государств-членов  с третьими странами, заключенных  до 1 января 1958 г. (для новых государствчленов – до даты их присоединения к ЕС) Система источников таможенного права ЕС включает:

1) учредительные  договоры ЕС;

2) нормативноправовые акты институтов ЕС;

3) судебные решения;

4) международные  договоры ЕС и государств членов.

 

 

 

49)торговое  право Торговое право ЕС – совокупность правовых норм, принятых в целях формирования и реализации общей торговой политики ЕС. Торговое право формируется и развивается в тесной взаимосвязи с таможенным правом. торговое право охватывает широкий круг вопросов по применению нетарифных мер во внешней торговле – надзора за импортом иэкспортом товаров, количественных ограничений, мер поддержки экспорта, мер защиты от демпинга, субсидирования и торговых барьеров, торговых преференций. Помимо импорта и экспорта товаров, в сферу торгового права ЕС входит регулирование внешней торговли услугами и регулирование вопросов интеллектуальной собственности в международной торговле. Учредительные договоры. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. ставил целью создание общего рынка продукции угольной и сталелитейной промышленности. По общему принципу (ст. 71) полномочия государствчленов в вопросах торговой политики не затрагивались Договором, кроме некоторых прямо оговоренных случаев. К таким случаям относились:

1) право Совета устанавливать  минимальные и максимальные ставки  таможенных пошлин на уголь  и сталь в торговле с третьими  странами;

2) полномочия Высшего  руководящего органа осуществлять  контроль над выдачей и использованием  лицензий для импорта (экспорта) угля и стали;

3) полномочия Высшего  руководящего органа принимать  защитные меры и рекомендовать государствамчленам введение количественных ограничений в случаях:

 

50)налоговое  право Налоговое право ЕС – совокупность налоговых положений учредительных договоров и нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям, и решений Суда ЕС по налоговым вопросам.

Источники налогового права  ЕС

1. Учредительные договоры  – выполняют функцию конституционных  актов ЕС. Основополагающим является  Договор о ЕС, который закрепляет:

1) правовые принципы , применимые к регулированию налоговых отношений:

а) запрет на введение какихлибо обязательных платежей, заменяющих таможенную пошлину;

б) запрет на дискриминацию  товаров и услуг одного государства-члена  на территории другого государства-члена  путем дополнительного (по сравнению  с местным) налогообложения;

2) правовые положения , на основе которых принимаются регламенты, директивы и решения по налоговым вопросам.

2. Общие принципы права  – правовая материя, в которой  создаются и применяются нормы  права, регулирующие различные  виды общественных отношений.  Выделяют:

1) принцип демократизма  – решения по налоговым вопросам  принимаются в той юридической  форме и в соответствии с  той правовой процедурой, которые  обеспечивают оптимальное соотношение  экономических интересов ЕС и государствчленов;

2) принцип правового  плюрализма – при принятии  налоговых решений учитываются  правовые традиции и особенности  правовой культуры государствчленов;

3) принцип приоритета  прав и свобод человека –  взимание налога должно осуществляться  на законных основаниях, принятие  налогового решения и разрешение  налогового спора должно происходить  с учетом приоритета прав и  свобод человека.

3. Нормативные акты  вторичного права:

1) регламент – избирается  для закрепления наиболее важных  решений институтов ЕС. Путем  принятия регламента учреждаются  налоги или закрепляются отдельные  элементы налога;

2) директива – правовая  форма, особенности которой позволяют  добиваться желаемого результата  сближения национальных правовых  норм в установленные сроки;3) решения – принимаются по специальным вопросам, имеющим общее для всех государств-членов значение, и по вопросам, затрагивающим интересы отдельных государств

4. Решения Суда ЕС  – являются обязательными для  государств – членов ЕС. Рассматривает  две категории дел:

 

 

51)КОНКУРЕНТНОЕ  ПРАВО

Нормы права конкуренции  ЕС не существуют раздельно, а имеют  свой иерархический порядок. Эта  иерархия чрезвычайно важна, потому что при судебных разбирательствах конкретные нормы толкуются не сами по себе, а в общей системе норм и общие нормы задают те принципы, которым следуют судебные органы при толковании конкретных положений.

Центральное место в  системе норм права конкуренции  занимают ст. 2 и 3 Договора о ЕС. Статья 2 устанавливает список основных целей  сообществ, которые должны быть достигнуты, а в ст. 3 содержится перечень основных конкретных задач ЕС.

