Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 21:39, курсовая работа
В связи с этим представляется актуальным проанализировать торгово-экономическое сотрудничество России с странами арабского региона в целом, а также с отдельными группами стран, выделить позитивные и негативные черты, выявить проблемные стороны, определить перспективы дальнейшего развития взаимных внешнеэкономических связей.
Объект исследования – страны Ближнего Востока.
Предмет исследования – торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Ближним Востоком, структура, формы и методы двустороннего и многостороннего сотрудничества.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона………………………………………..6
1.1. Экономические отношения между Россией и арабским регионом в прошлом и настоящем……………………………………………………6
1.2. Российская политика на Арабском Востоке в новых условиях……….18
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и странами арабского региона……………………………………………………………………………21
2.1. Развитие сотрудничества в области энергетики…………………………..21
2.2. Динамика Российско-арабской торговли………………………………….27
Глава 3. Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений…………………………………………………….32
3.1. Проблемы и перспективы развития отношений…………………………..32
3.2. Перспективы российско-арабского инвестиционного сотрудничества....48
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...
Летом 2010 г. ОАО «Интер РАО ЕЭС» зарегистрировало дочернюю компанию Inter RAO Middle East B.V. для реализации проектов на Ближнем Востоке. Ее функции – финансирование и реализация проектов по строительству и модернизации генерирующих мощностей в Иордании и Йемене, а также другие перспективные проекты в регионе.
ОАО «Интер РАО ЕЭС» намерена также работать в Йемене. Йеменский проект стоимостью 100 млн. долл., созданный совместно с правительством страны, предполагает глубокую модернизацию мощностей ТЭС «Аль-Хисва» с повышением ее мощности с 50 до 125 МВт. СП будет владеть мощностями ТЭС на условиях build-own-operate (после строительства инвестор получает компанию в собственность и оперативное управление). Йемен внесет в капитал СП уже существующие мощности, «Интер РАО ЕЭС» должно обеспечить финансирование.
Большинство стран региона только делают первые шаги в направлении атомной энергетики. Опыт России в сфере ядерной энергетики и российские технологии могут позволить получить значительную долю на рынках Ближнего Востока и Северной Африки.
Образование и подготовка
кадров в атомной сфере для
региона очень важна, так как
в странах отсутствует
Дополнительные возможности
для участия России в атомной
сфере в регионе может
Создание своего собственного
ядерного цикла на территории Ближнего
Востока и Северной Африки вряд ли
удастся из-за крайне негативного
к этому отношения мирового сообщества,
и топливо придется покупать. Одним
из решений этого вопроса может
стать присоединение стран
Россия, в отличие от других участников ядерного рынка (за исключением Франции, принимающей поставленное ей топливо от семи европейских стран, и Японии), забирает назад поставленное ей отработанное ядерное топливо.
Россия имеет ряд подписанных соглашений о сотрудничестве в сфере мирного атома со странами региона, такими как Кувейт, Ливия, Иордания, Катар, Египет.
Это позволит России содействовать в проведении исследований, развитии законодательной базы в сфере ядерной энергетики, строительстве и эксплуатации энергоблоков, производстве радиоизотопов, утилизации ядерных отходов.
Россия в лице ОАО «Атомстройэкспорт» подала заявку на участие в сооружении атомной электростанции в Иордании, пуск которой планируется в 2018 г. ОАЭ и Россия ведут переговоры по поставкам ядерного топлива для первой АЭС в Эмиратах, ввод которой намечен на 2017 г.
В сфере возобновляемой энергетики ОАО «Интер РАО ЕЭС» реализует в Иордании проект ветряной электростанции Al-Kamshakh мощностью 42 МВт, стоимость проекта составляет около 105 млн. долл.
Компания «Интер РАО ЕЭС» также рассматривает возможность участия в восстановлении ГЭС «Докхан» и «Дербандикхан» в курдском секторе Ирака с дальнейшим получением станций в управление.
2.2. Динамика Российско-арабской торговли.
2011 год характеризовался значительным ростом торговли России с арабскими странами и Израилем. Высокой положительной динамике способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка и высокий спрос в государствах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) на традиционную продукцию российского экспорта, в том числе на товары производственно-технического назначения, машины и оборудование.
По данным таможенной статистики (Приложение 1), в 2011 году объем торговли с регионом БВСА возрос по сравнению с 2010 годом на 32% и достиг 5 млрд. 296 млн. долл., из которых 3 млрд. 651 млн. долл. – объем торговли с 18 арабскими странами, 1 млрд. 645 млн. долл. – с Израилем. При этом подавляющую долю в двусторонних торговых связях составляет российский экспорт – 4 млрд. 851 млн. долл. (91% товарооборота). Импорт оценивается в 404 млн. долл. – половина импорта из региона происходит из Израиля (208 млн. долл.). Сальдо торгового баланса составляет 4 млрд. 406 млн. долл.
Основными торговыми партнерами России в регионе БВ в 2011 году являлись Израиль (товарооборот — 1 млрд. 645 млн. долл.), Египет (831 млн. долл.), ОАЭ (493 млн. долл.), Марокко (435 млн. долл.), Сирия (339 млн. долл.), Тунис (206 млн. долл.), Ирак (205 млн. долл.), Йемен (202 млн. долл.), Ливан (197 млн. долл.) и Алжир (184 млн. долл.). На эти страны приходилось 89% товарооборота России с регионом БВ.
