Российско-иорданские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.

Содержание

Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКО-ИОРДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный университет имени  М. В. Ломоносова

Институт  стран Азии и Африки

Кафедра политологии Востока

 

 

 

Магистерская  диссертация

 

РАЗВИТИЕ  РОССИЙСКО-ИОРДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ 1991 г.

 

 

 

 

Выполнила магистрантка 2 г.о.

Сайфутдинова  Г.Р.

 

Научный руководитель

доктор  юридических наук  Сюкияйнен Л.Р.

 

 

Москва – 2011

Содержание

Введение………………………………………………….…3

Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5

Глава 2: Отношения Иорданского  Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14

Выводы по Главе…………………………………………..32

Глава 3: Экономическое сотрудничество России и

Иордании…………………………………………………..34

Выводы по Главе…………………………………………..46

Глава 4: Военно-техническое  сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49

Выводы  по Главе…………………………………………..62

Глава 5: Российско-иорданские культурные связи

§1. Северокавказские диаспоры………………………….63

    • Черкесская диаспора…………………………...66
    • Чеченская диаспора…………………………….75

Выводы……………………………………………………..86

§2. Русский язык в Иордании…………………………….88

Заключение………………………………………………...91

ИАПК  «Дипломат»………………………………………..94

Библиография……………………………………………...99

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         После развала Советского Союза и образования на его месте независимых государств, отношения России и арабских стран стали охлаждаться, фактически произошел поворот на 180 градусов, особенно после того, как Россия погрузилась в пучину анархии и хаоса в первой половине 90-х годов прошлого века.

К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.

И, когда Андрей Козырев1, известный как слишком активный сторонник западных интересов, возглавил министерство иностранных дел РФ, отношения России с арабскими странами почти прекратились. Однако с наступлением большей стабильности в России обнаружилось, что делать ставку во внешней политике только на и западные страны - ошибочно, что нельзя игнорировать арабские страны, которые находятся поблизости от российских границ.

Между Россией  и арабским миром исторически  сложились тесные связи. Достаточно упомянуть, что Россия никогда не воевала с арабами. У России и арабского мира есть надежда на построение взаимоприемлемого будущего, если будет создана новая прочная основа для этих отношений,

________________________

1 Руководил МИД с октября 1990 по январь 1996

чего пока нет  сейчас, после того, как была разрушена  прежняя основа, на которой базировались отношения между арабскими странами и Советским Союзом.

И новый период в отношениях между Россией и  арабским миром, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве, уже начался после  того, как все осознали, что нам  все-таки необходимо развивать и  укреплять отношения ради соблюдения интересов двух народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕТСКО-ИОРДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

           20 августа 1963 года в результате  инициативы, проявленной Иорданией,  правительства Советского Союза  и Иордании решили установить  дипломатические отношения и  обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств. 30 марта 1964 года в Москву прибыл первый посол Иордании Джамиль Тутунджи. В том же году в Аммане открылось советское посольство. Иордания установила дипломатические и торговые отношения со многими другими социалистическими странами, в том числе с Чехословакией, Югославией, Венгрией и Болгарией.

          5 июня 1967 года Израиль совершил  нападение на Египет, Сирию и  Иорданию. В результате агрессии  под израильской оккупацией оказались  арабские территории площадью около 170 тыс. кв. км с населением свыше 1 млн. человек. Был оккупирован и Западный берег р. Иордан, включая Восточный Иерусалим. Сложная ситуация, в которой оказалась Иордания, предопределила и основные направления ее внешней политики. Сохраняя традиционную ориентацию на Запад, иорданское правительство пошло дальше по начатому в 1962-1963 гг. пути проведения более сбалансированного внешнеполитического курса.

          Одним из важных шагов, предпринятых руководством Иордании, стал первый визит иорданской правительственной делегации во главе с королем Хусейном в Советский Союз, состоявшийся в октябре 1967 года в рамках поездки короля по ряду зарубежных государств. Находясь в Москве, король Хусейн выразил «глубокую признательность народу и правительству Советского Союза за искреннюю и ценную поддержку и помощь, которую СССР оказал и продолжает оказывать арабским государствам, ставшим жертвами агрессии». В подписанном по итогам визита советcко-иорданском коммюнике отмечалось, что «перед лицом агрессии на Ближнем Востоке особое значение приобретают единство и солидарность всех арабских стран на антиимпериалистической и антиколониальной основе, что является залогом их успешной совместной борьбы за укрепление независимости и суверенитета государств Арабского Востока»2. В ходе визита было подписано соглашение о культурном и научном сотрудничестве между СССР и Иорданией. В марте 1968 года в Аммане было создано Общество иордано-советской дружбы. Важное значение для развития советско-иорданских связей имело заключение в январе 1969 года соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве и торговле между Иорданией и СССР.

