Внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат.

Вложенные файлы: 1 файл

внешний долг курсовая.docx

— 199.25 Кб (Скачать файл)

В объем внутреннего государственного долга включаются:

1) номинальная сумма  долга по государственным ценным  бумагам Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям, выраженным  в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за  исключением указанных) долговых  обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

                                                                                                  

                Таблица 3

Объем государственного внутреннего долга Российской   Федерации

 

По состоянию на (млрд. рублей)

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего,

2094,731

2107,529

2118,250

В том числе:Государственные гарантии РФ в руб

251,364

264,354

292,977

 

01.01.2010

01.02.2010

01.03.2010


 

 

         

 

Таким образом, можно проследить положительную динамику, рост объема государственного долга РФ за первые месяцы 2010 года. За два месяца объем государственного долга увеличился на 24 млрд. рублей.

Если рассматривать структуру государственного долга на апрель 2010, то можно заметить, что основную часть составляют ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД, то есть 738 и 848 млрд. рублей (или 39,5% и 45,4%) соответственно. ГСО-ППС составляют 150,4 млрд. рублей, ГСО-ФПС 132 млрд. рублей. Всего государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1869 млрд. рублей.

Таким образом, можно отметить динамику увеличения госдолга с одновременным уменьшением внешнего долга РФ.

                                                                                                               Таблица 4

                    Государственный внешний долг РФ с 2008 г. по 2010 год

Дата

Сумма, млрд долл. США

2008

46,7

2009

40,6

2010

37,6

2011

38,2

2012

30,4


 

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд. или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд. Для сравнения - после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4% от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5% от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

Внешний долг РФ за 2011г. вырос на 10,23% и на 1 января 2012г1., по оценке Центрального банка (ЦБ) РФ, составил 538 млрд 940 млн долл. 2

 

                                                                                                     

                                                                                                                                                   Таблица 5

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2013 года

     
     

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

50 644,6

37 536,8

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

311,1

230,6

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 096,1

812,4

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

986,2

731,0

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

22,7

16,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 003,7

1 485,1

Задолженность по внешним облигационным займам

34 910,4

25 874,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2015 году

2 000,0

1 482,4

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2017 году

2 000,0

1 482,4

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2018 году

3 466,4

2 569,2

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2020 году

3 500,0

2 594,1

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2022 году

2 000,0

1 482,4

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2028 году

2 499,9

1 852,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2030 году

16 444,1

12 188,0

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2042 году

3 000,0

2 223,5

Задолженность по ОВГВЗ

5,6

4,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 308,8

8 381,9

     

 

В данной таблице, рассматривается структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 февраля 2013 года. Государственный долг РФ на 1 февраля 2013 года составляет 50644,6 млн долларов США. Из общего объема внешнего долга задолженность перед официальными кредиторами членами парижского клуба составляет 3011,1 млн долларов США. Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба составляет 1096,1. Задолженность перед официальными кредиторами- бывшими странами СЭФ составляет 986,2. Анализирую данные показатели можно сделать вывод о том, что Россия практически погасила долг перед парижским клубом. Что свидетельствует об ее интенсивном развитии. Далее необходимо отметить что задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, группа Всемирного Банка, лондонский клуб составляет 2003,7 м).   Задолженность по внешним облигационным займам составляет 34910,4 млн долларов США.  Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте составляет 1308,8 млн долларов. Анализируя данные, приведенные выше в таблице, можно сделать вывод о том что самая большая задолженность в общем объеме государственного долга РФ эта задолженность во внешнем облигационным займам. Правительство РФ составила проект о погашении внешних облигационных займов к 2042 году.

   
     
     
     
     
     
     
     




2.2 Кредиторы России

2.2 Кредиторы России

Основными кредиторами являются МВФ, группа всемирного банка, парижский клуб кредиторов, и лондонский клуб кредиторов. Рассмотрим из каждый более подробно.

  • Международный валютный фонд 

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.

МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF). Существует также компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF; дополнительное резервное кредитование SRF.

Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ)

Примечание: Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму $1 млрд. сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму $6 млрд. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере $1,54 млрд. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. - $1,5 млрд. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере $9,2 млрд. (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года).

  • Всемирный Банк

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г.

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

Наряду со Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.

Кто принимает решения во Всемирном Банке и МВФ?

Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций.

В отличие от ООН, где голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, Соединенные Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.

В то же время, развивающиеся страны располагают незначительной властью внутри этих институтов, хотя последние посредством финансируемых ими программ и стратегий оказывают огромное воздействие на общество и экономику Третьего Мира.

Примечание: Президент Всемирного Банка традиционно - американец, а президент МВФ - европеец.

  • Парижский клуб кредиторов

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам;

Примечание: Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

  • Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность.

В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.

Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с проблемами Заира. Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов.

В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона), в 1999 г. России (задолженность Внешэкономбанка).

В клуб входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

Примечание:

В составе Лондонского Клуба 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет(БКК). БКК был создан в декабре 1991 года.

БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед иностранными коммерческим банками - кредиторами СССР.

В разные периоды в состав БКК входили следующие банки:

  • Германия: Deutshe Bank AG, Frankfurt (председатель БКК), Dresdner Bank, Commerzbank AG

  • Италия:Banca Nazionale del Lavoro S.p.a., Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale

  • США: Bank of America NA, JP Morgan

  • Великобритания: Midland Bank p.l.c.

  • Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi (сопредседатель БКК), Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan

  • Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de Paris SA

  • Австрия: Bank Austria AG, Creditanstalt-Bankverein

 

 

Страны Большой Семерки

Большую роль в вопросах долгового регулирования играют экономические совещания на высшем уровне ведущих мировых держав, в первую очередь Стран Большой Семерки: Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Канада, Япония. 

 

2.3 Влияние внешнего долга на состояние экономики России

  Многие страны мира испытывают недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного

бюджета, проведение социально- экономической политики и выполнение

обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. И Россия не

исключение.

В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям :

Информация о работе Внешний долг РФ