Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим представляется актуальным проанализировать торгово-экономическое сотрудничество России с странами арабского региона в целом, а также с отдельными группами стран, выделить позитивные и негативные черты, выявить проблемные стороны, определить перспективы дальнейшего развития взаимных внешнеэкономических связей.
Объект исследования – страны Ближнего Востока.
Предмет исследования – торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Ближним Востоком, структура, формы и методы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона………………………………………..6
1.1. Экономические отношения между Россией и арабским регионом в прошлом и настоящем……………………………………………………6
1.2. Российская политика на Арабском Востоке в новых условиях……….18
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и странами арабского региона……………………………………………………………………………21
2.1. Развитие сотрудничества в области энергетики…………………………..21
2.2. Динамика Российско-арабской торговли………………………………….27
Глава 3. Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений…………………………………………………….32
3.1. Проблемы и перспективы развития отношений…………………………..32
3.2. Перспективы российско-арабского инвестиционного сотрудничества....48
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая галочкина.docx

— 116.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор торгово-экономической  ситуации в отношениях между Россией  и странами арабского региона………………………………………..6

    1. Экономические отношения между Россией и арабским регионом в      прошлом и настоящем……………………………………………………6
    2. Российская политика на Арабском Востоке в новых условиях……….18

Глава 2. Развитие товарооборота  между Россией и странами арабского  региона……………………………………………………………………………21

2.1. Развитие сотрудничества в области энергетики…………………………..21

2.2. Динамика Российско-арабской  торговли………………………………….27

Глава 3. Основные проблемы и  перспективы арабско-российских международных  отношений…………………………………………………….32

3.1. Проблемы и перспективы  развития отношений…………………………..32

3.2. Перспективы российско-арабского  инвестиционного сотрудничества....48

Заключение……………………………………………………………………….53

Список использованной литературы…………………………………………...55

Приложение………………………………………………………………………56

 

 

 

Введение

Одной из приоритетных задач  экономических преобразований, осуществляемых в России в последние годы, является включение национальной экономики  в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнёрами. Одними из важных торговых партнёров России являются страны Ближнего Востока. Актуальность темы исследования определяется ролью и местом стран арабского региона в мировой экономике, а также местом Российской Федерации в этих регионах.

Необходимость развития тесного  экономического сотрудничества России и стран БВ становится всё более актуальной в условиях гармонизации и поиска новых форм сотрудничества в рамках глобальной экономики. Взаимовыгодное партнёрство между Россией и странами арабского региона обусловлено исторической общностью связей, комплексом геоэкономических и геополитических факторов, схожим вектором экономического развития, основу которого составляет ресурсный сектор.

Жизненное значение для Российской Федерации имеет использование  капиталов, рынков и интеграционного  потенциала стран Востока в интересах  подъёма российской экономики. Но интерес  является обоюдным: Россия предлагает странам БВ не только ресурсные возможности, но и интеллектуальный, научно-технический потенциал.

В связи с этим представляется актуальным проанализировать торгово-экономическое  сотрудничество России с странами арабского региона в целом, а также с отдельными группами стран, выделить позитивные и негативные черты, выявить проблемные стороны, определить перспективы дальнейшего развития взаимных внешнеэкономических связей.

Объект исследования –  страны Ближнего Востока.

Предмет исследования –  торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Ближним Востоком, структура, формы и методы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Целью данной работы является исследование места и роли торгово-экономических  отношений России с арабским регионом с позиций перспективного сотрудничества и взаимодействия в новых условиях развития мировой экономики.

Достижение поставленной цели предопределило постановку следующих  основных задач исследования:

• проанализировать состояние внешнеэкономического сотрудничества России и стран Востока на современном этапе;

• исследовать основные направления, формы и динамику торгово-экономического сотрудничества России со странами Востока на современном этапе, выявить положительные и отрицательные тенденции;

• выявить основные проблемы, сдерживающие развитие экономического взаимодействия России и стран Востока;

• на основе проведённого исследования определить перспективные направления расширения экономических связей России и стран Востока;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона.

1.1.Экономические  отношения между Россией и  арабским регионом в      прошлом и настоящем.

 Советское время. Активные торгово-экономические отношения России (в лице СССР) с арабскими странами устанавливаются в 1950-60гг. В начале 50-х гг. СССР осознает стратегическое значение Ближнего Востока для своей внешней политики. Используя стремление арабских стран к достижению политической независимости и их негативное отношение к созданию Израиля, Москва смогла установить дружественные связи с рядом арабских стран, прежде всего такими, как Египет, Сирия, Ирак, Ливия, Алжир.