          В сентябре 1970 года произошли  кровопролитные столкновения между  частями иорданской армии и  Палестинским движением сопротивления (в рядах палестинской организации было немало экстремистских элементов, которые, фактически, вели дело к созданию «государства в государстве». Поводом для взрыва послужил угон в Иорданию четырех пассажирских самолетов Палестины. Девять дней длились столкновения, получившие у палестинцев название «черный сентябрь». По сообщению ливанской газеты «Ан-Нида», в ходе столкновений было убито 20 тыс. и ранено около 100 тыс.). США и Израиль были готовы использовать события в Иордании в своих интересах. В Восточное Средиземноморье были стянуты корабли американского 6-го флота. Израильская армия была приведена в состояние боевой готовности. Американское и израильское правительства разрабатывали планы скоординированных военных действий в Иордании.

__________________

2 АВП РФ. Ф. 092. Оп. 21. П. 12. Д. 4. Л. 1—5.

Советский Союз  всемерно содействовал прекращению конфликта, проводились телефонные переговоры с правительством Иордании. В заявлениях ТАСС и МИД СССР указывалось на недопустимость иностранного вмешательства  в иордано-палестинский конфликт. Советские общественные организации оказали помощь как палестинскому, так и иорданскому мирному населению, пострадавшему в ходе столкновений. Советский союз также поддержал усилия арабских государств по нормализации положения в Иордании.

            Король Хусейн в июне 1976 и в  мае 1981 года посещал СССР с  официальными визитами. В июне 1982 года он вместе с королевой  побывал в СССР с частным  визитом. Осенью 1978 года в СССР  находился с визитом наследный  принц Хасан. Советский Союз и Иордания обменялись рядом делегаций на уровне министров, регулярный характер приобрел с 1969 года обмен парламентскими делегациями.

            Основными вопросами, обсуждавшимися  на советско-иорданских переговорах,  неизменно были проблемы ближневосточного урегулирования. При обмене мнениями с королем Хусейном относительно положения на Ближнем Востоке в июне 1976 года было подчеркнуто, что справедливый и прочный мир в этом районе «может быть установлен не путем частных сепаратных мер, а в результате всеобъемлющего урегулирования». Было особо отмечено, что такое урегулирование «возможно лишь с участием всех непосредственно заинтересованных сторон, в том числе Организации освобождения Палестины в качестве законного представителя арабского народа Палестины»3. Та же мысль развивалась в совместном советско-иорданском коммюнике от 30 мая 1981 года: «Советский Союз и Иордания

 

__________________

3 Л.И. Брежнев. Избранные сочинения. Т.3. М.: Изд.полит.литературы, 1973, с.121, 124.

заявляют, что  кэмп-дэвидские соглашения и сепаратный египетско-израильский договор противоречат прямым интересам арабских стран и народов, препятствуют установлению подлинного мира на Ближнем Востоке. Они осуждают политику сепаратных сделок, переговоры об административной автономии для палестинцев и любые попытки вести сепаратные переговоры, касающиеся судьбы арабского народа Палестины»4.

          Иордания, как правило, высказывалась  в поддержку инициатив, выдвигаемых  ССССР в ООН. На XXXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН Иордания голосовала за внесенные СССР проект Декларации об осуждении ядерной войны, за советские предложения о замораживании ядерных вооружений, проекты резолюций «О недопустимости политики государственного терроризма, направленной на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах» и т. д.5

          На близость или совпадение подхода Иордании и Советского Союза к актуальным проблемам современной международной обстановки не раз указывалось в ходе советско-иорданских встреч и переговоров на высшем уровне. В частности, в коммюнике, подписанном по итогам визита короля Хусейна в 1981 году, отмечалось: «Подтвердив свое стремление активно содействовать решению проблем ограничения гонки вооружений и разоружения, Советский Союз и Иордания высказались за продолжение или возобновление начатых ранее многосторонних и двусторонних переговоров по этим проблемам и достижение на них конкретных результатов…»6.