Важное место в системе  норм права конкуренции занимает ст. 10. Государства-члены должны воздерживаться от принятия любых мер, способных  поставить под угрозу достижение целей Договора. В сфере права  конкуренции эта норма накладывает  на государства-члены обязанность  сотрудничать с Европейскими институтами  в соблюдении установленных норм конкуренции. Государства также  должны учитывать эту норму при  создании национальных систем контроля за соблюдением правил конкуренции на рынке, эти системы должны соответствовать европейским требованиям. Наконец, эта норма применима к деятельности государств по оказанию государственной помощи национальным предприятиям – законодательство и конкретные действия государств в этой сфере должны также соответствовать нормам права ЕС.

 

Основные нормы , касающиеся права конкуренции, сконцентрированы в разделе VI «Общие правила конкуренции, налогообложения и сближение законодательств», где правилам, регулирующим конкуренцию, посвящена гл. 1. Структурно глава состоит из двух подразделов :

1) первый регулирует  поведение фирм на рынке;

2) второй – поведение  государств.

Раздел, состоящий из восьми статей, устанавливает базовые  положения и общие принципы, касающиеся конкуренции в ЕС. Часть нормативных  правил устанавливается в регламентах, часть была выработана административной и судебной практикой.

Такой подход был выбран специально, так как он способен обеспечить большую гибкость всей системы  права конкуренции: нормы учредительных  договоров задают основные правила  и направление деятельности, в  то время как конкретные решения  принимаются административным или  судебным органом. Благодаря этому, вопервых, значительно снижается риск, что предприятия или государства смогут найти формальную лазейку, которая позволит им уйти от ответственности за совершенные нарушения, авовторых, контролирующие органы могут более гибко и четко реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию.

 

52)корпаративное право а Корпоративное право ЕС – совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансовоправовых, административноправовых, трудовых, гражданскоправовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле– система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волюее коллектива и регулирующих различные стороны ее деятельности.

В соответствии со ст. 48 Договора о ЕС компания или фирма – компания или фирма, учрежденные на основе гражданского или торгового права, в том числе торговые товарищества, а также другие юридические лица, регулируемые публичным или частным  правом, за исключением обществ, которые  не преследуют целей получения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54)Социальное  право Социальная политика ЕС реализуется при помощи разветвленной системы институтов. Причем каждый из них действует в пределах полномочий, которыми наделен в соответствии с основополагающими договорами. Институты, реализующие социальную политику ЕС, делятся на созданные согласно договорам и дополнительные, созданные производным правом и привязанные к социальной сфере самим фактом создания и своими целями. С ними связан вопрос о представительстве социальных сил Сообщества на коммунитарном уровне.

Важнейшими структурами  ЕС, обладающими полномочиями в социальной сфере, являются Европейский Совет, Европарламент, Комиссия ЕС, Суд Европейских  сообществ и Экономический и  Социальный Комитет.

Европейский Совет выполняет  функцию стратегического планирования всех сфер деятельности ЕС, в том  числе и социальной. Главная его  задача – разработка и проведение в жизнь основных направлений коммунитарной политики.

Комиссия является гарантом проведения в жизнь интересов  ЕС. Она пользуется правом законодательной  инициативы в пределах компетенций, оговоренных Договорами. Деятельность Комиссии в социальной сфере состоит  из трех основных элементов: внедрения  в жизнь документов социальной политики, управления структурами и управления социальным диалогом. Специально назначенные  члены Комиссии отвечают за социальные вопросы и занятость, проблемы образования  и профессиональной подготовки. Европейский  парламент , занимаясь всем обширным спектром коммунитарной политики, имеет в своем распоряжении 18 комиссий, в том числе и ту, что напрямую занимается социальными вопросами и проблемой занятости, а также координирует деятельность в социальной сфере других комиссий, которые сталкиваются в своей работе с социальными вопросами.

Суд Европейских сообществ следит за правильным толкованием юридических актов и применением коммунитарных документов всеми государствами-членами. Способствует действию права ЕС на территории Сообщества, широко толкуя тексты договоров и правовых норм ЕС. По своим компетенциям и правам Европейский Суд выше любого международного.

Экономический и социальный комитет (ЭСК) был создан по решению  Договора о ЕЭС. Его цель – в своих рамках обеспечивать представительство интересов различных категорий общества, адекватное их месту в экономической и социальной жизни. Состоит из представителей предпринимателей, потребителей, малых и средних предприятий, промышленных и сельскохозяйственных рабочих, научных работников, транспортников, ассоциаций по охране окружающей среды, лиц свободных профессий

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"