Успешное развитие советско-арабских политических связей сопровождалось и  установлением и укреплением  торгово-экономического сотрудничества. С течением времени партнерство  с этим регионом приобретает все  большее значение для отечественной  экономики. В результате, к моменту  распада СССР на арабские страны приходилось  около 30% объема советского товарооборота  со всеми государствами «третьего  мира» и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Это означает, что торговля и технико-экономическое  сотрудничество с арабскими странами составляли в абсолютных цифрах в  среднем ежегодно 6,5–7 млрд долларов.

СССР проводил политику заключения коммерческих сделок с арабскими  странами на гибких условиях, не упуская  при этом возможности оказания других видов содействия, прежде всего поставки оружия и военной техники. Постепенно СССР превратился в одного из главных  экспортеров вооружения в арабский регион, которое шло в основном в Ирак, Сирию, Египет, Йемен, Алжир  и Ливию. По некоторым данным, только за 1983–1990 гг. СССР поставил арабским странам  оружия на сумму более 55 млрд долларов, из которых на Ирак пришлось около 24 млрд долларов, на Сирию — 11 млрд долларов.

В качестве второго по значимости направления советско-арабского  сотрудничества стало взаимодействие в энергетической сфере, выражавшееся в первую очередь в возведении специалистами из СССР современных  энергообъектов на территории арабских государств. Так, предприятием «Технопромэкспорт» - частью системы Госкомитета по внешнеэкономическим связям СССР – в 1950-80-х гг. в этих странах построено 8 ТЭС и ТЭЦ,  11 ГЭС, тысячи километров линий электропередачи, не считая регулярных работ по модернизации и реконструкции имеющихся объектов. Всего же при участии СССР в арабских странах сооружено около 350 энергетических, промышленных и иных объектов.

Для сохранения объективности  следует отметить, что развитие советско-арабских торгово-экономических связей сопровождалось нарастанием внешней задолженности  ряда арабских государств, которая  к 1991 г. достигла около 35 млрд долларов, при этом Ирак был должен Советскому Союзу около 8 млрд долларов, Сирия — примерно 11 млрд долларов, Алжир — более 4 млрд долларов, Египет — 3 млрд долларов и т.д.

Ситуация  в 1990-е гг. После распада СССР происходит резкое сворачивание контактов России с арабскими странами. Причиной этого стал целый ряд факторов. Прежде всего, стоит указать на перемену основного внешнеполитического вектора Москвы – основная ставка теперь сделана на развитие отношений с Западом, причем во многом в ущерб сотрудничеству с Востоком, в том числе и с арабскими странами. Это коснулось и торгово-экономического сотрудничества: в качестве приоритетного рынка для экспорта российских товаров стал рассматриваться западный, а рынок стран третьего мира как второстепенный. Отсутствие механизма эффективной государственной поддержки, которой в полной мере пользуются зарубежные конкуренты  отечественных предприятий на международном рынке, стала одной из главнейших причин утраты российскими компаниями своих позиций в арабских странах. Потребовалось время, чтобы стало ясно, что надежды на расширение российской продукцией своей ниши на западном рынке оказались не слишком реалистичными. Кроме того, шедший параллельно активный процесс нормализации российско-израильских отношений и рост потока эмигрантов из бывшего СССР в Израиль был воспринят рядом арабских политических лидеров как «предательство Россией интересов арабов в их борьбе с сионизмом». В то же самое время происходило усиление американского влияния в арабском мире, которое с течением времени и при самоустранении России стало доминирующим.

Значительно повлиял на уровень  связей, с арабским миром начатый  в России в 90-х годах процесс  приватизации ряда предприятий военной  промышленности, что привело к  ограничению поставок вооружений традиционным клиентам из числа арабских государств. Это привело к их переориентации на закупки оружия в Западной Европе и США, что сказалось и на экономической  политике стран арабского региона  в отношении России в целом. Тяжелые  экономические условия, в которых  оказалось большинство российских предприятий, привело к подрыву  их репутации в лице арабских партнеров, значительной утрате доверия со стороны  клиентов. Это, в свою очередь, привело  практически к краху ряда организаций  отечественной системы внешнеэкономических  связей.

