Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

В течение последних десятилетий экономика ряда стран пережила или переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Государство и государственное регулирование экономики…………….6
2. Анализ показателей развития Российской экономики …………………29
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………..43
Приложения…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Поэтому ежегодно Правительством Российской Федерации предлагается, а Федеральным Собранием Российской Федерации утверждается при принятии федерального бюджета на очередной финансовый год выделение определенных денежных средств на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

С целью финансирования работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Правительству Российской Федерации следует определить объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в том числе порядок финансирования социальных выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в результате возникновения вышеуказанных обстоятельств, мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы, в связи с применением иных мер, предусмотренных гл. III Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", а также порядок выплаты компенсаций организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных гл. III этого Федерального конституционного закона.

Все вышеперечисленные расходы  на мероприятия, реализуемые в ходе введения чрезвычайного положения, финансируются за счет средств федерального бюджета. В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований для финансирования указанных расходов, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего дополнительное финансирование.

Однако Бюджетный кодекс РФ не уделяет  достаточного внимания порядку финансирования расходов в ситуациях особых правовых (исключительных) режимов, наиболее распространенными  из которых являются режимы чрезвычайного  и военного положения, используя понятие финансирования расходов, не предусмотренных бюджетом.

Для обозначения такого рода расходов, то есть расходов, не предусмотренных  в утвержденном финансовом плане, в  бюджетном законодательстве Российской Федерации используются следующие  понятия:

- непредвиденные расходы (в том  числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других  чрезвычайных ситуаций) (п. 4 ст. 81 БК  РФ);

- дополнительные расходы (п. 2 ст. 82 БК РФ);

- расходы, не предусмотренные бюджетом (ст. 83 БК РФ);

- новые виды расходов бюджетов (которые до принятия законодательного  акта не финансировались ни  одним бюджетом) (п. 1 ст. 83 БК РФ);

- увеличение финансирования по  существующим видам расходов (п. 1 ст. 83 БК РФ).

Используя данные понятия для обозначения расходов в особых условиях, законодатель не конкретизирует в Бюджетном кодексе РФ, что понимается под тем или иным видом "дополнительных" расходов бюджета. Некоторое уточнение сделано лишь для непредвиденных расходов и новых видов расходов[7].

 

2.Анализ показателей развития Российской экономики и противодействие кризисным тенденциям

 

Экономическое развитие России в 2009 году происходило под  влиянием мирового финансового кризиса  и не было равномерным. Резкое ухудшение  внешнеэкономических условий, падение экспорта, отток капитала и приостановка банковского кредита привели к значительному сокращению инвестиционной активности и спаду в промышленности в первой половине года.

 К середине 2009 года экономический спад в России приостановился и c июня по декабрь наблюдался последовательный рост российской экономики. В целом за 2009 год ВВП снизился, по первой оценке Росстата, на 7,9 процента.

     Таблица 2.1

Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

2008

год

            2009 год

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год

ВВП

105,6

       

92,11)

Индекс потребительских  цен, за период, к концу предыдущего  периода

113,3

105,4

101,9

100,6

100,7

108,8

Индекс промышленного  производства 2)

102,1

85,7

84,6

89,0

97,4

89,2

Индекс обрабатывающих производств3)

103,2

79,2

78,4

85,0

93,5

84,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства

110,8

102,3

100,8

99,0

106,4

101,2

Инвестиции в основной капитал

109,8

84,4

79,0

81,0

86,94)

83,04)

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

112,8

80,7

80,7

82,8

89,3

84,0

Ввод в действие жилых  домов

104,6

102,4

97,2

98,9

85,9

93,3

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

101,9

100,4

103,1

97,1

107,0

101,9

Реальная заработная плата

111,5

99,2

96,1

94,8

99,0

97,2

Оборот розничной торговли

113,5

99,9

94,4

90,8

93,9

94,5

Объем платных услуг  населению

104,85)

99,1

95,3

93,6

95,1

95,7

Экспорт товаров, млрд. долл. США

471,6

57,4

68,3

82,5

95,1

303,3

Импорт товаров, млрд. долл. США

291,9

38,4

43,9

49,3

61,1

192,7

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

94,4

43,5

58,0

68,0

74,1

61,1




 

1) Первая оценка Росстата, без увязки с квартальными  данными.

2) Агрегированный индекс  производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". С учетом поправки на неформальную деятельность.

3) С учетом поправки  на неформальную деятельность.

4) Оценка Росстата.

5) По данным текущей  отчетности. По годовому отчету  – 104,4%.

В I квартале 2009 года в  российской экономике произошел  рекордный экономический спад. Во II квартале 2009 года было достигнуто дно  экономического спада, так как впервые  со II квартала 2008 года сезонно скорректированная  поквартальная динамика производства в III квартале 2009 года приняла положительное значение. В IY квартале рост продолжился.

