Международные переговоры по проблемам ядерной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что последняя четверть минувшего века войдет в историю международных отношений как «эпоха переговоров», наступлению которой в немалой степени способствовало затухание, а затем и окончание «холодной войны». Для данного периода характерен не только неуклонный рост числа международных переговорных процессов, но и их серьезная качественная эволюция. Наряду с традиционными двусторонними переговорами все более широкое распространение стали получать многосторонние, причем некоторые из них превратились в постоянно действующие переговорные форумы. Особое развитие получило международное посредничество во все более разнообразных вариантах, вплоть до самых «экзотических» (например, так называемый «ближневосточный квартет» США, России, Евросоюза и ООН).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………….6
1.1. Место, роль и функции переговоров в международных отношениях и дипломатии………………………………………………..….………………......6
1.2. Основные характеристики переговорного процесса………………….....11
1.3. Типология международных переговоров…………………………..........18
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМАТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………........................................23
2.1. Совместное решение международных проблем………………………....23
2.2. Важнейшие общемировые проблемы экологического характера..........24
2.3. Международные переговоры по проблемам
ядерной безопасности…………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МЕЖД. ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС ГОТОВОЕ.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Типология международных  переговоров

 

Типология переговоров зависит от тех критериев, в зависимости от которых будет производиться классификация. В логике они называются основаниями деления.

Такими основаниями для классификации переговоров могут являться:

- заинтересованность сторон в переговорах;

- уровень представительства на переговорах;

- потребности участников переговоров;

- обсуждаемые проблемы;

- число участников переговоров;

- степень регулярности переговоров;

- форма переговоров [11, с.155].

В зависимости от заинтересованности сторон американский исследователь Дж. Дин выделяет три типа переговоров:

- переговоры, в которых участники (или один из участников) мало  заинтересованы в их положительном  исходе;

- переговоры, в которых участники  проявляют умеренный интерес  к достижению результата;

- переговоры, участники которых  реально заинтересованы в совместном  решении проблемы [26, с.21].

В зависимости от уровня представительства переговоры принято делить на:

- политические переговоры;

- дипломатические переговоры. 

Политические переговоры ведутся на высшем (саммиты) уровне (между главами государств и правительств) и высоком уровне (между министрами иностранных дел). На политических переговорах рассматриваются наиболее принципиальные вопросы международных и межгосударственных отношений. Их участники, как правило, не нуждаются в специальных полномочиях и вправе самостоятельно принимать решения, исходя из национальных интересов своей страны.

Дипломатические переговоры проводятся на уровне дипломатических представителей. Их отличительная особенность заключается в том, что участники переговоров действуют на основании четких инструкций и не вправе принимать самостоятельные решения.

Французский исследователь переговоров Ж.-И. Нирамбер предложил делить переговоры в зависимости от потребностей участников на пять типов:

- переговоры, участник которых  стремится удовлетворить потребности  противника;

- переговоры, участник которых  позволяет противнику попытаться  удовлетворить свои потребности;

- переговоры, участник которых  пытается удовлетворить потребности  противника и свои собственные;

- переговоры, участник которых  идет навстречу потребностям  противника;

- переговоры, участник которых  идет навстречу потребностям противника и своим собственным [26, с.22].

В зависимости от обсуждаемых проблем все переговоры можно классифицировать на:

- переговоры по экономическим вопросам;

- переговоры по военным вопросам;

- переговоры по экологическим вопросам;

- переговоры по гуманитарным вопросам;

- переговоры по политическим и другим вопросам.

В зависимости от числа участников переговоры можно разделить на  двусторонние переговоры и многосторонние переговоры (примерами могут служить сессии Генеральной Ассамблеи ООН, конференции и сессии региональных международных организаций – ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ, СВМДА, саммиты «Большой семерки»).

В зависимости от степени регулярности выделяют разовые переговоры и регулярные (возобновляемые) переговоры. Отличие вторых заключается в том, что такие переговоры имеют постоянную и преемственную повестку дня (примером могут служить сессии ОБСЕ).

В зависимости от формы проведения переговоры могут проводиться в виде:

- конгрессов;

- саммитов;

- конференций;

- встреч;

- сессий;

-  совещаний и т.п.

Разумеется, как всякая классификация, данная типология носит достаточно условный характер.

Одни и те же переговоры можно классифицировать по разным основаниям, перечень критериев для типологии переговоров можно продолжить.

Таким образом, типология международных переговоров может проводиться по различным основаниям. Наиболее традиционным из этих оснований является область, в которой ведутся международные переговоры. В соответствии с ней международные переговоры подразделяются на: политические, дипломатические, торговые и т.п. В связи с проблемой гибкости переговорных механизмов особое внимание следует обратить на характер международных переговоров: ведутся ли они на официальном или неофициальном уровне. Развитие переговорного процесса за последние годы способствовало формированию неофициальных переговоров в качестве важнейшего фактора международных отношений, способных снизить напряженность в ситуациях, где официальные встречи оказывались безрезультатными.

Подводя итоги первой главы можно сделать следующие выводы.

Переговоры, ранее составляющие значительную часть профессиональной деятельности узкого круга политических деятелей и дипломатов, теперь, по мере того, как наше общество становится все более открытым, — неотъемлемый атрибут жизни значительно большего числа лиц и организаций.

Структура переговоров включает две стадии: подготовительную (организационные вопросы, а также определяются цели, задачи, интересы) и переговорную (процедурные вопросы, уточняются позиции, вносятся предложения, ведутся дискуссии, определяются зоны компромисса и рамки будущего соглашения, редактируются и принимаются итоговые документы). Иногда выделяется еще стадия реализации договоренностей (взаимный контроль этого процесса).

Основными критериями для типологии международных переговоров: уровень представительства; обсуждаемые проблемы; число участников; форма переговоров; степень регулярности.

