Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:48, курсовая работа
Целью данной работы является целостный анализ Парижской мирной конференции в единстве прошлого и настоящего и раскрытие ее последствий для стран Европы.
Для достижения этой цели сформулированы следующие исследовательские задачи:
1) Изучить основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира
2) Изучить основные органы Парижской мирной конференции, ее задачи, цели.
3) Изучить «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции
4) Изучить территориальные проблемы на Парижской мирной конференции, Версальскую систему договоров, репарационный вопрос и проблему границ и германских колоний.
Введение…………………………………………………………………….2-6
Глава 1. Проблемы послевоенного мирного регулирования
1.1. Подготовка мирной конференции. Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира …………………………….7-13
1.2 Заключение перемирия………………………………………………….13-15
1.3 Парижская мирная конференция 1919 года. Основные органы Парижской мирной конференции ………………………………………………………..15-18
Глава 2. Планы великих держав по мирному урегулированию и послевоенной организации мира
1.1 «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции…………………19-23
1.2 Территориальные проблемы на Парижской мирной конференции. Версальская система договоров……………………………………………….24-30
1.3 Создание Лиги Наций……………………………………………………....30-35
1.4 Репарационный вопрос на Парижской мирной конференции…………………………………………………………………….35-37
1.5 Судьба германских колоний. Мандатная система…………………………………………………………………………...37-40
1.6 Границы Германии. Проблема разоружения……………………………………………………………………..40-41
Заключение…………………………………………………………………..42-44
Список использованных источников…………………………………45
Расхождения между участниками победившей коалиции проявились даже при определении места проведения мирной конференции: Вильсон предлагал созвать ее в одном из городов нейтральной Швейцарии, а Клемансо настоял на Париже, где германская делегация неизбежно ощущала бы себя в недружественном окружении общественного мнения, хорошо помнившего недавнюю германскую агрессию.
Союзники
не торопились приступать к переговорам.
Британский кабинет был поглощен
подготовкой к очередным
В ходе войны возникло несколько новых обстоятельств, которые усугубляли трудности урегулирования. В Европе обнаружилась нежизнеспособность Австро-Венгрии в качестве многоэтнического государства. Процесс этно-национального размежевания серьезно затронул Россию. Между тем обе эти страны выполняли очень важные функции в обеспечении общеевропейского порядка, а теперь на сотрудничество с ними не приходилось рассчитывать.
Напротив, вместо двух старых и опытных партнеров державы-победительницы имели более десяти мелких новообразований, а то и просто национально-патриотических движений, каждое из которых претендовало на независимость и создание независимого государства. Такие государства по определению не могли быть сильными и устойчивыми. В Лондоне и Париже это понимали, по всей видимости, конкретнее, чем в США. Но все три основных союзника понимали и другое: заблокировать процессы самоопределения невозможно, опасно даже пробовать это делать. Возникала сложная "сдвоенная" задача - не только выработать основополагающие правила международного порядка, но и приучить молодые, неопытные, взаимно недоверчивые и враждебные государства Центральной и Восточной Европы к этим правилам. Этим определялась перспективная задача версальского мироустройства как ее понимали прежде всего в США.
В ближайшем практическом плане цель Антанты была ни сколько не проще. Предстояло геополитически разукрупнить Германию и определить меры контроля над ее экономическим и военным потенциалом. Страх перед возрождением германской мощи, для обуздания которой потребовалось соединение ресурсов коалиции стран Антанты и США, оставался действенным фактором международной жизни.
Союзники
рассчитывали изменить политическую карту
Европы таким образом, чтобы ослабить
Германию и заполнить образовавшееся
после распада России, Австро-Венгрии
и Оттоманской империи
Парижская конференция была самым значительным дипломатическим форумом со времени Венского конгресса 1814-1815 гг. 70 известных государственных деятелей и дипломатов имели статус официальных делегатов и представляли 35 государств-победителей, присоединившиеся и нейтральные страны. Россия и Германия (хоть и по разным причинам) не были приглашены на Парижскую конференцию. В делегации США, Британской империи и Франции были включены сотни чиновников и экспертов. Британская делегация насчитывала 207 человек и занимала два отеля в центре Парижа - "Мажестик" и "Астория".
По
воспоминаниям британского
На конференции тон задавала "большая тройка" - В.Вильсон, Ж.Клемансо и Д.Ллойд Джордж, представлявшие США, Францию и Великобританию. Все трое имели устойчивую репутацию либеральных политиков. Все трое хотели решить одну задачу - построить мир, основанный на безопасности для своих стран. Все они придерживались взглядов, так или иначе отражавших общественные настроения в своих странах.
