Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
В течение последних десятилетий экономика ряда стран пережила или переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Государство и государственное регулирование экономики…………….6
2. Анализ показателей развития Российской экономики …………………29
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………..43
Приложения…………………………………
Государственная инвестиционная политика предусматривает широкое использование внебюджетных ассигнований через соответствующие фонды. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами в расчете на получение доходов от инвестиций для дополнительного финансирования своих затрат. По основным направлениям деятельности фонды освобождены от уплаты налогов, таможенных пошлин. Внебюджетные инвестиционные фонды образуются, как правило, в форме акционерных обществ открытого типа и являются компаниями, вкладывающими капитал в ценные бумаги других компаний.
Для восстановления и активизации инвестиционного процесса прежде всего необходимо:
• дальнейшее развитие сберегательного процесса с обеспечением условий использования средств населения на инвестиции;
• изменение действующего законодательства, имея в виду снижение уровня совокупного налогового бремени на товаропроизводителей и его большую дифференциацию;
• использование рефинансирования Центральным банком РФ коммерческих банков преимущественно на инвестиционные цели;
• сохранение национального интеллектуального потенциала путем увеличения инвестиций в науку, образование, переподготовку кадров.
Главной задачей является создание экономических условий для увеличения долгосрочных инвестиций и привлечения иностранных капиталов. Мобилизация на этой основе средств позволит более интенсивно провести структурную и технологическую перестройку экономики и обеспечить рост эффективности инвестиций.
Инвестиционная деятельность тесным
образом связана с
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону, что особенно справедливо применительно к современным российским условиям.
В активизации инвестиционного процесса большую роль играют финансовые льготы. Они позволяют расширить возможности наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство и тем самым создать условия для его развития. К финансовым льготам относятся такие, как освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки, разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов (т.е. уменьшение через ускоренную амортизацию суммы прибыли, подлежащей налогообложению, и т.п.)
Действующее налоговое законодательство не в должной мере оказывает стимулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность вообще и долгосрочные вложения в частности. Поэтому в Налоговом кодексе РФ должны быть взяты в расчет условия переходного периода и учтены не только фискальная, но и стимулирующая роль налоговой системы.
Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет федерального бюджета, определяются Минэкономразвития России и Минфином России с участием других федеральных органов исполнительной власти.
1.4 Финансовая и ценовая политика государства
В системе финансовых рынков роль первичного структурного элемента выполняет рынок денежных ресурсов, поскольку движение фондовых, валютных ресурсов отражает движение денег, инициируется первоначально им. Значительная доля хозяйственного оборота в экономике, а также социальных процессов обслуживается непосредственно денежно-кредитным механизмом. Возникновение и развитие денежного рынка обусловлено тем, что в хозяйственной деятельности у ее субъектов постоянно возникает дополнительный спрос на деньги, удовлетворение которого позволяет расширить масштабы деятельности, повысить ее эффективность, с меньшим объемом собственных денег удовлетворить потребности хозяйственного оборота.
Возникает дополнительный денежный спрос и у населения, удовлетворение которого позволяет повысить уровень, качество жизни людей. Одновременно в экономике и социальной сфере возникает относительный излишек денежных средств, так как доходы хозяйствующих субъектов и населения превышают их текущие расходы.
Временно свободные деньги возникают у юридических лиц по различным причинам и в различных формах: в форме накапливаемой части прибыли, предназначенной для финансирования реконструкции, технического перевооружения, расширения производства, нового строительства и других целей, в виде амортизационного фонда, а также в результате возникновения временного разрыва между перечислением денег на счета поставщиков и фактическими отгрузкой, получением покупателями товара, между начислением и выплатой заработной платы и т.д. Временное высвобождение денег у населения происходит в результате необходимости их накопления для приобретения дорогостоящих товаров (жилья, транспортных средств, мебели и др.), потребления дорогостоящих услуг туристических фирм, санаториев, домов отдыха и др. Временно свободные денежные средства могут образоваться и у государства, муниципальных органов управления в виде положительного сальдо федерального и муниципального бюджетов.
Инфраструктуру денежного
Государственное регулирование денежного рынка направлено прежде всего на то, чтобы временно свободные денежные средства поступили на рынок, т.е. в банковскую систему, и чтобы эти средства были востребованы покупателями и потреблены с максимальной экономической и социальной эффективностью. Следующая по значимости цель регулирования — достижение структурной сбалансированности спроса и предложения денег. Особенно актуально для современных условий России формирование оптимальных соотношений краткосрочного (до 1 года), среднесрочного (от 1 до 5 лет), долгосрочного (более 5 лет) кредитования. Значимость достижения этого вида структурной сбалансированности рынка определяется тем, что экономическое и социальное развитие включает в себя процессы различной продолжительности и суммарный эффект инвестирования кредитных ресурсов в большой мере зависит от того, насколько полно будет проинвестирована вся их совокупность. Между тем за последние 10 лет при общем очень значительном сокращении объема инвестиций в большей степени имело место сокращение среднесрочных и в особенности долгосрочных инвестиций, что очень отрицательно отразилось на состоянии основных фондов, техническом уровне, научном обеспечении развития экономики и социальной сферы.
В современных условиях государственное воздействие на экономические процессы затрагивает и банковскую систему страны. Не секрет, что в настоящее время большое значение приобретают вопросы регулирования банковской деятельности. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего тем, что банковская деятельность, с одной стороны, - вид предпринимательской деятельности, с другой - является частью финансовой деятельности государства.
В России отсутствуют казначейские банки, основной поток денежных ресурсов так или иначе "движется" в казну государства (а также из казны) через коммерческие банки. Кроме того, не следует забывать, что Центральный банк РФ является важным звеном денежно-кредитной системы страны. Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27 июня 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Центральный банк РФ осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. В ст. 23 указанного Закона установлено, что Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Следовательно, банковская деятельность как основной элемент механизма финансовой деятельности государства является (должна являться) объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государства, поскольку банки ставят в зависимость от своей деятельности защищенность и устойчивость национальной валюты. Как указал Мюррей Ротбард, "если не считать войн, то денежная политика является главным способом усиления государственного вмешательства в экономику[2]".
В данном аспекте необходимо выделить
два направления правового
1) общее, которое выражается в правотворческом процессе, с помощью которого раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования банковских отношений, а также реализация определенных принципов в механизме правового регулирования;
2) непосредственное, которое проявляется в реализации Банком России интересов государства, через прямое, непосредственное воздействие на кредитные организации второго уровня банковской системы путем нормативного регулирования и принятия правовых актов.
Таким образом, государственное регулирование предполагает (помимо прочих) воздействие соответствующими правовыми средствами как на банковскую систему страны в целом, так и на деятельность конкретных кредитных организаций. Кроме этого, устойчивость банковской системы в решающей степени зависит от деятельности самих банков.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 - 2012 годов Центральный банк рассматривает План важнейших мероприятий Банка России на 2010 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России. В 25 пунктах мероприятий указанного Плана девять пунктов посвящены участию Банка России в подготовке проектов, изменений федеральных законов, из них три в ФЗ "О банках и банковской деятельности", четыре в ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также по разработке проекта изменений ФЗ "О рынке ценных бумаг". Ряд мероприятий предусматривает продолжение работ по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности, по платежной системе Российской Федерации, а также участие в совершенствовании налогового законодательства. Отдельно выделено мероприятие по введению в законодательство механизма ликвидационного неттинга.
Издавая законодательные акты, государство заинтересовано в том, чтобы они были реализованы и на их основе складывались определенные им правоотношения. Анализ действующего законодательства, регулирующего как публично-правовые, так и частноправовые отношения банковской деятельности, позволяет отметить, что многие из существующих нормативных правовых актов нуждаются в усовершенствовании, что позволит обеспечить эффективность механизма государственного регулирования экономики, усилить роль и значение Центрального банка РФ, повысить результативность реализации правовых норм, регулирующих банковскую деятельность.
Совершенствование законодательства в сфере банковской деятельности будет более эффективным, если прежде всего четко определить понятия и категории, используемые законодателем. Так, например, несмотря на то, что основной закон, регулирующий банковскую деятельность, называется ФЗ "О банках и банковской деятельности", тем не менее в нем не содержится понятия банковской деятельности. Легальное определение широко используемого в нормативных актах понятия "банковская операция" в указанном Законе также отсутствует.
Немало вопросов возникает по ст.
13.1 "Осуществление отдельных
Не совсем понятным остается механизм реализации ст. 13.1 в части, где указано: "Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев". Требует уточнения порядок применения данной нормы в случае истечения указанного срока и невозможности идентифицирования кассового чека в дальнейшем.
Кроме того, было бы не лишним в данной статье определить критерии ответственности банковского платежного агента как непосредственного участника правоотношений.
Вместе с тем немаловажным аспектом эффективного государственного регулирования банковской деятельности является необходимость включения отдельной статьи в Закон "О банках и банковской деятельности" о принципах, основных началах банковской деятельности. Представляется, что в данной статье в первую очередь должны отражаться принципы построения банковской системы, принципы эффективности банковской системы, принцип сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов - клиентов банка, принцип соответствия норм, регулирующих банковскую деятельность, нормам международного права, принцип ответственности и др.
Одной из составляющих механизма государственного воздействия на деятельность кредитных организаций является институт кураторства кредитной организации, возникновение и развитие которого было обусловлено необходимостью развития банковского надзора. Кроме того, достижение стабильности банковской системы требует от Банка России постоянного совершенствования банковского надзора, поиска новых форм взаимодействия Банка России и его территориальных учреждений с кредитными организациями.
В соответствии с Положением о кураторах кредитных организаций (утв. ЦБ РФ 7 сентября 2007 г. N 310-П) основной задачей куратора является своевременная и точная оценка экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, в том числе выявление нарушений (недостатков) в ее деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы Российской Федерации. По мнению специалистов, дальнейшее развитие института кураторов кредитных организаций позволит сделать процедуры банковского надзора более прозрачными и обеспечить эффективность надзорной деятельности Банка России.