Переговоры могут привести к двум типам результатов: урегулирование проблемы или ее разрешение. Первый тип еще не означает разрешения проблемы, но в ходе переговоров стороны вырабатывают конструктивный способ взаимодействия. Второй тип предполагает достижение соглашения относительно сущности стоящей перед сторонами проблемы к (частичному) удовлетворению сторон.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблематика международного переговорного процесса

2.1. Совместное решение  международных проблем

 

Совместное решение проблемы – это важнейшая характерная черта переговоров, что и отличает, собственно, переговоры от других способов взаимодействия. Таким образом, переговоры – это диалог между сторонами, обсуждающими идею, информацию и альтернативы, чтобы достичь взаимоприемлемого решения (соглашения) [2, с.9].

На современном этапе роль международных переговоров как средства решения международных проблем многократно возросла.

Создание ООН в 1945 году положило начало широкомасштабному использованию переговоров как основного или, по крайней мере, как преимущественного способа взаимодействия между государствами, организациями и лицами на международной арене.

Особенно отчетливо эта тенденция стала проявляться в последние двадцать лет. Связано это было, в первую очередь, с появлением и деятельностью международных организаций (ООН, ОБСЕ) и с появлением так называемых глобальных проблем, решение которых невозможно в рамках усилий одного государства.

Во-первых, мир сегодня стал не просто «тесным», но и тесно связанным, взаимозависимым. Революции, политические перевороты, военные столкновения в одном районе земли вызывают, благодаря современным средствам коммуникации, положительную или отрицательную реакцию во всех других.

Сталкиваясь друг с другом, втягиваясь как в конфликты, так и в сотрудничество, народы и государства оказываются перед необходимостью понять друг друга.

 Во-вторых, мир стал не просто  взаимозависимым, но и взаимоуязвимым. Экологические проблемы, угроза взаимного уничтожения в результате ядерной войны сводят на нет возможности силового решения теми или иными странами своих проблем во внешнеполитической сфере    [26, с.32].

Вывод однозначен – большая часть современных угроз международной безопасности и миропорядку требует для своего решения новых, прежде всего невоенных подходов, в первую очередь, использования переговоров.

 Особенностями современных  международных переговоров являются,     во-первых,     появление      так    называемых «возобновляющихся переговоров» (сессии Генеральной Ассамблеи ООН, саммиты «Большой семерки», сессии ОБСЕ) и, во-вторых, все более широкое применение такого способа принятия решений, как консенсус.

Таким образом, переговоры являются действенным инструментом построения и регулирования международных отношений, что с особенной очевидностью проявилось во второй половине XX столетия. Это обусловлено целым рядом причин, главная из которых - резко возросшая взаимозависимость мира, а также появление в нем глобальных проблем. «Комплексная взаимозависимость» (определение Р. Кохэна и Дж. Ная), предполагающая множественность параметров, а также наличие глобальных проблем, обусловила необходимость согласованности действий различных участников на международной арене для урегулирования конфликтных ситуаций и осуществления сотрудничества, вследствие чего во второй половине XX в. решение международных проблем объективно стало главной функцией дипломатии.

 

2.2. Важнейшие общемировые проблемы экологического характера

 

Переговоры о создании международного соглашения, направленного на противодействие глобальным изменениям климата были начаты в 1990 году под эгидой ООН. Международным сообществом было принято решение заключить сначала рамочное соглашение об основных целях, задачах и принципах совместных действий, а лишь затем начать обсуждение более конкретных обязательств отдельных стран. Так, в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята рамочная конвенция ООН об изменении климата.

В Конвенции определены общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата для Сторон, которыми в настоящее время является 190 государств и Европейское сообщество. При этом РКИК ООН предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, учитывающий различный уровень социально-экономического развития стран [23, с.39].

РКИК определяет только общие принципы, обязательства для Сторон Конвенции и основные направления деятельности по решению проблемы изменения климата, в частности, там отмечается, что:

- РКИК предусматривает необходимость учета выбросов и абсорбции парниковых газов Сторонами Конвенции. Данные о зарегистрированных ежегодных выбросах и абсорбции парниковых газов должны регулярно предоставляться в Секретариат РКИК в виде ежегодных отчетов об их инвентаризации – кадастров;

- стороны обязаны формулировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы по смягчению последствий изменения климата путем сокращения антропогенных и абсорбции парниковых газов, а также осуществлять меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата;

- стороны обязаны представлять на периодической основе общее описание мер, принятых или предусмотренных Стороной, по осуществлению Конвенции. 
 Вместе с тем, РКИК предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, с учетом различных социально-экономических условий стран. Причем, признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промышленно развитые страны, поэтому они должны играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями. 
 В этой связи на промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой РКИК налагает дополнительные обязательства:

- каждая из указанных Сторон Конвенции должна проводить национальную политику и принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов, защиты и повышения качества своих поглотителей парниковых газов, демонстрируя, таким образом, лидерство в этой области для остальных стран;

- Стороны должны представлять на периодической основе подробную информацию о своих политике и мерах, а также о прогнозируемых в связи с ними антропогенных выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

- Стороны, входящие в Приложение II к РКИК (преимущественно, страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития), обязаны предоставлять финансовую и иную помощь развивающимся странам для выполнения ими своих обязательств по Конвенции, учитывая при этом их конкретные потребности и особенности их социально-экономического развития. Эти подпункты предусматривают помощь по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и «ноу-хау».

В 1997 году, после нескольких лет напряженных переговоров, был принят дополняющий Конвенцию в части количественных Киотский протокол, обязательств промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой по снижению или ограничению антропогенных выбросов парниковых газов.

Информация о работе Международные переговоры по проблемам ядерной безопасности