Французская делегация выступила на конференции с программой "карфагенского мира", предложив полное разоружение и раздел Германии. Французская делегация поставила вопрос об отделении от Германии Баварии, Рейнской области, Саара и о выплате германской стороной огромной суммы репараций. Клемансо стремился сделать восстановление военной мощи Германии полностью невозможным. Для французского премьера проблема стабильности и безопасности послевоенного порядка сопрягалась почти исключительно с ослаблением Германии и закреплением неоспоримого превосходства Франции. Кроме того, на востоке Европы Клемансо добивался создания "санитарного кордона" из новообразуемых государств, которые могли бы и противостоять Германии, и служить барьером для проникновения революционных идей из Советской России. Глава французского кабинета не возражал против проекта Лиги наций, но относился в нему несерьезно. "Мне нравится Лига наций, но я в нее не верю", - говорил он.
В.Вильсон был избран президентом США от демократической партии. Он был первым главой американского государства, принявшим участие в международной конференции в Европе. Ради участия в ее работе президент покинул свою страну на шесть месяцев (за исключением краткого возвращения в США в феврале-марте 1919 г.), чем вызвал в свой адрес жесткую критику Конгресса и американской прессы. Поведение и вся политика Вильсона в тот период означали решительный разрыв со старой американской традицией изоляционизма и неучастия в европейских делах. Эта линия президента отнюдь не встречала внутри США безоговорочной поддержки.
Накануне Парижской конференции в ноябре 1918 г. в США прошли выборы в Конгресс, принесшие победу республиканской партии. Теперь Конгресс стал открыто оппозиционным по отношению к администрации демократов. Лидер республиканского большинства в конгрессе Генри Кабот Лодж постоянно подвергал внешнюю политику Вильсона суровой критике, выступал против "втягивания" США в европейские проблемы. Поскольку по конституции США право ратификации международных договоров принадлежит Конгрессу, наличие в нем республиканского большинства подрывало позиции Вильсона, способность администрации которого обеспечить одобрение подписанных в Париже документов оказывалась под вопросом.
Американский президент представил в Париже специальную доктрину мирового порядка, основанную на политической теории, которая до того не признавалась школой европейской дипломатии. Вильсон приехал на конференцию, надеясь на реализацию принципов, изложенных в "14 пунктах". Он добивался создания в Европе системы коллективной безопасности, основанной на предупреждении конфликтов, а не на регулировании посредством ведения периодически повторяющихся малых войнах в интересах корректировки европейского равновесия в соответствии с традицией политики "баланса сил".
Система
коллективной безопасности виделась Вильсону
основанной на сочетании верности принципу
самоопределения наций с
В политике великих держав четко проявился двойной стандарт. Принцип самоопределения в той или иной мере считался применим только в Европе и Америке, и, с оговорами, в отношении Китая в Азии. В отношении огромного большинства других территорий и народов речь о самоопределении не шла. Для них была уготована так называемая мандатная система, в соответствии с которой великие державы устанавливали на определенный, довольно продолжительный срок свою опеку над соответствующими территориями.
Тем не менее, главным вопросом урегулирования оставался германский. Вильсон считал, что Германия заслуживает сурового, но вместе с тем справедливого отношения, он не полностью разделял концепцию "наказания Германии" в духе предложений Клемансо.
Дипломатическая
тактика британской делегации заключались
в лавировании. Великобритания не имела
никаких территориальных
Не хотели отставать от участников "большой тройки" и другие страны. Италия требовала для себя присоединения части альпийских районов Австро-Венгрии, а также некоторых территорий Оттоманской Порты. Япония стремилась захватить германские владения в Китае (Шаньдунский полуостров), а также острова в Тихом океане. Британские доминионы Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия так же высказывали требования присоединить к ним бывшие островные германские колонии в Тихом океане.
1.2
11 ноября 1918 года в Компьенском лесу французский маршал Фош от имени союзников подписал перемирие с побежденной Германией. Для многих немцев подобный финал был неожиданным. Еще совсем недавно германская военщина не допускала и мысли о поражении, а ее противники готовились воевать еще одну зиму. Однако сокрушительное поражение германской армии на Западном фронте 8 августа 1918 года окончательно закрепило стратегическую инициативу за Антантой. Надежды, заключив «победный мир» на Востоке выиграть битву на Западе, рухнули. В сентябре-октябре 1918 года последовал выход из войны союзников Германии - Авто-Венгрии, Болгарии и Турции.
Германское
правительство спешило с
Таким
образом, Компьенское перемирие
было не безоговорочной капитуляцией,
а соглашением в результате переговоров
и частичных уступок стрна-
Компьенское перемирие подписывалось без участия России. Между тем в общем балансе жертв первой мировой войны кровавая лепта России была наибольшей.