 

 

Таблица 2.2

Среднемесячные  темпы прироста основных показателей  экономики (сезонность исключена)* (в % к предыдущему периоду)

 

2009 год

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Промышленное производство

-6,4

-0,3

2,8

1,5

Инвестиции в основной капитал

-8,1

-4,1

-2,6

0,3

Строительство

-15,2

0,2

-1,3

5,1

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

1,7

4,1

-2,2

3,6

Реальная заработная плата

-1,9

-1,6

0,5

2,5

Оборот розничной торговли

-4,9

-2,5

-0,1

0,3

Экспорт товаров

-28,3

4,7

12,8

14,5

Импорт товаров

-27,3

-3,7

6,0

12,0


*оценка Минэкономразвития  России

инвестиционный  политика регулирование государственный

Одними из основных факторов перелома динамики спада и перехода к восстановительному росту стали улучшение экономической ситуации в основных регионах мира и эффект от стимулирующих фискальных мер, который начал проявляться ко второй половине года.

Улучшение ситуации в  мировой экономике в значительной степени способствовало росту цен и спроса на сырьевые товары российского экспорта, восстановлению фондовых индексов, облегчению доступа к иностранному капиталу и укреплению позиций платежного баланса и государственного бюджета.

Экспортеры сырья уже  в первом квартале начали вносить положительный вклад в динамику промышленного производства. Это, прежде всего, металлургия, химия, обработка древесины и производство нефтепродуктов. К лету к росту внешнего спроса добавляется эффект от набирающего силу внутреннего спроса, стимулируемого антикризисными мерами. Улучшилась ситуация на рынке труда и снизилась безработица, по мере роста госрасходов сохраняется положительная динамика гособоронзаказа, инфраструктурных и высокотехнологичных проектов.

Таким образом, начиная  с июня-июля обозначилась тенденция прекращения спада российской экономики и начала восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал и постепенно начали восстанавливаться производственные запасы.

Со стороны производства существенное влияние на падение ВВП в 2009 году оказывало снижение промышленного производства, сокращение работ в строительстве, снижение налогов, а также сужение торговой деятельности. При этом положительный вклад в ВВП, в течение года вносила сфера деятельности «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», а также «Здравоохранение и предоставление социальных услуг».

Восстановление ВВП  во II полугодии было связано с  возобновлением роста в строительстве, положительную динамику продемонстрировали сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии газа и воды, а также транспорт и связь.

Со стороны спроса спад ВВП в 2009 году связан, прежде всего, с обвалом инвестиционного спроса и спроса на запасы. В целом валовое накопление снизилось за год на 37,6%. Во втором полугодии восстановление роста ВВП было связано с ростом объемов экспорта и с ростом спроса на производственные и товарные запасы. Увеличение спроса на запасы во втором полугодии способствовало росту импорта, в результате позитивная роль вклада чистого экспорта в динамику ВВП в четвертом квартале несколько уменьшилась.

Спад ВВП в 2009 году связан, прежде всего, с обвалом инвестиционного  спроса. Инвестиции в основной капитал сократились на 17,0 процентов.

Наибольшее снижение произошло в мае, когда инвестиции в основной капитал сократились  на 24,5% к соответствующему периоду  прошлого года. Нарастающим итогом с начала года наибольшее сокращение инвестиций наблюдалось в августе-сентябре 2009 года (81,1 процента). С октября отмечалось замедление сокращения инвестиции в основной капитал (в октябре - на 17,9%, в ноябре – на 14,8%, в декабре – на 8,9% к соответствующему периоду прошлого года). В декабре рост инвестиций составил 66,9% к ноябрю 2009 года. На восстановление инвестиционной активности в экономике была направлена политика Банка России, уменьшавшего ставку рефинансирования 10 раз, последние снижения наблюдались 25 ноября до 9% и 28 декабря - до 8,75 процента. Кроме того, к основным факторам, оказавшим положительное влияние, можно отнести улучшение внешнеэкономической конъюнктуры и рост объема капвложений федерального бюджета (более чем на 40% к уровню 2008 года).

Обвал инвестиций в I квартале составил 8,1% к уровню предыдущего квартала, во II и III кварталах спад продолжился при его постепенном замедлении, к концу года динамика инвестиций стабилизировалась.

В 2009 году спад промышленного производства составил 10,8% к 2008 году. Наибольшее снижение за 2009 год по сравнению с 2008 годом в сфере деятельности «Обрабатывающие производства». При индексе производства 84,0% вклад этой сферы деятельности в общее сокращение производства составил 93,2 процента. Из производств этого вида деятельности 0,6% общего уменьшения обеспечило «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (индекс 99,5%), 19,4% «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (индекс 86,1%), 24,3% - «Производство транспортных средств и оборудования» (индекс 62,0%), 12,4% - «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (индекс 68,4%), 11,3% - «Производство машин и оборудования» (индекс 71,6%), 2,9% - «Химическое производство» (индекс 94,6%), 10,9% - «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (индекс 75,2 процента).

За январь-ноябрь 2009 г. сальдированный финансовый результат  организаций составил 3639,3 млрд. рублей (на 20,8% ниже показателя за соответствующий  период 2008 года). При этом доля убыточных организаций в общем количестве организаций снизилась до 33,1% против максимума на уровне 39,5%, зафиксированного в марте и апреле 2009 года.

Начиная со II квартала 2009 г. происходил процесс постепенной адаптации предприятий реального сектора к функционированию в кризисных условиях. С августа позитивные изменения стали более выраженными, прибыль предприятий и организаций значительно возросла. Улучшению финансового состояния предприятий добывающей промышленности способствовало, в первую очередь, улучшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Что касается предприятий обрабатывающей промышленности, то на их финансовых результатах положительно отразились:

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике