Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
В течение последних десятилетий экономика ряда стран пережила или переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Государство и государственное регулирование экономики…………….6
2. Анализ показателей развития Российской экономики …………………29
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………..43
Приложения…………………………………
В своем Послании Федеральному Собранию
Российской Федерации Президент
РФ указал, что "сегодня наша банковская
система находится в
Вместе с тем специалисты отмечают, что, "несмотря на позитивный эффект большинства антикризисных мероприятий, сохраняются потенциальные угрозы финансовой стабильности как отдельных институтов, так и банковской системы в целом... реализация неблагоприятного сценария банковского кризиса сейчас "отодвинута" мерами господдержки... ".
1.5 Обеспечение экономической
Успешное развитие и само существование России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Праву принадлежит ведущая роль в решении проблем безопасности государства. Правовое обеспечение экономической безопасности - это законодательное и правоприменительное обеспечение права экономической безопасности. Право экономической безопасности в своем составе имеет формы пассивных и активных правоотношений, а также мер, реализуемых в регулируемой ими форме. Пассивные меры и формы обеспечения права безопасности применяются в отношении бессубъектных поражающих факторов, опасностей и угроз, образующихся спорадически. Таковы природные катастрофы и стихийные проявления различных природных сил, которые могут быть целенаправленно задействованы в качестве поражающих факторов уже внеприродными силами или человеком (например, опасные промышленные объекты и технологии).
В ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации говорится о "безопасности государства", а в ч. 1 ст. 82 - о "безопасности и целостности государства". Понятие "государственная безопасность" используется в п. "д" ч. 1 ст. 114 Конституции. О ней говорится применительно к государству в целом, и эта функция относится к исключительному ведению Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение "законности, правопорядка, общественной безопасности" (п. "б" ч. 1 ст. 72). Функции по обеспечению государственной безопасности охватывают политическую, военную, законодательную, исполнительную и судебную сферы деятельности государства.
В настоящее время правовое регулирование вопросов по отдельным видам безопасности осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов и 200 указов Президента Российской Федерации, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов. Большинство из них носит фрагментарный характер, касается частных угроз и относится к различным отраслям права. Последнее связано с тем, что угрозы государственной безопасности становятся все более разнообразными, не являясь исключительно военными. Государственные интересы требуют обеспечения экономической и политической безопасности, установления и поддержания такого правового режима государственной границы, который максимально защищал бы эти интересы.
Основным субъектом
Конституция РФ, а также концепции и программы по обеспечению безопасности не обеспечили достаточного развития и укрепления единой системы безопасности Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что ст. 5 Конституции РФ, называя республики государствами, не наделяет их суверенитетом и не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации, что подтверждено правовой позицией Конституционного Суда РФ. В Конституции России установлено, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4). В этой связи у федерального центра должен быть полный набор адекватных механизмов обеспечения, а при необходимости - восстановления территориальной целостности и единства государственной власти.
Основным механизмом обеспечения
территориальной целостности и
единства государственной власти в
федеративном государстве является
институт федерального вмешательства,
или "федеральной интервенции".
Федеральное вмешательство
К числу механизмов укрепления государственного единства можно отнести и механизм временного осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов Федерации федеральными органами государственной власти в законодательно установленных случаях, когда соответствующие органы субъектов Федерации не могут осуществлять эти полномочия.
Одним из важных компонентов поддержания
необходимого уровня безопасности государства
является использование института
военного положения. В Конституции
России и в Федеральном
Ни одно государство в мире не застраховано от периодического возникновения различного рода экстремальных ситуаций, конфликтов, волнений, катастроф и т.п. Поэтому в России, как в любой другой стране, может возникнуть ситуация, при которой необходимо введение чрезвычайного положения. Юридическая наука при этом не должна выполнять функции органа оперативного реагирования, занимающегося разрешением критических ситуаций, что предполагает усиление ее методологической и прогностической функции. Предусмотрительность является одним из достоинств современного человека. Целесообразно распространить это качество на все общество, в том числе на его государственные институты.
Элементом такой предусмотрительности является так называемое отложенное законодательство, законодательство "на всякий случай", не применяемое до наступления определенного момента. Подобное у нас уже есть - это федеральные Законы о военном и о чрезвычайном положении.
Правовой институт особых правовых (исключительных) режимов, наиболее распространенными из которых являются режимы чрезвычайного и военного положения, имеет глубокие исторические корни в отечественном праве.
Анализ современного российского законодательства о чрезвычайных и других кризисных ситуациях позволяет сделать вывод, что оно недостаточно совершенно. Так, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (с изм. от 10 января 2000 г.), указано, что "усилению негативных тенденций в военной сфере способствует несовершенство нормативной правовой базы".
Институт чрезвычайного
Чрезвычайное положение
Чрезвычайное положение
Международная практика применения чрезвычайного и военного положений в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государств рассматривает эти положения в качестве правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным.
Проблему правового
Правовой институт особых правовых (исключительных) режимов затрагивает и такой аспект, как экономическая безопасность Российской Федерации.
Экономическая безопасность РФ - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям[10].
Экономическая безопасность в рамках бюджетных правоотношений может быть условно разделена на два больших взаимосвязанных блока:
1. Обеспечение безопасности при возникновении чрезвычайной угрозы жизненно важным интересам РФ.
2. Обеспечение безопасности при
формировании доходов и
В первом случае государством принимаются достаточно активные меры по противодействию неправомерному использованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. В частности, созданы специальные органы контроля (например, Федеральное казначейство; активизируется деятельность Счетной палаты РФ и иных специальных органов контроля; создается система органов финансового контроля в субъектах Российской Федерации), введены в гл. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" нормы об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. ст. 285.1, 285.2)[4].
Второму выделенному аспекту
Учитывая, что государство - это особый институт, действующий в интересах всего общества, ему "необходимо выработать финансовую стратегию развития общества, то есть долговременный курс финансовой политики, определенный экономической и социальной стратегией. Финансовая стратегия, определяя размеры и технику государственного вмешательства в финансовую деятельность, должна носить стратегический характер... С целью оперативного решения задач на конкретном этапе развития общества разрабатывается финансовая тактика посредством своевременного изменения способа организации финансовых отношений перегруппировки финансовых ресурсов".
Разработка стратегического