Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение глобальных международных конфликтов и мирных стратегий.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
- Изучение классификации глобальных международных конфликтов;
- Исследование причин возникновения глобальных международных конфликтов;
- Анализ классификации мирных стратегий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Сущность глобальных международных конфликтов…………………5
1.1.Понятие глобальных международных конфликтов и их сущность………..5
1.2.Виды международных конфликтов…………………………………..……...8
1.3.Причины, ведущие к возникновению глобальных конфликтов………….11
Глава 2.Мирные стратегии разрешения глобальных международных
конфликтов……………………………………………………………………….16
2.1.Урегулирование конфликтов: традиционные методы и институциональные процедуры………………………………………………18
2.2. Механизмы урегулирования………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………….......29
Библиографический список…………………………………………...….…..31
В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах.
С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессе их урегулирования превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержанию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военизированный характер и направлены на «силовое умиротворение» противоборствующих сторон. Причинами международных конфликтов ученые называют:
» конкуренцию государств;
» несовпадение национальных интересов;
» территориальные притязания;
» социальную несправедливость в глобальном масштабе;
» неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
» негативное восприятие сторонами друг друга;
» личную несовместимость руководителей и пр.8
Таким образом, столкновения стран в современном мире могут происходить из-за приверженности веры, размывания культурных ценностей, экономических, территориальных, политических и других споров.
Растет число стран и регионов, охваченных разветвленными межнациональными преступными картелями торговцев оружием и наркотиками. В итоге наблюдается тенденция к криминализации политики и политизация преступного мира.
Распространяющийся по всему миру терроризм может принять характер заменителя новой мировой войны. Терроризм, становясь поистине глобальной проблемой, вынуждает национальные или национально-государственные властные структуры прибегать к жестким мерам, что в свою очередь выдвигает на повестку дня вопрос о расширении их прерогатив и полномочий. Все это может служить основой для постоянных конфликтов национального и субнационального характера.9
Новые технологии (генная инженерия), вызывая непредвиденные, непредсказуемые и в то же время необратимые последствия, постоянно ставят под сомнение будущее человечества.
Современные технологии не только способствуют усилению процессов глобальной взаимозависимости, но и лежат в основе революций, направленных против динамических перемен, которые в наиболее очевидной форме реализовались в Иране и некоторых других странах исламского мира. Взаимозависимость бывает позитивной и негативной. Технология может быть использована как врагами, так и террористами, как сторонниками демократии, так и приверженцами диктатуры.
Дипломатия не успевает за развитием технологии. Пока разрабатывается механизм регулирования одной системы вооружений, возникает уже другая система, которая требует дальнейшего и более глубокого изучения всех деталей для создания адекватного механизма ее контролирования.
Итак, существует множество причин возникновения глобальных международных конфликтов, которые требуют своего необходимого разрешения.
Глава 2.Мирные стратегии разрешения глобальных международных конфликтов.
В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.
Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, которые могут привести к спору, конфликту или кризису.10
В случае если спор, конфликт или кризис все же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путем.
В то же время принимается в расчет и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.
В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращению его осложнения, государство уведомляет другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существующие между ними дружественные отношения, и предлагает другой стороне обменяться мнениями по данному вопросу.
Если договоренность не достигнута, стороны вынуждены искать урегулирование спора путем прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удается прийти к урегулированию спора, они приступают к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.11
При невозможности достичь соглашения о последующей процедуре каждая сторона в споре имеет право искать урегулирования в одностороннем порядке, в соответствии с какой – либо одной процедурой урегулирования, рассмотренной в одном из предыдущих соглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, если данный спор может представлять собой угрозу для международного мира и безопасности, стороны в споре должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Этот орган полномочен давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.
Алгоритм действий в конкретном конфликте зависит от многих факторов и требует специального обоснования. Но теоретический и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность переговоров как средств урегулирования споров и конфликтов существенно повысится, если в основу переговоров будет положен принцип решения проблем, а не принцип максимизации выигрыша.12
Урегулирование конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтническом обществе, где этот конфликт возник и развивается в форме политической борьбы.
2.1. Урегулирование конфликтов: традиционные методы и институциональные процедуры.
В отличие от внутриполитических конфликтов, которые разрешаются на основе юрисдикции данного государства, конфликты и кризисы в сфере международных отношений в большинстве своем не могут быть решены путем применения норм международного права, учитывая его особенности. Поэтому наиболее эффективными, а потому и чаще всего используемыми в международных отношениях признаются политические методы. В рамках политических методов предупреждения и урегулирования конфликтов различают традиционные и институциональные методы.
Традиционные методы, как отмечают многие ученые, наиболее распространенными методами урегулирования конфликтов, известными в международных отношениях еще с древних времен, являются переговоры, использование услуг третьей стороны и посредничества, с целью помочь сторонам прийти к согласию. Хотя последние две возможности «постороннего» вмешательства рассматриваются международным правом как совершенно законные, сами конфликтующие государства далеко не всегда соглашаются на них добровольно. Гораздо чаще они предпочитают урегулировать свои споры непосредственно друг с другом. Гаагские Конвенции 1899 г. сделали в этом отношении шаг вперед, создав комиссии по расследованию с целью установления фактов, которые могли лежать в основе межгосударственного конфликта и быть его причиной. Функция таких комиссий, действующих под председательством «третьей стороны», заключалась в том, чтобы понять аргументы представителей спорящих государств.13
Со времен Второй мировой войны известен еще один метод разрешения международных конфликтов, метод примирения. Он характерен тем, что элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под председательством «третьей стороны». Комиссия может не только устанавливать оспариваемые факты, но и формулировать решение в отношении сторон. Данный метод наиболее эффективен тогда, когда примирительные комиссии могут быть созданы заблаговременно.
Все указанные методы урегулирования межгосударственных конфликтов предполагают обращение к «третьей стороне», которая должна развести противников или облегчить достижение ими согласия. Основное нормативное условие, предъявляемое к «третьей стороне», - это требование беспристрастия. Однако любое другое сходство с функционированием международно-правовых норм должно быть отклонено: основное свойство всех процедур урегулирования состоит в том, что на всех этапах они являются добровольными. «Третья сторона» не обязана осуществлять вмешательство с целью урегулирования, сами конфликтующие государства не обязаны принимать такое вмешательство или формирование комиссии. Во всех этих случаях ключевое значение имеют принципы государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Это означает, что мирное разрешение межгосударственных конфликтов и споров каждый раз зависит исключительно от доброй (или злой) воли государств и не может быть принудительным. Вот почему эффективность традиционных методов урегулирования конфликтов имеет достаточно ограниченный характер.
Институциональные процедуры.
Возникновение и развитие универсальных межправительственных организаций (Лиги Наций, а затем ООН) дало возможность продвинуться в вопросе урегулирования межгосударственных конфликтов в двух направлениях.
Во-первых, странам – членам Лиги Наций, а затем и ООН вменяется в обязанность до любого применения силы (за исключением потребностей законной обороны) использовать только мирные средства урегулирования. В соответствии с Уставом ООН конфликтующие стороны должны сначала прибегнуть к одной из традиционных процедур урегулирования конфликта или же к механизмам, созданным для этой цели в рамках региональных соглашений, если таковые существуют. И только в случае провала этой инициативы стороны должны обратиться в Совет Безопасности. В свою очередь, Совет Безопасности (который в соответствии со статьей 35 Устава может быть созван и непосредственно) имеет право рекомендовать любой способ урегулирования, который считает наиболее подходящим для данного случая. В настоящее время традиционные или классические процедуры используются в рамках Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
Во-вторых, использование институциональных механизмов позволило придать таким механизмам коллективный характер. Теперь развести противников пытается не представитель «третьего» государства, а межправительственная организация, которая может принять следующие решения: направить Исследовательскую комиссию, предложить свои услуги, назначить посредника или же взять труд примирения на себя.
Однако следует иметь в виду, что решающим критерием прогресса в урегулировании межгосударственных конфликтов остается обязательный характер урегулирования, достигнутого коллективными усилиями.
В этом плане следует различать теорию и практику. К примеру, Пакт Лиги Наций содержал в 15-й статье два пробела, используя которые, государства «на законных основаниях» получали право на применение силы в отношениях друг с другом. Во-первых, Совет Лиги Наций должен был воздерживаться от любых рекомендаций по рассматриваемому вопросу, если этот вопрос находился, по его мнению, в компетенции одного из участвующих государств. Во-вторых, в том случае, если Совету не удавалось принять рекомендацию единогласно, указанные государства сохраняли свободу действий. Эти ограничения были сняты в Хартии ООН, которая настаивает на обязательности решений, принятых Организацией.
В практике же международных отношений рассмотренные механизмы действуют в рамках существующего в каждый данный момент соотношения сил. Поэтому, хотя большинство межгосударственных разногласий и конфликтов в эпоху холодной войны рассматривалось ООН, их урегулирование происходило либо путем прямого соглашения между заинтересованными сторонами, либо навязывалось им одной из сверхдержав.
Наконец, в реальности существует молчаливое согласие относительно того, что конфликты между великими державами не подлежат ни исследованию, ни урегулированию со стороны ООН или других межправительственных организаций.
Изменения, которые произошли после холодной войны, не только не улучшили ситуацию, но и в чем-то даже усугубили ее. И все же институализация методов урегулирования межгосударственных конфликтов создает сети коммуникаций, способствует возникновению и развитию общих норм, регламентирующих их поведение, и тем самым возникают зародыши социализации международных отношений. Это отмечают исследователи всех направлений международных конфликтов.
2.2. Механизмы урегулирования.
Изменения касаются не только причин, участников и характера конфликтов в современном мире. Меняются и механизмы их урегулирования. Структура этих механизмов приобретает более сложный характер, трансформируется их иерархия.
Например, в условиях уменьшения роли государства-нации наблюдается снижение эффективности дипломатических методов урегулирования конфликтов. В составе же причин современных конфликтов и в структуре методов их разрешения, напротив, растет роль экономических механизмов и финансовых средств. Пример борьбы с международными наркомафиозными структурами может подтвердить как силу задействования, так и ограниченность экономических рычагов. Ограниченность их подтверждается также и тем, что ни одно даже самое богатое государство не в состоянии откупиться от конфликтов на религиозной или этнической почве. С другой стороны, и межгосударственные противоречия, и асимметричные конфликты требуют огромных средств для своего предупреждения, урегулирования и управления собой. Растут цены на постоянно совершенствующиеся и обновляющиеся виды вооружений, хотя они, конечно, не в состоянии дать тех качественных выгод или преимуществ, которые обеспечивают технический прогресс, информация, образование.14
Информация о работе Глобальные международные конфликты и мирные стратегии