Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 01:42, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучить проблемы и перспективы кредитования во внешнеэкономической деятельности.
Задачи данной работы предполагают обзор и определение основных видов кредитования во ВЭД и их влияние на внешнюю торговлю.
Предметом исследования в данной курсовой работе является изучение форм кредитования внешнеэкономической деятельности и роли международного кредита в развитии производства.
Объектами данной работы являются такие формы кредитования во внешнеэкономической деятельности как лизинг, факторинг и коммерческий кредит.
Данную работу можно разделить на три части, в которых рассмотрено:
• Теоретические аспекты кредитования во внешнеэкономической деятельности
• Особенности и разновидности кредитования во внешнеэкономической деятельности
• Основные проблемы и перспективы рынка кредитования во внешнеэкономической деятельности
А также введение, заключение и список использованных источников.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования во внешнеэкономической деятельности
1.1 Понятие международного кредита
1.2 Роль международного кредита в развитии производства
1.3 Формы кредитования внешнеэкономической деятельности
Глава 2. Особенности и разновидности кредитования во внешнеэкономической деятельности
2.1 Состояние международного рынка лизинговых услуг и российские участники на рынке международного лизинга
2.2 Факторинговые операции и практика применения факторинговых операций в России
2.3 Коммерческий (фирменный) кредит и его влияние на внешнюю торговлю.
Глава 3. Основные проблемы и перспективы рынка кредитования во внешнеэкономической деятельности
3.1 Основные проблемы, возникающие при осуществлении кредитования во внешнеэкономической деятельности
3.2 Влияние кризиса на кредитование во внешнеэкономической деятельности
3.3 Перспективы развития кредитования во внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список литературы
Кредит по открытому счёту предоставляется на основе соглашения между экспортёром и импортёром, по которому поставщик записывает на счёт покупателя в качестве его долго стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортёр обязуется погасить кредит в установленный срок. Кредит по открытому счёту практикуется при регулярных поставках товаров с периодически погашением задолженности в середине или конце месяца.
Разновидностью
фирменных кредитов является авансовый
платёж импортёра в денежной форме
в пользу иностранного поставщика обычно
в размере 10-15% стоимости заказанных машин,
оборудования, судов. Покупательский аванс
служит одной из форм международных расчетов
и кредитования экспорта и одновременно
средством обеспечения обязательства
иностранного покупателя, так как импортёр
должен принять заказанный товар. При
невыполнении договора по вине лица, предоставившего
аванс, он подлежит возврату с вычетом
убытков в отличии от задатка, который
в этом случае утрачивается. Если договор
не выполнен по вине получившего задаток,
то он обязан вернуть его с покрытием убытков
покупателю. Аванс стимулирует выполнение
контракта в отличии от отступного, которое
даёт право освободиться от обязательства
по договору без возмещения убытков другой
стороне. Иногда покупательский аванс
комбинируется с отсрочкой платежа, причём
равными долями с определёнными интервалами
(полгода, год).
Рис. 5 «Коммерческий кредит: преимущества и недостатки»
Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле, представленная в формах: частного страхования, при котором специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае неплатежеспособности иностранных импортеров оплачиваются их долговые обязательства отечественным экспортерам; государственных гарантий, когда риск берет на себя государство.
Так, в Великобритании гарантирование экспортных кредитов осуществляет правительственный Департамент гарантий экспортных кредитов. Он гарантирует экспортерам возмещение убытков от 85 до 100%. В США эти функции осуществляет Экспортно-импортный банк, во Франции — Французская страховая компания для внешней торговли, в ФРГ — акционерное общество «Гермес» и Межминистерский комитет по экспортным кредитам. Страхование экспортных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, которые он продавал в кредит иностранным покупателям. В случае неплатежеспособности последнего экспортер получает гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта, к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера.