       

__________________

4 Там же, с.143

5 Резолюция XXXVIII Генеральной Ассамблеи ООН - Предотвращение гонки вооружения в космическом пространстве (38/70). М.: Наука, с. 186

6 Агитатор, Вып.14. М.: Правда, 1981

 

 

        В выступлениях иорданских представителей в ООН и на других международных форумах нередко звучал тезис о том, что урегулирование

конфликтных проблем зависит в решающей степени от «сверхдержав» -

СССР и США. В этом проявлялось стремление определенной части иорданских политических кругов поставить знак равенства между СССР и США. В иорданских правящих кругах в целом не находил понимания тезис американской пропаганды о «советской угрозе» арабскому миру. Однако, высказываясь против «поляризации сил» на Ближнем Востоке, в Аммане придерживались принципа «равной удаленности» от двух великих держав.

          26 июня 1982 года в Кремле состоялась беседа члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Н.А.Тихонова и члена Политбюро ЦК КПСС, министра иностранных дел СССР А.А.Громыко с королем Иордании Хусейном Бен Талалом, находящимся в Советском Союзе с неофициальным визитом для кратковременного отдыха и знакомства со страной. В ходе беседы стороны решительно осудили агрессию Израиля в Ливане и Сирии. Было также подчеркнуто, что нападение Израиля на Ливан – прямое порождение «стратегического сотрудничества» между Вашингтоном и Тель-Авивом, кэмп-дэвидского курса сепаратных сделок. Король Хусейн высказал признательность Советскому Союзу за помощь и поддержку справедливой борьбы арабских народов против захватнической политики Израиля, за их свободу и независимость. С обеих сторон было выражено удовлетворение состоянием двусторонних отношений между Советским Союзом и Иорданией и высказано стремление к их дальнейшему развитию7.

         22 декабря 1987 года в Кремле  М.С.Горбачев встретился с королем Иордании Хусейном. Состоялся углубленный обмен мнениями по всем

___________________

7 Правда, 5.10.82

 

аспектам ситуации на Ближнем Востоке, о путях урегулирования арабо-

израильского  конфликта. Горбачев и король Хусейн были единодушны в том,

что к достижению всеобъемлющего и справедливого  ближневосточного урегулирования ведет лишь один путь – созыв полномочной международной

конференции. Собеседники  в широком плане обсудили вопросы, связанные с ирано-иракским конфликтом и ситуацией в Персидском заливе. Советский и иорданский руководители отметили, что реальной основой для принятия эффективных шагов в сторону мира по-прежнему остается резолюция 598 Совета Безопасности ООН.

         Торговые связи между СССР и Иорданией осуществлялись на основе торгового соглашения, подписанного в 1969 году и предусматривавшего предоставление сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования и расчеты в СКВ. Экономическое и техническое сотрудничество между двумя странами велось на базе соответствующего соглашения и протокола, подписанных также в 1969 году. В дальнейшем оно регулировалось письмами сторон от 1976 года и 1977 года8. В частности, в ходе визита короля Хусейна в СССР в 1976 году была достигнута договоренность об оказании Советским Союзом содействия Иордании в проведении геологоразведочных работ на нефть, в строительство линии электропередачи, а также создании центров профессионально-технической подготовки. Получили некоторое развитие торговые связи. Советский Союз экспортирует в Иорданию пиломатериалы, черные металлы, прокат, машины и оборудование. Объем советско-иорданской торговли в 1983 году составил 19,8 млн. рублей.

         Взаимные поставки товаров должны  были осуществляться на основе  индикативных списков, однако  практически торговый обмен в  основном _____________________

8 Горбатов О.М., Черкасский Л.Я. Борьба СССР за обеспечение прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке. М. Наука, 1980, с. 235

 

ограничивался экспортом из СССР, который до середины 80-х годов

последовательно наращивался. Так, в течение первой половины 70-х годов он вырос почти в семь раз – с 0,6 млн. руб. до 4,0 млн. руб. Во второй половине 80-х годов повышательная тенденция сменилась на противоположную, и поставки из Советского Союза стали неуклонно снижаться. Если в 1985 году они составляли 9,6 млн. рублей, то в 1989 году упали до 5,7 млн. рублей.

        Основными товарами советского  экспорта в Иорданию являлись  лесоматериалы и прокат черных  металлов, на которые приходилось  40-50 % всего вывоза СССР в эту  страну. Кроме того поставлялись  машины и оборудование, листовое стекло, аммиак и потребительские товары (электроприборы, посуда и др.).

Информация о работе Российско-иорданские отношения