Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 16:55, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что последняя четверть минувшего века войдет в историю международных отношений как «эпоха переговоров», наступлению которой в немалой степени способствовало затухание, а затем и окончание «холодной войны». Для данного периода характерен не только неуклонный рост числа международных переговорных процессов, но и их серьезная качественная эволюция. Наряду с традиционными двусторонними переговорами все более широкое распространение стали получать многосторонние, причем некоторые из них превратились в постоянно действующие переговорные форумы. Особое развитие получило международное посредничество во все более разнообразных вариантах, вплоть до самых «экзотических» (например, так называемый «ближневосточный квартет» США, России, Евросоюза и ООН).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………….6
1.1. Место, роль и функции переговоров в международных отношениях и дипломатии………………………………………………..….………………......6
1.2. Основные характеристики переговорного процесса………………….....11
1.3. Типология международных переговоров…………………………..........18
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМАТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………........................................23
2.1. Совместное решение международных проблем………………………....23
2.2. Важнейшие общемировые проблемы экологического характера..........24
2.3. Международные переговоры по проблемам
ядерной безопасности…………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
Международные переговоры по РКИК ООН и Киотскому протоколу, наверное, самые насыщенные и напряженные по сравнению с другими природоохранными соглашениями. Важно понимать, что противодействие глобальным изменениям климата – задача не только экологическая. Меры по ограничению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения оказывают прямое воздействие на развитие энергетического сектора, сельского, лесного хозяйства и других секторов экономики, влияют на международную торговлю энергоресурсами и технологиями. Следовательно, решение этой проблемы напрямую затрагивает социально-экономические и политические интересы стран мира.
Сам Киотский протокол – компромиссное соглашение и далеко не идеальное. Его следует рассматривать как первый, пилотный проект – обкатку предлагаемых подходов к решению климатической проблемы. В зависимости от того, насколько успешным будет его первый период, в будущем можно будет расширять масштабы его применения, видоизменять отдельные его положения или искать какие-то радикально иные подходы.
Официальные переговоры по будущему климатическому режиму на период после 2012 года, когда заканчивается действие первого бюджетного периода Киотского протокола, уже начались.
В настоящее время это – ключевой пункт повестки дня, причем не только в переговорах по РКИК ООН и Киотскому протоколу, но и для Организации Объединенных Наций, «Группы восьми» и многих других международных и региональных форумов.
Таким образом, важно осознавать, что изменения климата уже происходят и, как утверждают прогнозы ученых, в будущем, вероятно, будут лишь усиливаться. Поэтому вне зависимости от того, причастен ли к ним человек или нет, необходимо предпринимать меры по противодействию этим изменениям, сдерживать темпы роста температуры с тем, чтобы избежать опасных и необратимых последствий для природы, экономики и общества в будущем. Также уже сейчас надо пытаться приспособиться - адаптироваться и минимизировать негативные воздействия прогнозируемых климатических изменений и максимально эффективно использовать выгоду от них там, где это возможно.
Поэтому неслучайно одним из ключевых принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) - международного соглашения, направленного на противодействие глобальным климатическим изменениям - является положение о том, что там, где существует угроза серьезного или необратимого ущерба, недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, учитывая, что политика и меры, направленные на борьбу с изменениями климата должны быть экономически эффективными для обеспечения глобальных благ при наименьших возможных затратах.
2.3. Международные переговоры
по проблемам ядерной
Ядерная безопасность зависит от успеха переговоров по ЕвроПРО, заявил экс-министр иностранных дел России, президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов выступая на прошедшей в июне 2012 г. в Берлине международной конференции «Актуальные проблемы нераспространения ядерного оружия» [27].
«Нынешний конфликт между Россией и США в области создания европейской системы противоракетной обороны - наглядный пример того, что сегодня, более чем два десятилетия после окончания холодной войны, старая логика противостояния по-прежнему оказывает глубокое воздействие на умы политиков и экспертов. Никакого движения вперед в области ядерной безопасности не будет, если не будет движения вперед между Россией и США – это очевидная вещь. Залогом успеха международного переговорного процесса в сфере ядерной безопасности является взаимопонимание между Россией и США. Подписание два года назад в 2010 г. договора СНВ III – это не конец переговорного процесса, это его начало. Переговорный процесс в сфере ядерного разоружения между Россией и США должен быть продолжен вне зависимости от результатов выборов в США», - рассказал Игорь Иванов [27].
Конференция «Актуальные
В ходе работы конференции Президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор отметил зависимость ядерной безопасности и развития обычных вооружений: «Снижение ядерных угроз рассматривается в непосредственной связи с балансом обычных вооружений, развитием высокоточного оружия и перспективами взаимодействия государств в сфере противоракетной обороны» [27].
По словам Кантора, препятствия на пути сотрудничества по ПРО хорошо известны. В этом отношении эксперты Люксембургского форума сохраняют определённый оптимизм по перспективе достижения компромисса на основе последних разработок Института мировой экономики и международных отношений и Евроатлантической инициативы по безопасности, где представлены такие варианты архитектуры Европейской ПРО и меры доверия, которые могут быть согласованы руководством России, США и НАТО. Это могло открыть путь к тесному сотрудничеству в этой сфере.
В работе конференции принимали участие авторитетные государственные деятели и международные эксперты. В том числе: экс-министр обороны США Уильям Перри, вице-президент РАН Николай Лавёров, уполномоченный Федерального правительства ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооружениями Рольф Никель, начальник отдела по мирному использованию атомной энергии МИД Германии Сьюзан Бауманн, президент Пагуошского движения Джаянта Дханапала, председатель Правления Стокгольмского института исследования проблема мира Горан Леннмаркер, директор Центра «Восток-Запад» Университета штата Мэриленд, академик РАН Роальд Сагдеев.
В своих выступлениях участники отмечали, что главные угрозы для мировой ядерной безопасности сегодня – это возможность получения террористическими организациями доступа к ядерным материалам, опасность краха режима Договора о нераспространении ядерного оружия и всего режима нераспространения из-за неудачи урегулирования текущих ядерных кризисов в Иране, Северной Корее и неудовлетворительное выполнение государствами обязательств по нераспространению ядерного оружия, выраженное в слабости мер контроля и принуждения к выполнению обязательств по нераспространению.
Специальные заседания конференции были посвящены роли Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ в укреплении режима нераспространения оружия массового уничтожения. Эксперты также обсудят состояние Договора о нераспространении ядерного оружия после конференции 2010 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия.
Конференция в Берлине приурочена к 5-й годовщине создания Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы - одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений.
Таким образом, за время своего существования Люксембургский форум провёл большое количество мероприятий и конференций на высоком уровне, на которых были достигнуты серьёзные результаты. Форуму удалось установить тесные связи и взаимопонимание с ведущими мировыми политиками и организациями, и за 5 лет работы он превратился в одну из самых влиятельных неправительственных международных организаций, занимающихся вопросами ядерного нераспространения и разоружения.
В состав Консультативного Совета Форума входят более 50 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов по ядерной безопасности из 14 государств.
Подводя итоги второй главы можно сделать следующие выводы.
Следует отметить, что глобализация современного мира вынуждает страны даже при наличии враждебных отношений идти на переговоры и обсуждение тех или иных вопросов. Политическое развитие мира, как и вообще любое развитие далеко не всегда идет плавно. На определенных этапах мы оказываемся свидетелями превалирования силовых форм воздействия (например, в Ираке, в Косово) над переговорными процессами. Однако, если говорить об общей исторической тенденции, то она в силу роста взаимозависимости и взаимоуязвимости в современном мире делает международные переговоры главным механизмом урегулирования конфликтных отношений и осуществления сотрудничества, «основной формой взаимодействия государств» на международной арене. В результате сами международные переговоры выступают важнейшим фактором глобального развития мира.
Проблематика современного международного переговорного процесса затрагивает важнейшие общемировые и региональные проблемы экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, вопросы экологии, ядерной безопасности, борьбы против наркомании и организованной преступности.
Переговоры о принятии Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК ООН) были начаты в феврале 1991 года. Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 г. вступила в силу. РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Однако в Конвенции определены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата (в связи с этим она носит рамочный характер). РКИК ООН стала первым международным соглашением, направленным на борьбу с глобальным изменением климата и его последствиями.
В Конвенции определены общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата для Сторон, которыми в настоящее время является 190 государств и Европейское сообщество. При этом РКИК ООН предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, учитывающий различный уровень социально-экономического развития стран. Признается, что основную роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями должны играть промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой, которые в процессе своего экономического развития внесли больший вклад в совокупный объем антропогенных выбросов парниковых газов (принцип исторической ответственности).
В дополнение к РКИК ООН на Третьей Конференции Сторон РКИК, проходившей в Киото в 1997 г., был разработан и принят Киотский протокол. Однако он вступил в силу лишь через 7 с лишним лет с момента его подписания.
Международное сотрудничество в области обеспечения ядерной безопасности преследует несколько основных целей: уменьшение возникновения ядерного конфликта, совершенствование механизма предотвращения распространения ядерного оружия, сокращение и ликвидация ядерного оружия на многосторонней основе, предоставление взаимопомощи в случае ядерной аварии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международные переговоры, будучи частью системы международных отношений, с одной стороны, испытывают на себе их влияние, выступая инструментом при решении целого комплекса внешнеполитических, а в ряде случаев и внутриполитических задач, с другой - сами воздействуют на международные отношения, во многом определяя и формируя их. Причем часто влияние процесса и результата проведенных переговоров не ограничивается непосредственными участниками переговоров, а распространяется на международные отношения в целом.
По мере развития системы международных отношений меняется роль и место переговоров в ней. На протяжении мировой истории международные переговоры всегда были альтернативой силовых, прежде всего, военных методов решения, и в то же время составляли диалектическое единство с ними: войны заканчивались мирными переговорами, силовой нажим часто использовался в качестве стимула к началу переговоров, а переговоры предпринимались для предотвращения войн или, напротив, велись в тактических целях для, того, чтобы в дальнейшем использовать военные действия.
Все вышеизложенное в работе позволило сделать следующие выводы.
1. Переговоры – одно
из важнейших средств, в первую
очередь, дипломатической деятельности.
Часто переговоры просто отожде
2. На современном этапе исторического развития международные переговоры не только перестают играть подчиненную роль по отношению к военным методам воздействия и приобретают самостоятельное значение, но и являются основным, а во многих случаях единственно возможным средством решения международных проблем в конфликтных ситуациях.
Развитие интеграционных процессов в мире также обусловливает возрастание роли переговоров как средства осуществления международного сотрудничества.
Именно направленность на совместное с противоположной стороной решение международных проблем, будь то в рамках конфликтных отношений или сотрудничества, отличает переговоры от односторонних действий, является их главным предназначением на международной арене и составляет основную функцию переговоров.
Совместная работа участников над международными проблемами ведет не только к их решению, но и к более глубокому пониманию сторонами международных отношений в целом.
Однако, кроме совместного решения проблем, международные переговоры обладают другими функциями и, соответственно, могут использоваться и используются во внешнеполитической деятельности с различными целями. Некоторые из этих функций достаточно хорошо согласуются с главной функцией переговоров и способствуют ее реализации, среди них, например, информационно-коммуникативная функция или функция регуляции, контроля, координации действий.
Информация о работе Международные переговоры по проблемам ядерной безопасности