Нужно отметить, что коммерческий кредит имеет ограниченные возможности, так как его можно получить не у всякого кредитодателя, а лишь у того, кто производит сам товар. Он ограничен по размерам (временным свободным капиталом), имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.13
Хотя фирменный кредит выражает отношения
между поставщиком и покупателем, он обычно
сочетается с банковским кредитом. При
продаже машин, оборудования фирменный
кредит предоставляется на длительные
сроки, что отвлекает значительные средства
экспортёра. Поэтому экспортёр обычно
прибегает к банковским кредитам либо
рефинансирует свой кредит в банках. Поскольку
фирменные кредиты не могут решить проблему
кредитования экспорта, усиливается роль
банковского кредита в МЭО.
Глава 3. Основные проблемы и перспективы рынка кредитования во внешнеэкономической деятельности
. В настоящее время практически невозможно найти государство, которое не использовало бы кредиты других стран, международных финансовых организаций и банков. Внешнее кредитование дает возможность расширить импорт новой техники, технологий, товаров и услуг. При этом рамки национального потребления раздвигаются, а иностранный кредит становится на определенное время дополнительным источником накопления и средством покрытия дефицита платежного баланса. Однако эти проблемы могут быть решены лишь при оптимальных масштабах привлечения иностранных кредитов и их эффективном использовании. При несоблюдении этого условия накопление непогашенной задолженности и нарастающие выплаты по текущему обслуживанию внешнего долга будут отягощать валютно-финансовое положение государства-заемщика и делать его весьма неустойчивым, может также создаться угроза политического и экономического давления. Для зарубежных инвесторов кредиты являются наиболее привлекательной формой вложения капитала, поскольку обеспечиваются не только гарантиями предприятия-заемщика и банка, но и, как правило, гарантией правительства.14 Основными источниками получения иностранных кредитов являются двусторонние и многосторонние государственные кредиты, кредиты отдельных промышленных фирм, корпораций, монополий, кредиты международных валютно-финансовых организаций и банков. При этом кредиты, например, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) носят в настоящее время не только льготный (представляются под низкие проценты сроком до 20 лет при 5 и более годах моратория на выплату основного долга), но и комплексный характер. В данном случае представители банка участвуют в осуществлении проекта, начиная со стадии разработки и до его полного завершения, осуществляя в этот период мониторинг его реализации, оказывая необходимую техническую и консультационную помощь. Посредством международного кредита происходит перераспределение капиталов между странами в целях обеспечения расширенного воспроизводства, экономии издержек обращения в сфере международных расчетов посредством развития форм безналичных платежей в различных валютах, а также усиление концентрации и централизации капитала.
При привлечении международных кредитов надо пытаться “уходить” от “связанного характера” кредитов, поскольку при этом импорт может ограничиваться в значительной мере лишь поставками товаров из страны-кредитора, и их закупки могут осуществляться только по строго определенной номенклатуре. Если не учитывать это обстоятельство, то возможности заемщика использовать в своих интересах конкуренцию между кредитодателями могут быть весьма ограничены. Как показывает мировой опыт, “связанная помощь” обычно на 15—20 % дороже “несвязанной“, а иногда окончательная цена кредитуемого объекта обходится дороже почти в два раза первоначальной. Надо учитывать также возможность завышения цен на импортируемые товары, что значительно снижает реальную величину или эффективность предоставляемых кредитов. При “связанной помощи” предпочтение зачастую отдается кредитованию не самых эффективных проектов, а выбор часто в пользу последних делается только потому, что оборудование для них легче закупить. Поэтому ликвидация “привязки” международных кредитов к закупкам товаров будет способствовать увеличению маневренности и мобильности хозяйственных связей страны-заемщика с промышленно развитыми государствами.