Наиболее динамично
коммерческие связи на
В 2011 году основными товарами российского экспорта были минеральные продукты, в том числе топливно-энергетические товары, — 25%, древесина и изделия из нее – 20%, металлы и изделия из них – 15%, продовольственные товары – до 15%, машины и оборудование – 5-10%. До 15-20% приходится на экспорт вооружений.(Таблица 3) Ввозятся в Россию из региона, главным образом, продовольственные товары – 40% импорта (Марокко, Египет, Израиль), машины и оборудование – 20% (из Израиля), продукция химической промышленности – 10-15%, текстиль и изделия из него – до 10%. Примечательно, что подавляющая часть импорта инвестиционных товаров, готовых изделий, а также до 20% продовольствия из региона БВСА приходится на поставки из Израиля.
Таблица 1. Структура российского экспорта в страны БВ в 2011 году
Таблица 2. Российский импорт из стран БВ в 2011 году
Главными тенденциями в структуре торговли со странами региона являются неуклонные изменения в российском экспорте: заметное увеличение доли минеральных продуктов (с 10 до 25%) – главным образом за счет вывоза топливно-энергетических товаров, рост поставок продовольственных товаров (до 15%), существенное сокращение объемов вывоза машин и оборудования (с 20% до 5-10%).
Товарооборот со странами БВ при сохранении динамики предыдущих лет может возрасти на 15-20% и достичь 6-6,5 млрд. долл. Дальнейшему увеличению российского экспорта будут способствовать высокие мировые цены на сырьевые товары и возрастающий спрос в ряде арабских стран на продовольствие и сельскохозяйственную продукцию. В перспективе поступательное развитие торгового сотрудничества с БВ связано с укреплением позиций отечественных производителей машин и оборудования, в том числе промышленного, топливно-энергетического, мелиорационного и транспортного, а также с выходом и закреплением позиций российских предприятий на региональных рынках.
Глава 3. Основные
проблемы и перспективы арабско-
3.1. Проблемы и
перспективы развития
В союзные времена торговые
отношения и техноэкономические
связи с основными партнерами
в арабском мире регулировались торговыми
и платежными соглашениями и строились
на базе взаимного предоставления режима
наибольшего
После развала Советского
Союза возникла потребность в
создании новой договорной и юридической
основы для поддержания торгово-
Наследство, оставшееся от сотрудничества между СССР и арабским миром, оказалось труднопреодолимым барьером. За десятилетия тесных отношений во внешнеторговой сфере и, главным образом, во внешнеэкономическом сотрудничестве было накоплено много противоречий, без устранения которых невозможно реализовать обоюдные интересы. Речь, в первую очередь, идет о долгах, которые составляют большие абсолютные величины и исчисляются многими миллиардами долларов. В связи с этим межправительственные соглашения в 90-е годы дополнялись соглашениями об урегулировании взаимных долговых обязательств, возникших в результате предоставления СССР государственных кредитов арабским странам, и долгов Союза арабским правительствам, образовавшихся в процессе применения клиринговых расчетов.
Юридическая база взаимных
отношений не ограничивается только
межправительственными
Естественно, не со всеми
арабскими странами подписаны необходимые
пакеты соглашений, полностью регламентирующие
все сферы торгового и
Инструменты, с помощью которых осуществляется межправительственное сотрудничество, остаются прежними. Это двухсторонние постоянные комиссии по торговому, экономическому, научному и техническому сотрудничеству, на которые возложено решение всех вопросов, связанных с координированием и регулированием усилий для обеспечения беспрепятственной работы внешнеторговых механизмов, продвижения товаров, капиталов и услуг на рынки друг друга и т.п. задач. Другими словами, здесь сохраняется приверженность международной практике, устоявшимся методам ведения дел, которые зарекомендовали себя и в советскую эпоху.
Однако, несмотря на присутствие
формальных моментов, все же нет
оснований считать, что на ближневосточном
направлении у России имеются
весомые предпосылки для
На характер и динамику
сотрудничества оказывают влияние
и другие факторы, как новые, так
и имевшие место в
Второй момент заключается в том, что разведение экономического и идеологического начал в России, в том числе и в области внешнеэкономических связей, и подчинение экономики прагматическим императивам также резко сказалось на объеме экспортно-импортных операций с Арабским Востоком.
К старым факторам следует
отнести сохраняющуюся
Однако следует отметить, что это обстоятельство лишь косвенно касается России, поскольку последняя может довольствоваться традиционным экспортом из арабских стран, как довольствовался этим Советский Союз (хотя и в иных исторических условиях, при которых внешнеторговые структуры утилизировали любые ресурсы страны-должника для компенсирования поставок по спецсоглашениям). Тем более потому, что в новых условиях поставки стратегических видов сырья из государств Арабского Востока, например, нефти или хлопка, осуществляются за твердую валюту, по меркам свободного рынка, и для России в любом случае будет нереально рассчитывать на их поставки в обход общепринятого порядка, т.е. покупки за валюту. Хотя, может быть, могут возникнуть какие-то исключения в силу того, что в некоторых случаях (как, например, с Египтом) установлено, что оба государства договорились об использовании, при необходимости, своих внутренних национальных валют в качестве платежного средства при расчетах во внешнеторговых сделках (но, очевидно, по согласованному курсу).
Сферы сотрудничества между Россией и странами арабского мира остаются практически неизменными, хотя нельзя исключать, что в связи с экономическим кризисом в России объемы и номенклатура поставляемых из нее товаров имеют тенденцию к сокращению. Это с одной стороны. С другой, арабские страны, не привязанные ныне к клирингу, имеют большее поле для маневра и могут переориентироваться по ряду позиций на западных партнеров, тем самым дополнительно сужая возможности для российского экспорта в свои пределы.
Информация о работе Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений