Введение
Актуальность данной
темы обусловлена тем, что в настоящее
время проблема государственного долга
это ключ к макроэкономической стабилизации
в стране. От ее решения зависят состояние
федерального бюджета, золотовалютных
резервов, стабильность национальной
валюты, уровень процентных ставок, инфляция,
инвестиционный климат. Кроме того, принимая
во внимание попытки международных кредиторов
использовать долговую проблему для политического
давления на Россию. Грамотное урегулирование
государственного долга становится фактором
национальной безопасности и условием
проведения самостоятельной внешней и
внутренней политики.
Экономические события
последних лет, обусловили переход вопросов
управления государственным долгом в
разряд первостепенных.
Объектом исследования
курсовой работы является сам внешний
долг, его составляющие и цифры, показывающие
наше экономическое положение как внутри
страны, так и позицию в мировой экономике.
Предметом же будут являться оценки и
пути уменьшения.
Цель курсовой работы
– исследовать сущность и само понятие
внешнего долга, дать оценку состояния
внешнего долга на сегодняшний день ,так
же рассмотреть политику управления внешним
долгом.
Задачи, поставленные
перед нами, это в первую очередь, понять
сущность внешнего долга, а так же рассмотреть
механизм реструктуризации внешнего долга,
понять как влияет внешний долг на экономику
России.
И немаловажно – управление
внешним долгом.
Глава 1 Понятие внешнего
долга
- История возникновения
внешнего долга
История российского внешнего
долга началась в 1769 г., когда Екатерина II
сделала первый заем в Голландии.
За последующие два с половиной столетия Российская
империя заняла на рынке примерно 15 млрд.
руб. Большая часть этих средств накануне
революции была погашена. К этому моменту
старейшими займами в составе русского
государственного долга оставались 6%-ные
займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли
93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января
1913г. равнялась 38 млн. руб.
На протяжении всего XIX
в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы.
Во второй же половине XIX в. правительство
активно финансировало строительство
железных дорог, а также выкупало в казну
частные линии. Стремясь сгладить влияние
экстраординарных расходов на структуру
бюджета, правительство разделяло бюджет
на обыкновенный и чрезвычайный.
Первый пополнялся
из традиционных источников доходов (налоги,
акцизы и пр.), доходную часть второго на
90% составляли средства, полученные от
внутренних и внешних займов. Именно заемные
средства шли на финансирование строительства
железных дорог, ведение войн и борьбу
со стихийными бедствиями.
При благоприятной
ситуации часть чрезвычайного бюджета
шла на покрытие расходов по оплате государственных
займов. В основном же, платежи по займам
(проценты и погашение) осуществлялись
за счет обыкновенного бюджета. Основу
государственного долга составляли долгосрочные
займы, которые могли заключаться на достаточно
длительные сроки — 50-80 лет.
Также существовало формальное
определение внутренних и внешних займов.
Первые ориентировались на иностранного покупателя и
обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский
рынок. Данное деление не имело никакого экономического
значения, так как никаких ограничений
на покупку иностранных выпусков для российских
подданных и внутренних иностранцев не
существовало.
В 1906 г. в Основном законе
имелась статья 114: “При обсуждении государственной росписи не подлежат
исключению или сокращению назначения
на платежи по государственным долгам
и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам”. Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно
из основных правил рынка — платить вовремя
и полностью.
Российское правительство
в результате длительных усилий
сумело создать репутацию надежного
заемщика, который действует на
рынке аккуратно, не злоупотребляя
своим государственным статусом.
Заимствование
финансовых ресурсов использовалось
с разными целями, и далеко
не всегда для реализации какого-либо
конкретного проекта. Интересы финансовой
стабильности, пусть даже в краткосрочном
периоде, имели первостепенное значение.
Это позволяло следовать выработанной
экономической политике, не меняя
ее курса.
В соответствии
с мировой практикой закупку
машин и оборудования на Западе
Советский Союз осуществлял, как
правило, на условиях фирменного
и банковского кредита; с начала
80-х гг. в кредит стали закупаться
товары широкого потребления
и продовольствие (для насыщения
дефицитного внутреннего рынка
необходимыми продуктами питания
и потребительскими товарами).
Основная особенность фирменных
и банковских кредитов промышленно развитых стран состояла в
том, что привлекались и погашались они на
обычных рыночных условиях. Обычно на
кратко- и среднесрочной основе, причем
исключительно в денежной форме, т.е. в
свободно конвертируемой валюте, которую
Советский Союз зарабатывал за счет экспорта
за рубеж сырья, главным образом нефти
и газа, или за счет новых кредитов. И даже
столь популярные с конца 70-х гг. так называемые
компенсационные кредиты, погашение которых
предусматривалось продукцией предприятий,
закупленной в кредит, в своем большинстве
также выплачивалось экспортной выручкой
от нефти и газа. Это лишь укрепляло зависимость
страны от уровня мировых цен на эти товары
и курса доллара США.
Первые внешние заимствования
Советский Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели»,
но они были несущественны. Перелом в политике внешних
заимствований в СССР наступил в 1985 г., после
прихода к власти М. С. Горбачева.
Одновременно
Советский Союз сам являлся
кредитором, развивая внешнеэкономические
связи и сотрудничество по
линии экономического и технического
содействия, а также в рамках
военно-технического сотрудничества.
Среди более чем 50 стран, получавших советские
кредиты, преобладали государства, помощь
которым оказывалась по политическим
и военно-стратегическим соображениям.
Важнейшая особенность
советских кредитов состояла
в том, что они не только
предоставлялись в товарной форме,
но и погашались в основном
в товарной форме, как правило,
продукцией местного производства,
в лучшем случае – продукцией
построенных при помощи СССР
предприятий. Другая особенность
кредитной помощи СССР заключалась
в том, что предоставлялись кредиты
на исключительно льготных для
страны-заемщика условиях: на 10-15 лет
и 2,5-4% годовых.
Таким образом, из-за существенных различий
позиций СССР как международного должника и как международного
кредитора результаты предоставления советских
кредитов (проценты и погашение) практически
не могли использоваться для выполнения
обязательств по полученным западным
кредитам.
- Сущность государственного
долга, его виды
Существует несколько
классификаций государственного долга
в зависимости от признака, положенного
в основу данной классификации.
Государственный долг
подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный
долг - вся сумма выпущенных и непогашенных
долговых обязательств государства, включая
начисленные проценты, которые должны
быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг включает расходы государства
по выплате доходов кредиторам и погашению
обязательств, срок которых наступил.
Согласно действующему
законодательству, следует выделять государственный
и общегосударственный долг. Последнее
понятие более широкое и включает задолженность
не только Правительства РФ, но и органов
управления республиками, входящими в
состав Российской Федерации, местных
органов власти. В данной работе рассматривается
первое понятие, то есть просто государственный
долг.
Хроническая дефицитность
государственного и местных бюджетов
и высокий государственный долг характерны
на современном этапе для большинства
промышленно развитых стран. Государство,
широко используя свои возможности для
привлечения дополнительных финансовых
ресурсов в целях своевременного финансирования
бюджетных расходов, постепенно накапливает
задолженность как внутреннюю, так и иностранным
кредиторам. Это ведет к росту государственного
долга - внутреннего
и внешнего.
Согласно Бюджетному
кодексу РФ, внешний долг - это обязательства,
возникающие в иностранной валюте. Под
государственным внутренним долгом понимаются
долговые обязательства федерального
правительства, возникающие в валюте Российской
Федерации. Долговые обязательства федерального
правительства обеспечиваются всеми активами,
находящимися в его распоряжении.
С формальной точки
зрения внешними займами называются займы,
заключенные на иностранных биржах или
через иностранные банки в иностранной
валюте. Но по существу (с материальной
точки зрения) под внешними займами следует
понимать те, которые находятся в руках
иностранцев-кредиторов; формально внутренний
заем может попасть в руки иностранцев
и обратно.