В то же время большое влияние на экспорт промышленно развитых государств оказывают различного рода формально не связанные кредиты, значение которых в общей системе международного кредита резко возросло, особенно с развитием рынка единой европейской валюты. Это облигационные займы, финансовые (в отличие от экспортных) кредиты банков, кредиты международных кредитно-финансовых организаций и т.п. Тем не менее такие кредиты в той или иной мере связаны с поставками из определенных источников. При привлечении иностранных кредитов надо учитывать то обстоятельство, что система долгосрочного финансирования экспорта развивается в двух направлениях:
- одной из форм долгосрочного кредитования экспорта является практика прямого государственного кредитования иностранных покупателей. В большинстве случаев прямые государственные кредиты западноевропейских стран предоставляются на срок более 10 лет, причем значительная их часть — на срок до 20 лет
-средством развития долгосрочного финансирования экспорта является практика предоставления так называемых финансовых кредитов, основным источником средств для предоставления которых является частный капитал. Так, правительства многих западноевропейских стран (например, ФРГ, Англии, Франции) выдают соответствующие гарантии по финансовым кредитам так же, как и по фирменным кредитам. При этом сами фирмы-поставщики обычно вообще не участвуют своими средствами в финансировании сделок. В данном случае в финансировании экспорта наряду с банками (источники среднесрочного капитала) широкое участие принимают такие источники долгосрочного капитала, как частные страховые компании, пенсионные фонды и кассы и т.д. Государственные гарантии таких кредитов выдаются не экспортерам, а непосредственно учреждениям, финансирующим сделку. Поэтому сам экспортер фактически не принимает участия в расчетах по кредиту, а получает денежный эквивалент по своим товарным поставкам.
В то же время участие иностранных коммерческих банков в финансировании экспорта в резко возрастающих размерах затрудняется для них в основном такими тремя причинами, как значительными рисками, связанными с данными операциями, ограниченностью во многих случаях свободных ресурсов у коммерческих банков для такого финансирования, боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, — с другой.
Все эти проблемы не могут быть разрешены силами только частно-монополистического сектора. Поэтому в тех случаях, когда это необходимо, монополии призывают на помощь государство. При этом степень государственного участия в финансировании экспорта и его конкретные формы различны в каждой отдельной стране. Однако принципы такого участия одинаковы в большинстве стран, к которым относится государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам. В условиях возрастания роли кредита как средства конкуренции на международном рынке банки стремятся создать связанным с ними фирмам преимущественные условия для привлечения иностранных покупателей и идут на удлинение сроков финансирования поставок, а также на снижение процента по кредитам. Банки предоставляют заемщикам более льготные, чем конкуренты, условия кредитов (в том числе еврокредитов) для того, чтобы ускорить заключение соглашений и тем самым обеспечить своим клиентам выгодные заказы на поставку товаров и услуг. При этом они не скрывают, что фирмы-поставщики могут компенсировать им ту часть стоимости кредита, которую они “уступают” иностранным заемщикам. Такая практика широко распространена.
Привлечение иностранных кредитов тормозится также слабой инфраструктурой инвестирования, поскольку в начальной стадии развития находится рынок таких услуг, как аудит, факторинг, консалтинговые, инжиниринговые, информационные услуги и т.д. Активизация иностранного инвестирования невозможна без развития страхования инвестирования. Поэтому ощутимую помощь в привлечении иностранных кредитов может оказать развитие сети консалтинговых фирм и экспортных организаций, специализирующихся на оказании услуг по подготовке инвестиционных проектов, комплексной независимой экспертизе и осуществляющих активный мониторинг реализуемых проектов. При привлечении иностранных кредитов важное значение имеют сроки, на которые они предоставляются.
