Внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат.

Вложенные файлы: 1 файл

внешний долг курсовая.docx

— 199.25 Кб (Скачать файл)

·        Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших

кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

·        Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены

на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе

приводит к стагнации;

·        Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических

показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении

долга в полном объёме;

·        Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие

социальной сферы, усиливается социальная напряженность;

·        Дестабилизируется  денежно- кредитная ситуация;

·        Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и

капиталов.

Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать

экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

   Представляется целесообразным рассмотреть основные направления и некоторые конкретные меры сбалансированной политики по обслуживанию внешнего долга. В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1. Поддержание внешнего  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение

экономической безопасности страны.                              .

2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали

периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты

ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации стоимости  долга за счёт удлинения срока  заимствований и

снижения доходности.

4. Своевременное  и полное выполнение обязательств  с целью избежать начисления

штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.

5. Обеспечение эффективного  целевого использования привлечённых  средств.

6. Обеспечение предсказуемости  и стабильности рынка долговых  обязательств.

Однако кризисность российской ситуации даёт основания полагать, что даже

самая сбалансированная политика, основанная на традиционных моделях

управления внешним долгом, недостаточна для решения этой проблемы. Для

снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

·        отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;

·        разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних

заимствований;

·        создание единой системы управления внешним долгом для координации

мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного

контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

·        согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и

валютной.

Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по

обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока. Для успешного решения данной

проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства – повышением благосостояния граждан.

 

2.4 Место России среди задолжников

Россия заняла 99 место в рейтинге стран-должников

Практически все страны для финансирования государственных расходов привлекают заемные средства, что является источником формирования государственного долга.

Причем зачастую, чем богаче страна и выше в ней уровень жизни, тем большие объемы государственного долга она имеет. И это вполне объяснимо – выполнение социальных обязательств и реализация масштабных макроэкономических программ требуют дополнительных финансов, которые не вписываются в рамки бюджетов, и привлечь их можно только на долговом рынке. Поэтому, само по себе наличие госдолга в той или иной стране с этих позиций не является чем-то экстраординарным.

В то же время важно, чтобы уровень госдолга соответствовал не только потребностям, но и возможностям страны. За примерами несоответствия далеко ходить не надо – достаточно взглянуть на Грецию и ряд других стран южной Европы, чрезмерная долговая нагрузка которых явилась катализатором европейского кризиса. Уровень долга является также важнейшим показателем, на который обращают внимание рейтинговые агентства, вынося свой вердикт о кредитоспособности страны путем выставления рейтинга. Последний, в свою очередь, является ориентиром для инвесторов и, в конечном счете, сильно влияет на потоки инвестиций в страну.(см.Приложение 1)

На одного россиянина на конец 2011 года приходится 1247 долларов государственного долга. Это позволяет нашей стране занимать вполне комфортное 99 место в рейтинге, располагаясь между Болгарией и Перу. Уровень госдолга в России стране невысок, и в данном случае это связано с тем, что государство не испытывает большой необходимости в привлечении денежных ресурсов под проценты. Особенно, пока сохраняются высокие цены на нефть.

Российский госдолг растет медленно – на одного россиянина в 2011 году стало на 26 долларов долга больше. Лидером роста по абсолютным показателям стала также Япония – на одного японца в 2011 году стало приходиться на 12.9 тыс. долларов госдолга больше, что во много было связано с укреплением йены.

  Адекватные возможности для роста долговой нагрузки в России есть, однако пока «улучшать» позиции в рейтинге особой целесообразности нет. Российский госдолг не самый дешевый в обслуживании, а инструментов для финансирования государственных программ в целом хватает. Впрочем, объективные предпосылки для возможно увеличения госдолга есть. Связаны они с большим количеством масштабных задач, стоящих перед государством, для решения которых, вполне возможно, придется занимать.

 

 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Глава 3 Управление внешним долгом России и проблемы его снижения

3.1 Совершенствование политики управления внешним долгом РФ

Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

Основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным.

Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.

В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы - выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.

Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.

Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ. 

Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.

Основным методом управления госдолгом стало постоянное рефинансирование задолжности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолжности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.

 

3.2 Возможности применения  зарубежного опыта по управлению  внешним государственным долгом

В современных условиях обшей для многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста государственного долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что делает для нас полезным многообразный опыт управления госдолгом в западных странах. В настоящее время одним из главных направлений в в решении проблемы долга должен стать вопрос о списании долга СССР. Списание долга практикуется главным образом в отношении беднейших стран, имеющих "критические" показатели задолженности. Соответствующие критерии представлены в таблице. Списание долга считается оправданным, если из последних четырех показателей три превышают критический уровень.

   Как видно из приведенных данных в приложении №1, по одному из критериев (внешний долг к ВВП) Россия превышает критический уровень, а по остальным - приближается к ним. Таким образом, по формальным при знакам кредиторы могут отказать России в списании долга.

   На практике были прецеденты, когда в 1992 году было списано 50% чистой приве денной стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено прежде всего политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае .Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).

Информация о работе Внешний долг РФ