Внешний долг,то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования
и органов власти перед нерезидентами, -
ключевой фактор экономического развития
России в XXI в. Эта ситуация соответствует
современным тенденциям, которые свидетельствуют
о том, что мировая экономика дефицитна
и имеет ярко выраженные долговые черты.
Подавляющее число государств испытывает
недостаток собственных финансовых ресурсов
для осуществления внутренних платежей,
покрытия дефицита государственного бюджета,
проведения социально-экономической политики
и выполнения обязательств по уже осуществлённым
внешним заимствованиям. В разных странах
соотношение привлечённых и предоставленных
средств неодинаково, однако практически
везде, в том числе и в России, сложилась
экономическая система, во многом основанная
на внешних заимствованиях.
Финансовая неустойчивость мировой
экономики приобретает системный характер
и принуждает отдельные страны и регионы
к поиску новых экономических моделей,
обеспечивающих необходимый баланс между
реализацией национальных интересов и
прагматичным участием в международных
экономических отношениях. Составной
частью такой экономической модели является
система управления государственным долгом.
До 2001 г. внешняя задолженность
России оказывала негативное воздействие на развитие национальной
экономики России по нескольким направлениям:
- усиливалась зависимость РФ от иностранных
государств, предоставлявших кредиты,
при принятии решений в области экономической
политики;
- происходило сокращение объёма средств,
которые могли быть направлены на инвестирование,
что серьёзно ограничивало экономический
рост;
- ослаблялась мотивация к достижению
наилучших макроэкономических показателей,
которые повлекли бы за собой требования
о своевременном погашении долга в полном
объёме;
- сокращался объём средств, которые могли
быть направлены на развитие социальной
сферы, усиливалась социальная напряженность;
- дестабилизировалась денежно-кредитная
ситуация;
происходило ослабление позиций России
на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризо-
вать экономическую систему страны
в начале нового тысячелетия как долговую.
Это
означает, что принятие большинства
экономических решений на государственном
уровне было тесно связано, или
даже зависило, от возможностей по погашению
и обслуживанию внешнего долга. Именно
поэтому построение грамотной, научно
обоснованной стратегии и тактики управления
внешней задолженностью и их увязка с
другими направлениями экономической
политики государства являлось на современном
этапе задачей исключительной важности.
Внешние
заимствования представляли собой
источник финансовых ресурсов
для органов власти. Их особенность
заключалась в том, что, хотя всеми
правами в сфере привлечения
и использования международных
кредитов обладали органы исполнительной
и законодательной власти, бремя
ответственности за ошибочное решение
ложилось на граждан страны, которые через
систему налогов передавали субъектам
власти средства, необходимые для погашения
внешней задолженности. Таким образом,
внешний долг оказывал серьёзное влияние
на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
Привлечение внешних заимствований
на уровне государства, очевидно, носит неоднозначный характер.
В том случае, если они представляют собой наиболее дешёвый источник
финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных
задач социально-экономического развития,
их применение вполне оправданно. Однако
для принятия решения о внешнем займе
должны быть учтены, как минимум, четыре
фактора:
- финансовые возможности страны по погашению
взятых кредитов в будущем;
- возможные потери от невыполнения или
неполного выполнения тех задач, для которых
привлекаются средства из-за рубежа;
- цена внешних финансовых ресурсов;
- степень зависимости от внешних кредиторов
при принятии решений в дальнейшем.
Ни один из этих факторов
не учитывался в полной мере при привлечении
зарубежных кредитов в последние 15-20 лет,
что привело к катастрофическому нарастанию
внешней задолженности, которая до 2001
г. представляла собой угрозу национальной
безопасности России (объём внешнего долга
РФ на 01.07.2001 составил 156,8 млрд. долл.).
Ситуация начала меняться к
лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней
задолженности снизился со 156,8 млрд. в
2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2002. Появилась
устойчивая тенденция к росту экономического
сектора, вследствие целенаправленной
политики по сокращению государственного
внешнего долга России. Об этом свидетельствуют
многие факты, один из которых – увеличение
прямых иностранных инвестиций в российскую
экономику в 2002 г. на 39,5%.