Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Европейский Союз представляет собой политическое объединение стран, деятельность которого осуществляется на основе механизмов, в большинстве присущие государственному образованию. Это проявляется в методах функционирования его институтов и способах принятия политических решений. Уникальность состоит в том, что институты Евросоюза имеют наднациональный характер, которым страны – члены делегировали часть своих полномочий, но одновременно Союз не обладает полным наднациональным суверенитетом на территории государств, образующих его. Более того, ЕС также является межгосударственным объединением, когда каждая страна – участница представляет свои национальные интересы. В значительной степени понимание сущности Европейского Союза в основном зависит от определения процедур и практик принятия и реализации политических решений.

Содержание

Введение 3
Глава I. Процесс оформления концепта «Большая Европа» 9
1. Появление концепта «Большая Европа» на повестке дня ЕС 9
2. Предложение Европейской Комиссии относительно нового подхода отношений ЕС со странами – соседями 16
3. Оценка институтами Союза Предложения Комиссии ЕС относительно нового подхода отношений ЕС со странами – соседями 21
4. Учреждение Европейской политики соседства 27
Заключение 30

Вложенные файлы: 1 файл

EPS_kursovaya_rabota.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Европейский Союз представляет собой политическое объединение стран, деятельность которого осуществляется на основе механизмов, в большинстве присущие государственному образованию. Это проявляется в методах функционирования его институтов и способах принятия политических решений. Уникальность состоит в том, что институты Евросоюза имеют наднациональный характер, которым страны – члены делегировали часть своих полномочий, но одновременно Союз не обладает полным наднациональным суверенитетом на территории государств, образующих его. Более того, ЕС также является межгосударственным объединением, когда каждая страна – участница представляет свои национальные интересы. В значительной степени понимание сущности Европейского Союза в основном зависит от определения процедур и практик принятия и реализации политических решений.

Данный феноменальный аспект ЕС ученый-европеист Саймон Хикс определил тем, что он представляет собой политическую систему, но не государство1. Особенно он это связывал с его институциональной структурой, представленной Советом ЕС2, Европейской Комиссией3, Европейским Парламентом4 и Судом ЕС5. В системе указанных органов Союза проявляется процедура законотворчества, которая принадлежит значительно Совету министров ЕС, представляющего правительства государств – членов, и не столь всеобъемлюще Европейскому Парламенту, выражающего интересы граждан ЕС. Исполнительная ветвь власти находится в компетенции Европейской Комиссии. Учитывая двойственную природу Союза, данные институты в зависимости от политических сфер, установленных договорами ЕС, осуществляют свою деятельность как на коммунитарной (наднациональной), так и на межправительственной основе. Иначе говоря, суть процесса принятия решений в рамках органов Евросоюза позволяет выявить вклад каждого актора интеграционного объединения в формирование определенного решения и, следовательно, показать, что оно конкретно принесло для Союза в целом, и для стран – членов, в частности. Такого рода система взаимодействия институтов ЕС и как следствие результат этого взаимодействия развернуто раскрывается при анализе процедуры принятия решения в рамках внешней политики ЕС. В частности, это можно рассмотреть на примере «Европейской политике соседства»6.

В настоящее время данная политика постепенно вступает на стадию своей реализации. Однако этому периоду предшествовал продолжительный процесс ее концептуализации и институционализации. Ключевой мотивацией создания политики соседства со стороны Евросоюза явилась проблема поиска подхода для продолжения европеизации в отношении восточных стран Европы.

Таким образом, процесс расширения Европейского Союза в 2004 году стало основанием разработки нового подхода в отношении к будущим восточным и южным соседям, или Европейской политики соседства (ЕПС). В географическом аспекте политика охватывает пространство сопредельных ЕС государств Восточной Европы, а также страны Закавказья и Средиземноморья. В настоящие момент она представляет собой одно из важнейших направлений внешней политики объединяющейся Европы, содействуя развитию экономического благосостояния, реформирование социальной сферы и демократии стран - соседей.

С точки зрения Брюсселя, политика соседства должна продолжать процесс распространения европейских ценностей в отношении соседних стран, тем самым, раскрывая стремление Евросоюза, с одной стороны, отложить на долгосрочный период перспективу включения в свой состав новых государств, а, с другой – не останавливать создания единого европейского цивилизационного пространства. В плане внутреннего развития в связи с этим Союз сможет сконцентрироваться на углубление интеграционных процессов. С позиции государств – соседей, данная политика предоставляет возможность более углубленно, чем ранее, развивать отношения с ЕС, содействуя таким способом процессу модернизации.

Таким образом, в данной работе объектом исследования является Европейская политика соседства.

Предмет исследования - процесс институционализации политики соседства ЕС.

Хронологическими рамками исследования является период с 2002 по 2004 гг., поскольку в течение указанного периода времени протекал на уровне институтов Союза процесс  оформление ЕПС.

Цель исследования – проанализировать процесс институционализации Европейской политики соседства для того, чтобы выявить каким образом были учреждены отношения между Европейским Союзом и его странами – соседями.

В данной работе понятие «институционализация» представляет собой процесс определения и закрепления норм, правил, практик отношений, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной (политической) потребности. Результатом институционализации является более скоординированная, упорядоченная и интегрированная система отношений между акторами, именуемая «институтом». В рамках Евросоюза это понятие рассматривается как образования определенной политики, которая институционализируется в значительной степени на основе процесса принятия решений органами ЕС. То, каким образом протекал процесс институционализации политики соседства Союза, в настоящей работе будет раскрыт путем решения следующих задач.

Во-первых, необходимо раскрыть тот период, когда на повестку дня вышла концепция «Большой Европы»7, которая в будущем оформилась в Европейскую политику соседства. В частности, нужно показать акторов, предложившие инициативу разработать политику соседства, а также то, как они концептуально представляли свое понимание  «Большой Европы». Также автор раскроет то, какие акторы помимо институтов ЕС принимали участие в разработке нового подхода отношений Союза со странами – соседями.

Во-вторых, и это основной компонент исследовательской работы, поскольку здесь нужно проанализировать предложение Европейской Комиссии Совету ЕС и Европейскому Парламенту, касающееся инициирования новой политики; далее выявить ключевые цели, объект и методы реализации предложенной инициативы. Кроме того, нужно проанализировать последующие дополнительные к этому предложению документы Комиссии.

В-третьих, надо рассмотреть оценки Предложения Комиссии такими институтами Евросоюза, как Совет министров иностранных ЕС, Европейский Парламент, Комитет регионов и Европейский Экономический и Социальный Комитет. Цель данного анализа – показать точки зрения каждого из органов Союза на формирующуюся политику.

В-четвертых, в работе нужно проанализировать основополагающий документ политики соседства – это Стратегическая концепция ЕПС, поскольку она в большей степени представила все предложения, выраженные институтами ЕС. Более того, в окончательном варианте показывается учрежденный институт отношений между объединенной Европой и ее странами – соседями.

В теоретическом плане при исследовании данной проблематики автор исходил из такого теоретического подхода международных отношений, как институционализм. Это связано с тем, что в рамках указанного подхода изучается весь комплекс создания и развития института – от формулирования проблемы, которая подталкивает участников отношений упорядочить систему взаимоотношений, до полного его учреждения и анализа деятельности.

В основе исследовательской работы лежат следующие методы исследования. В частности, автором был использован генетический метод для того, чтобы всеохватно показать  - каким образом протекал процесс актуализации проблемы, далее ее обсуждение и решение, воплотившееся в определенной политике. Далее, при исследовании был использован ивент – анализ, позволяющий раскрыть влияние проходящих параллельно процессу принятия политики соседства в структурах Союза других европейских процессов. В значительной степени, автором были применен качественный контент – анализ, позволивший проанализировать то, каким образом установленные автором исследования проблемные уровни раскрываются в содержании текста.

 

Образование Европейской политики соседства, как было подчеркнуто выше, будет рассматриваться на основе процесса институционализации, который в Европейском Союза в значительной степени проходит в рамках законодательного процесса8, осуществляемый его институтами - Европейским Советом9, Советом ЕС, Европейской Комиссией, Европейским Парламентом. Принятие решений, или законодательный процесс в ЕС может рассматриваться с разных точек зрения, что позволяет всеохватно представить то, кем и каким образом создаются политики в Брюсселе. Например, исследователем политической структуры Европейского Союза Н. Ньюджентом было отмечено, что Союз обладает многоуровневой системой управления; и принятие решений осуществляется не только национальными правительствами, но также институтами и акторами на других уровнях. Важным уровнем здесь является «наднациональный уровень Евросоюза, поскольку институты, образующие его, а именно: Европейская Комиссия, Европейский Парламент и Суд ЕС, оказывают независимое влияние на политический процесс»10. С. Хикс подчеркивал, что политика в рамках Евросоюза может быть воспринята на первый взгляд как решения, принимаемые только на межправительственных саммитах, вместе с тем его отличие состоит в том, что «политика в ЕС представляет собой постоянный процесс взаимодействия институтов Союза в Брюсселе; между национальными правительствами и Брюсселем; в пределах департаментов правительств стран – членов; в рамках двусторонних встреч между правительствами, а также между группами интересов и правительственными чиновниками в Брюсселе или на государственном уровне»11.

В настоящее время исследование процесса становления Европейской политики соседства представляется значимым с точки зрения современных отношений Российской Федерации и Европейского Союза, поскольку имплементация политики будет соприкасаться с политикой нашей страны, например, в Закавказье. Более того, политика соседства ЕС является новым инструментом распространения европейских ценностей. Тем самым, изучение ее концептуальных основ и методов осуществления позволит при оценке политических и общественных процессов, к примеру,  в Восточной Европе полно понять происходящую ситуацию, которая, возможно, является следствием трансформации общества и государства стран – соседей ЕС.

Научная разработанность указанной проблематики представлена в основном работами зарубежных авторов. К ним относятся работы аналитиков по процессам демократизации из Стенфордского Университета М. Кремона12 и А. Мангью-Пиппиди13. М. Кремона в своей работе раскрывает институционализацию принципа верховенства закона в рамках ЕПС; А. Мангью-Пиппиди сравнивает процессы расширения и действия политики соседства как единый процесс демократизации Европы. Эксперт из Центра европейских политических исследований М. Эмерсон в своих научных трудах рассматривает становление политики соседства ЕС через призму стадий разработки решений в Союзе14. Проблема образования политики соседства была раскрыта в работе аналитика из Лондонской школы экономики У. Уэлеса. Ученые -  европеисты из Университета Гента (Бельгия) Э. Леннон и П.В. Элсувиджа проанализировали период возникновения на повестке дня соседской политики, а также рассмотрели – каким образом она институционализировалась в будущей Конституции ЕС15. В исследованиях Д. Линча (Оксфордский университет) рассматривается становление политики Союза в Закавказье16. В научной статье профессора Центра кавказских исследований МГИМО (Университет) Дегоева В.В. особое место занимает дилемма как для ЕС, так и для России выбора методов построения отношений со странами Закавказья17. В статье Ф. Казина дается сравнительная характеристика предложений Польши по созданию «Восточного измерения» и Предложения Комиссии относительно отношений со странами соседями, где также автор рассматривает положение России в этих документах. В труде эксперта из Центра европейской политики Ф. Камерона представлена оценка концепта «Большая Европа», разработанная Европейской Комиссией18.

Таким образом, можно сказать, что настоящая работа, сконцентрировавшись на вопросе создания институтами Союза нового подхода отношений со странами – соседями, позволит представить иной взгляд на политику соседства в ряде вышеприведенных научных трудов. В связи с этим в процессе изучения данного аспекта ЕПС были использованы следующие группы источников.

Во-первых, период появления политики соседства на повестке дня ЕС представлен выступлениями и заявлениями политиков Союза, где в основном они формулировали концептуальные основы будущей политики. Во-вторых, значительная группа документов Европейской Комиссии, касающихся целей соседской политики и методов ее реализации. В-третьих, решения Совета иностранных дел ЕС, которые предоставляли мандат Еврокомиссии на разработку определенного политического документа; здесь также необходимо отметить источники, касающиеся позиции Европейского Парламента относительно соседской политики Евросоюза. Особое место занимают документы Комитета регионов и Европейского Экономического и Социального Комитета, представляющие собой в основном рекомендации для более комплексной реализации будущей политики.

 

 

 

 

 

Глава I. Процесс оформления концепта «Большая Европа»

1. Появление концепта «Большая  Европа» на повестке дня ЕС

Европейская политика соседства зародилась из концепта «Большая Европа», который более детально обсуждалась политиками Евросоюза в 2002 г.

Отправным моментом в процессе формирования  будущей политики соседства явилось решение, принятое на заседании Совета министров иностранных дел ЕС в апреле 2002 г., о предоставление мандата Европейской Комиссии и Генеральному секретарю ЕС на разработку предложений относительно отношений с восточными странами – соседями19.

В связи с этим в сентябре 2002 г. в Совместном письме Высокого Представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы и Комиссара ЕС по внешней политике Кристофера Пэттена под названием «Большая Европа» было изложено первоначальное видение того, что должно будет представлять собой политика в отношении сопредельных ЕС государств. В частности, предлагалось создать подход в отношении стран - соседей, который должен быть основанным на общих ценностях и на дистанцировании от вопроса будущего членства в ЕС. Два эти аспекта наряду с другими условиями рассматривались как основа для экономического процветания и региональной стабильности. Немаловажным моментом в будущей политике в отношении ближайших соседей являлся географический охват. Приоритетным направлением стали страны Восточной Европы – Украина, Молдавия и Белоруссия, а также Россия.

Данному региону в приведенном документе отводилось значительное место, потому как, во-первых, процесс расширения ЕС больше, чем на других направлениях повлияет на государства этого региона; во-вторых, конструируемый концепт «Большая Европа» не мог рассматриваться без Украины, Молдавии, Белоруссии и России. Каждое из приведенных государств представлялось, с одной стороны, с позиции внутренних стремлений страны - соседа на сближение с ЕС, и, с другой стороны, на основе оценки экономических и политических условий в указанных странах. Это объясняется стремлением политиков ЕС понять то, какой политический процесс больше сможет интегрировать восточные страны-соседи Союза в единое пространство Европейского континента; также представить приблизительные способы его осуществления.

Информация о работе Европейский союз