Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
В течение последних десятилетий экономика ряда стран пережила или переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Государство и государственное регулирование экономики…………….6
2. Анализ показателей развития Российской экономики …………………29
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………..43
Приложения…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государство и государственное регулирование экономики…………….6
2. Анализ показателей развития Российской экономики …………………29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..43
Приложения……………………………………………………
Введение
В течение последних десятилетий экономика ряда стран пережила или переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.
Роль государства в этих процессах весьма велика, поскольку именно государство может определить основные задачи и этапы перехода, а также средства и методы достижения поставленной цели. В частности, одним из важнейших вопросов в этом плане является вопрос о соотношении государственного протекционизма и либерализации на основных этапах перехода.
Целью государственного регулирования экономики является стабилизация экономики, поддержка отечественного производства, поддержка сельского хозяйства, других важных для страны отраслей, производство в которых по законам рынка является неэффективным.
Развитие институциональной
Во-первых, построение в России постиндустриального, информационного общества невозможно без институциональных основ взаимодействия экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, усложнение структуры экономической системы, возникновение новых условий хозяйствования приводят к появлению новых экономических субъектов со своими специфическими интересами, что определяет необходимость формирования и развития новой системы экономических отношений, носящей институциональный характер. Одной из главных проблем в современной экономике становится институциональное обеспечение устойчивого развития системы экономических отношений.
В-третьих, интеграция нашей страны в мировое хозяйство, влияет на реализацию экономических отношений на мегаэкономическом уровне. Открытость экономики предполагает возникновение новых условий хозяйствования и создание новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов экономической системы России.
Исследование экономических
Большой вклад в развитие современной теории экономических отношений внесли отечественные экономисты: Абалкин Л.И., Брагинский О.Б., Радаев В.В., Бляхман Л.С., Бунич П.Г., Волгин Н., Железовская Н.М., Шамхалов Ф.И., Жуков А.Л., Каманкин В.П., Обломская И.Я., Федченко А. и другие. В трудах этих ученых заложены теоретические и методологические предпосылки изучения основ взаимодействия субъектов хозяйствования на различных уровнях экономической системы.
Новый аспект изучения системы отношений появился с выделением институциональной теории. Эволюция экономических институтов, механизмов их взаимодействия исследована в трудах Т. Веблена, М. Вебера, Дж. Коммонса, У.Митчелла, Г. Мюрдаля, Дж. М. Ходжсона. Предметом изучения институционализма стала широкая гамма интересов, мотивов, стимулов поведения и деятельности субъектов, ограниченных институциональными рамками. Коммонс Д., развивая теорию интересов, основное внимание уделял социально-правовым институтам и предложил так называемую теорию сделок, где в качестве субъектов выступают не индивидуумы, а их объединения, институты.
Исследованием данной проблемы в рамках неоинституционального направления занимались российские исследователи С.С. Алексеева, Н. Дроздова, В. Маевский, М.И. Брагинского, Д. Никологородский, А. Олейник, В. Радаев, В. Тамбовцев, С.А.Хохлова, А. Шаститко и др.
Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Объектом исследования в курсовой работе является рыночная экономика, предметом – роль государства в ее регулировании.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Государство и государственное регулирование экономики
1.1 Сущность экономической
Экономическая политика представляет собой совокупность государственных мер по воздействию на экономические процессы для достижения определенных целей. Государственное регулирование — динамичное явление. В нем отражается процесс изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления — с другой.
Реализация экономической
Эффективность воздействия государства
на макроэкономические процессы зависит
от умелого сочетания
Согласно другой классификации, цели принято подразделять на иные две группы. К первой относятся те задачи, которые не поддаются операционному решению (общественное благосостояние, свобода, правовой порядок, безопасность). Во второй группе принято называть цели, поддающиеся операционному решению (поддержание постоянного и соразмерного экономического роста, обеспечение стабильности цен и денег, достижение высокой степени занятости, обеспечение внешнеэкономического равновесия).
В условиях российской экономики старт реформе в 1992 г. был дан за счет активного использования кредитно-денежных методов. В настоящее время в экономике РФ (как и во всех развитых странах) активно используются оба инструмента регулирования.
Ориентация экономической
В экономической литературе существуют
различные подходы к характерис
1. Экономическая политика
2. Сложившаяся практика
3. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.
В системе государственных мер регулирования можно обозначить различные стороны, например практическую и научную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики.
Основными направлениями экономической политики государства являются:
1.2 Государственное регулирование структуры общественного производства.
Сложившаяся
структура экономики
В этой связи структурная перестройка на данном этапе должна быть направлена на стабилизацию производства и создание условий для его роста. Свое выражение это получает в использовании новых принципов финансовой стабилизации хозяйства страны на основе ликвидации диспропорций между натурально-вещественными и финансово-стоимостными аспектами воспроизводства.
Важнейшими условиями стабилизации являются также создание экономической среды, стимулирующей внутреннее производство, конкретная государственная поддержка задельных и массовых инвестиций в отрасли, продукция которых имеет решающее значение для жизнеобеспечения страны.
Для таких отраслей необходимы инвестиционные программы, кредитно-финансовая поддержка, перепрофилирование предприятий. При этом поддержка целенаправленно выбранных групп предприятий и организаций с получением от них реальной продукции должна сочетаться с экономической свободой предприятий и предпринимателей.
Государственная структурная политика имеет селективный характер. Она обеспечивает повышение эффективности за счет целенаправленного изменения структуры производства, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост. Критерии и объекты финансовой поддержки при селективной политике в первую очередь определяются положением дел в хозяйстве страны, изменением экономических приоритетов.
К основным направлениям селективной структурной политики на ближайшее время относятся:
• топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия;
• обеспечение населения отечественным продовольствием и социальная поддержка слабозащищенных слоев населения;
• финансирование конверсии военного производства;
• поддержка образования, науки и научно-технического потенциала;
• развитие экспорта наукоемкой продукции.
По каждому направлению должны быть определены конкретные предприятия, намечены размеры их финансирования с федерального уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие прогрессивную общую структуру производства или меняющие ее в благоприятную сторону.
1.3 Инвестиционная политика
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных финансовых средств инвесторов, а также бюджетных и внебюджетных ассигнований. К собственным финансовым ресурсам относится прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения граждан, юридических лиц и др. Заемные финансовые средства инвесторов включают облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты, а привлеченные — средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц.
Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности предусматривается прежде всего для реализации государственных инвестиционных программ, регулирования отраслевой и территориальной структуры инвестиций.
По мере развития экономики бюджетное финансирование инвестиций заменяется системой их субсидирования, предполагающей предоставление бюджетных средств в форме инвестиционных займов. Преимущество такого субсидирования заключается в возможности отбора на конкурсной основе наиболее эффективных вариантов инвестирования на принципах платности и возвратности.