Важной является также проблема источников и методов погашения международного кредита. В частности, при погашении международного кредита применяются пропорциональный, прогрессивный и единовременный методы. В первом случае предусматривается равномерное погашение кредита в одинаковых суммах, во втором — происходит постепенное нарастание величины платежей, в третьем — вся сумма кредита погашается сразу. При уплате процентов по международному кредиту необходимо учитывать, что уплата процентов по внутреннему долгу не изменяет объем валового внутреннего продукта страны, а лишь перераспределяет его. Уплата процентов по внешнему долгу, напротив, приводит к уменьшению валового национального продукта страны-должника.15 Отсюда логически вытекает следующее требование к использованию финансовых ресурсов, привлеченных извне: оно должно быть таким, чтобы при уплате всех процентов и погашения основной суммы долга валовой внутренний продукт и национальное богатство страны не уменьшились. При этом не всеми ресурсами и не из всех источников можно рассчитываться с кредиторами. Нельзя признать нормальным положение, когда вывозится национальное богатство страны, ее невозобновляемые природные ресурсы (что не создавалось на заемные средства усилиями людей) и снижается насыщение внутреннего рынка товарами за счет форсированного экспорта товаров в счет покрытия задолженности. Если для расчетов с кредиторами приходится идти на такие меры, тогда решение о привлечении заимствований из-за рубежа следует рассматривать как ошибочное, непродуктивное с экономической и социально-политической точек зрения. Поэтому привлечение финансовых средств из-за рубежа оправдано тогда, когда эти средства будут использованы производительно. Проблема задолженности в этом случае не будет иметь решения с позиций качественных требований применение заемных средств должно быть таким, чтобы средства для погашения задолженности возникли естественно, или, другими словами, самопроизвольно, что означает прирост экспортного потенциала страны. Если этот прирост выше, чем темпы прироста выплат по задолженности, то проблема внешнего долга разрешима, долговой цикл имеет четкие временные рамки, а валютно-финансовое положение страны рассматривается как устойчивое.
Проблема международного кредита со всей
очевидностью свидетельствует о том, насколько
выявленные ранее принципы нормального
функционирования кредита не соответствуют
реальным требованиям международного
рынка кредита для суверенных заемщиков.
Наиболее серьезным подтверждением служит
так называемый мировой кризис задолженности.
Главной причиной периодической повторяемости
международного кризиса задолженности
является наличие сильной мотивации к
отказу от платежей по долгу суверенными
задолжниками. Если правительства-должники
приходят к заключению, что выполнение
всех платежных обязательств не обеспечивает
более чистый приток средств в будущем,
появляется стимул отказаться от части
или от всех платежей по долгам, чтобы
избежать оттока ресурсов из страны. Причина
прекращения платежей суверенными должниками
помогает объяснить и некоторые черты
поведения международных кредиторов.
Одна из них - настойчивость в установлении
более высокой процентной ставки в кредитах
зарубежным правительствам по сравнению
с кредитами частным и государственным
заемщикам в своей собственной стране.
Требование более высокой процентной
ставки является способом получения своего
рода страховой премии на случай отказа
от выплат по долгам: пока нет кризиса,
кредиторы получают эту премию, но в случае
кризиса они несут крупные потери. Другой
чертой кредитования заемщиков, имеющих
суверенный статус, являются широкие колебания
объемов кредита. Кредиторы сначала летят
«толпой», а затем разлетаются в панике,
потому что знают, что кредитование заемщика
без надежного залога можно осуществлять
лишь коллективно. Чтобы оттянуть момент
отказа от выплат по долгам, новые кредиты
должны по меньшей мере покрывать суммы
выплат процентов и основной суммы долга.
Но даже если новые кредиты настолько
велики, их предоставление увеличивает
общую сумму итогового долга, по которому
в конце концов должник может отказаться
платить вне зависимости от того, как долго
будет осуществляться новое кредитование.
Верным способом разрешения проблем права
собственности на кредиты, предоставляемые
суверенным должникам, является введение
залога или обеспечения, т.е. активов того
или иного вида, которые могут перейти
в собственность кредитора в случае приостановки
выплат по долгу заемщиком. Кредиторы
идут на уступки заемщикам, тем или иным
образом реструктуризируя долг (переоформляя
долговые обязательства, по которым наступил
или просрочен срок платежа).