Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические вопросы, понятия личности, как субъекта политики…………………………………………………………………………6
§1. Понятие и сущность субъектов политики…………………………………6
§2. Личность как один из видов субъектов политики………………………..11
Глава II. Роль и значение личности в политике…………………………….15
§1. Личные и политические права человека и его роль в политике………...15
§2. Понятие и мотивационные теории политического участия………….….21
Заключение……………………………………………………………………..24
Литература……………………………………………………………………...25
В современном мире патерналистские
взгляды на соотношение индивида
и власти в основном преодолены,
хотя многие из отмеченных выше идей и
сегодня достаточно широко распространены
в развивающихся странах с
преимущественно крестьянским населением,
в авторитарных и тоталитарных государствах,
представляющих вождя-диктатора как
отца нации, защитника простого человека,
а в какой-то степени и в
демократических государствах, где
часть населения все еще
Не менее существенное влияние на последующую, в том числе современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В пол концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности.
В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного верховенства цело (государства) над частью (индивидом).
Государство, руководимое мудрым царем или аристократией — призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, следить за правильностью его мыслей и верований. В своей земной жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественными законами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политическом творчестве заведомо исключается и человек вы лишь объектом власти.
Взгляды Платона на роль индивида в политике оказали определенное влияние и на мировоззрение крупней мыслителя античности — Аристотеля, хотя в целом в вопросе о соотношении личности и власти его творчества отмечено целым рядом новых, конструктивных идей.
К ним относится
Хотя Аристотель и выступает
за приоритет государства в
Взгляды Аристотеля на гражданина как
на активный органический элемент государственного
целого, непосредственно участвующий
в политической жизни, законной и
судебной деятельности государства
и полно подчиняющийся его
решениям, характерны для ан понимания
демократии. Эта демократия, считая
свободных граждан
Оно подконтрольно и
Это, прежде всего, задачи обеспечения
безопасности и свободы граждан,
охраны их естественных, священных
прав, поддержания общественно
Участие в демократическом политическом процессе4 является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией.
______________________________
4 – см.: Политология: курс лекций под редакцией Радугина АА // "Центр". - М., 1997, стр.73.
Глава II. Роль и значение личности в политике.
§1. Личные и политические права человека и его роль в политике.
Личность в политике5 – субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международное и др.).
Личность является основным субъектом политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в соответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовать свои интересы абсолютно, в политике она осуществляет свои интересы как элемент каких-то общих, то есть политических интересов. Даже не понимая данного положения, например, голосуя на выборах, личность, опуская бюллетень в урну, совершает индивидуальный акт коллективно-политической значимости.
Личность в политике участвует в решении общих дел, что вызывает у нее ощущение причастности к человеческому роду, его институциональным образованиям. Через самостоятельную сознательную причастность к общему делу личность обретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что участие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.
Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация, выборы представительных органов власти, участие в различных кампаниях, проводимых партиями, общественно-политическими движениями, членство и активная деятельность в политических организациях и т.п. Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность.
Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает естественно историческое понимание прав человека. Сам этот термин «права человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении это только те права, которые не представляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционно- правового закрепления и государственных границ.
______________________________
5 - см.: Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008, стр.67.
К ним относятся равенство
всех людей перед законом,
В широком значении права
человека включают весь
Типичным примером юридической
фиксации этой группы прав и в целом
негативного подхода к правам
человека является Билль о правах
конституции США. Так, его первая
статья (поправка) гласит: «Конгресс
не должен издавать законов, устанавливающих
какую-либо религию или запрещающих
ее свободное исповедание, ограничивающих
свободу слова или печати или
право народа мирно собираться и
обращаться к правительству с
петициями о прекращении
Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа.
Практически все содержание Билля
о правах направлено на ограждение
личности от различного рода несправедливых
и нежелательных посягательств
со стороны правительства. В отличие
от негативных прав, позитивные права
фиксируют обязанности
______________________________
6 – см.: Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 2008. №2.
В случае ограниченности
ресурсов позитивные права
Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Гражданские права (не путать с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства) — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права обеспечивают идентификацию личности, позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и с государством.
К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижений и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну и др.
В конституциях многих государств гражданские права объединяют в одну группу с правами политическими.
Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальных и общественных проявлениях. Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.
Экономические права
К гражданским и политическим правам
непосредственно примыкают