Негативные черты имелись  и в характере доставшейся  России в наследство от СССР системы  взаимоотношений с арабскими  странами. Так, двусторонние экономические  и научно-технические связи строились  в рамках межправительственных соглашений без учета интересов частного сектора. Структура российского  импорта приобрела в целом  сырьевую направленность. Наиболее современные  формы сотрудничества (специализация, производственная кооперация и т.п.) не получили к моменту распада  СССР должного развития. Сотрудничество было недостаточно увязано на практике с дальнейшим участием России в управлении построенными при советском содействии предприятий и в распределении прибыли.

Указанные факторы, связанные  с отсутствием у России четкой внешнеполитической концепции и  разрушением организационных структур экономических связей с арабскими  странами (плюс наложившиеся на эту ситуацию попытки некоторых бывших советских республик (Украина, Азербайджан и др.) получить «свою» долю арабских долгов) привели если не к полному прекращению экономического сотрудничества, то к заметному его подрыву уже в начале 1990-х гг.  По существу в первой половине 90-х гг. российско-арабские хозяйственные отношения свелись преимущественно к деятельности примерно трех десятков мелких и средних частных арабских фирм, которые поставляли на российский рынок небольшие партии обуви, одежды, тканей, шоколада и тому подобное, закупая в России цемент, лес, металл и другие товары. В цифровом виде это выразилось в падении удельного веса торговли с арабскими странами в общем товарообороте России до 0,9% в 1994 г.

Фактически единственной областью, в которой российско-арабское сотрудничество не прервалось полностью  в этот период, стала энергетика, в частности строительство отечественными специалистами энергообъектов в арабских государствах. В основном это стало возможным благодаря долгосрочному характеру реализации этих проектов – в это время продолжалось осуществление тех из них, контракты по которым были заключены в предшествующие годы. За счет этого ФГУП «ВО Технопромэкспорт» удалось в значительной степени сохранить свои связи в регионе. Эти контакты в будущем стали основой для постепенного возрождения российско-арабского сотрудничества.

Настоящее время. Российско-арабские экономические отношения, находившиеся в состоянии застоя в течение довольно длительного времени, получили импульс к развитию в ходе целого ряда встреч на высшем уровне, состоявшихся на протяжении нескольких истекших лет между российскими руководителями и лидерами некоторых стран арабского мира. Это послужило серьезным стимулом, но чтобы восстановить утраченные экономические позиции, требуются время, условия и осознанный интерес, необходимые для преодоления целой эпохи недоверия и сомнений.

Учитывая, что процесс  взаимодействия обрел стимулирующий  импульс на государственном уровне относительно недавно, зафиксированные  в рамках его результаты можно  трактовать по-разному. И как оптимистичные, и как вызывающие озабоченность  невысокими темпами сокращения разрыва  традиционных хозяйственных связей.

Существенная доля в российско-арабском технико-экономическом сотрудничестве отведена инвестиционным проектам в  нефтегазовой сфере и участию  российских компаний в качестве генеральных  подрядчиков при выполнении заказов  на возведение и обслуживание объектов капитального строительства. По некоторым оценкам, примерный объем интересов российского бизнеса в арабском регионе, в который также входят финансовые обязательства по инвестированию и стоимость выполняемых контрактов на ближайшие годы, можно оценить в 3-4,5 млрд. долл. При этом важнейшими рынками РФ в этой сфере стали Египет и Саудовская Аравия, на которые приходится около 80% подобных обязательств. Особенно активными в этой области предстают «Лукойл», «Роснефтегазстрой», «Силовые машины», «Автоваз», «Тяжпромэкспорт». Следующие по значимости для России рынки – Ливия, где «Технопромэкспорт» в качестве генерального подрядчика реализует проект, оцениваемый в 600 млн. долл., Алжир и Сирия (объемы – по 350-400 млн. долл. в каждой стране), где главными российскими подрядчиками выступают «Роснефть», «Союзнефтегаз», «Уралмаш», «Татнефть».

Объемы российско-арабского  торгово-экономического сотрудничества, возможно, могли быть выше, если бы не ощутимые объективные факторы, мешающие достижению оптимальных объемов  партнерских отношений. Эти факторы  можно отнести к нескольким категориям.

Первая включает те, что  имеют отношение к самой России и обусловлены ее внутренней динамикой. Среди них особое значение имеют  последствия тяжелого спада промышленного производства и сокращение номенклатуры производственных и инвестиционных товаров, серьезные изменения во внешнеэкономической деятельности и множество других проблем, приведших к угасанию экспортного потенциала страны в ненефтяном секторе.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений