Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:37, шпаргалка
1. Сущность, основные черты и субъекты МЭ
МЭ изучает закономер-ти взаимодействия хоз субъектов разных стран в обл-ти междунар-го пр-ва, обмена товарами и услугами, движения производ-х факторов,формир-я валютных курсов и междунар-й пол-ки гос-ва. Сущ-т деление МЭ на 2 части: микроэк-ку,макроэк-ку. Междунар-я микроэк-ка изучает теорию междунар-ой торговли,междунар-ую политику отд-х стран,теорию мобильности факторов пр-ва м/д странами,проблемы междунар-ой эконом-й интеграции.
3. Послепродажное обслуживание сложной техники.
11. Значение, роль и тенденции развития междунар-й торговли
Развитие МТ отражает все процессы, происходящие в пр-ве матер-х благ и услуг в мир хоз-ве и отд-х странах. Под МТ поним-ся сфера товарно-денежных отн-й, образуемых внешней торговлей всех стран мира. Внешняя торговля позволяет преодолевать огранич-ть нац-й ресурсной базы, расширять емкость внутр-го рынка, устан-ть связи нац-го рынка с мировым, расширять масштабы пр-ва и т.д..МТ позволяет развивать специализацию страны и увелич-ть объем нац-го пр-ва. Необходимость МТ обусловлена след-ми факторами: углубление МРТ и кооперации; огранич-ть емкости внутр-го рынка платежесп-го населения; особ-тью занимаемой терр-и страной; неравномер-ть развития различных отраслей в разных странах. На стабильный и устойчивый рост МТ оказ-т влияние леберализация МТ, транснац-ая конкур-ия, углубление МРТ, интернац-ия и глобализ-ия пр-ва, увеличение масштаба прямых иностр-х инв-й и перенос экономически развитыми странами многих видов пр-в в периферийные страны, что способ-т интенсификации обмена м/д данными группами стран.
Особен-ти развития МТ на совр-м этапе:1)преимущ-ый рост внешнеторговой сферы по срав-ию с общими темпами хоз-го развития стран.2)активное расширение и увел-е объемов внешней торговли гос-в,входящих в интеграц-ые эконом-е объединения.3)диверсификация МТ.4)преобладание индустр-х стран в Э-те промыш-х товаров. 5)лидирование в сфере внешнеторговой деят-ти стран ТМК.6)снижение уд. веса продовольствия в мир торговле.7)превышение темпов роста м/днар-ой торговли Т-ми и У-ми над соотв-ми темпами роста торговли товарами.
12. Мировой рынок и его значение. Эффективность внешнеэкономических операций.
М/днар-ый обмен Т и У осущ-ся с помощью мир рынка, кот. развивался на основе внутр-х рынков, постепенно выходивших за нац-е границы.
Эволюция форм рынков: 1)внутренний рынок-форма товарообмена,при кот. все предназ-ое для продажи сбыв-ся потребителям данной страны.2)нац-ый рынок-внутр-ий рынок,часть кот. ориентирована на иностр-х покупателей.3)м/днар-ый рынок-часть нац-х рынков, кот непоср-но связана с зарубежными рынками. Мир. рынок-это сфера устойчивых товарно-денежных отн-й м/д странами, основ-х на МРТ и др факторах пр-ва. Основными чертами мир рынка явл:категория товарного пр-ва,вышедшего в поисках сбыта своей продукции за нац-е границы;МР проявл-ся в межгос-м перемещении товаров,находящ-ся под воздейст-м внутр-го и внешнего S и D; МР оптимизир-т использ-ие факторов пр-ва,подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно; МР выполняет тонирующую роль,выбраковывая из м/днар-го обмена товары,кот не в состоянии обесп-ть м/днар-ый стандарт кач-ва при конкур-х ценах.
Эффект-ть внешнеэконом-х операций страны будет возрастать,когда цены ее Э будут повыш-ся,а цены И пониж-ся.Страна окаж-ся в неблагоприятной ситуации,если динамика цен по этим группам будет противоположной.Зависимость положения страны от ценовых колебаний МР отражает такое понятие как условие торговли.Условием торговли наз-ся соотношение Э-х и И-х цен. Для определения эф-ти внешнеторговых операций показатель условий торговли выраж-ся в %-ах. Если показатель больше 100,то условия торговли для страны благоприятны,т.е МТ принсит выгоду.
13. Равновесие на мировом рынке.
В кач-ве субъектов торгово-денежных отн-й на мир рынке могут выступать:гос-во, отдельные компании,частные лица, формирующие в совок-ти S и D для конкретной продукции,результатом взаимод-ия кот. явл. мировая равновесная цена. Рассмотрим графич модель равновесия на мир рынке:
Страна А
Р Р Р
Sб
экспорт
Sa Sм
Pб
Pa Pм
Dб
Da Dм импорт
Qa Q Qм Q Qб Q
Предположим две страны А и Б производят и потребляют один и тот же товар,но ресурсы для его пр-ва и потреб-ти в нем различны.Поэтому на внутр-х рынках обеих стран будут склад-ся разные рыночные равновесные цены или соответсв-ие им равновесные объемы продаж.На графиках Sa и Da формализ-т спрос и предлож-иев стране А, Sб и Dб-в стране Б,Sm и Dm-на мир рынке. Qa и Ра, Qб и Рб предст-т равновесные объемы продаж в странах А и Б в условиях свободной торговли. Велечины Qm и Pm предст-т равновесную цену на мир рынке.Т. к. равновесная цена в стране А ниже,чем в стране Б,то экономически целесообраз-м станов-ся Э-т данного товара из А в Б. Торговля м/д этитми странами будет осущ-ся по мир цене Рм.В формализ-м виде условие равновесия в торговле м/д 2-мя странамиможет быть записано в след-м виде: Э=объем И. Экспорт предст-т собой избыточное предложение внутр-го рынка,явл-ся предложением на мир рынке. Импорт-это избыточный спрос внутр-го рынка и предст-т собой спрос на мир рынке.Размер выйгрыша или проигрыша,котор получает страна зависит от величины Э и И.Их соотношение опред-ся структурой и степению конкурентосп-ти нац-го пр-ва,т.е. отрасли с сильным конкурентным потенциалом станов-ся Э-ми,а остальные сост-т поле для И-та.
14. Теория абсолютных преимуществ А. Смита
Согласно теории абс-х преим-в экспорт-ся товар,кот на МР оценив-ся выше,чем у себя в стране,т.к. там он явл-ся дефицитным.В связи с этим,доход,кот. приносит экспортный товар оказ-ся более высоким по срав-ию с реализацией данного товара на внутр-м рынке. А. Смит обосновал направления эффект-х Э-х позиций:1)Э-ть нужно товар,по которому страна добилась абсол-х конкурен-х премущ-в.2)абсолютн преим-ва достиг-ся,когда нац-й товар имеет более низкие издержки по срав-ю с теми,кот затрачивают др страны на пр-во такого же товара. А. Смит рекомендовал Э-ть товар,кот обладает абсол-ми преимущ-ми, и отказ-ся от пр-ва тех товаров, кот. обход-ся дороже по срав-ю с ценой И-та. А.Смит исследуя абсолютные преимущ-ва выделил: естественные и приобретенные преимущ-ва. Естественные преимущ-ва страны обусловлены климатич-ми и иными природными условиями. тПриобретенные преимущ-ва опред-ся ур-нем специализации пр-ва. А. Смит сделал след выводы о взаимных выгодах,участв-х в м/днар-ой торговли:1)м/днар-ая специализация ведет к ростуобщ-го кол-вавыпускаемых товаров у всех участников МТ.2)МТ опзволяет приобрести товары в большом объеме,в большом ассортименте и по более выгодным ценам.
15. Теория сравнит-х преимущ-в Д. Рикардо
Данная теория
показала,что торговля может обогатить
страну даже в том случае,если она
не располагает абсол-м преимущ-
16. Теория Хекшера-Олина.Парадокс Леонтьева
Два шведских
эк-та Хекшер и Олин в 20-х
годах ХХв.включили в модель
Рикардо,помимо труда,
17. Теория жизненного цикла продукта
Наиболее популярной
теорией явл-ся теория ЖЦП.Эта теория
была разработана в 1966г Р.Верненом.
Согласно данной теории каждый новый
продукт с момента появления
его на рынке и до ухода с него проходит 4 стадии:внедрение,расширение,
18. Теория международной конкурентосп-ти нации
Американский эк-т Портер в 90-ые г разработал теорию МКН. Согласно ей страны в м/днар-ой торговле опред-ся воздействием и взаимосвязью 4-х осн-х параметров: факторные условия, условия спроса, состояние обслуж-х и близких отраслей, стратегия фирмы и конкур-ия. Портер указ-т,что весьма важное знач-ие имеют факторы пр-ва,они нужны для успешной конкур-ии в отрасли.При этом он считает,что эти факторы страной не наслед-ся,а созд-ся впроцессе расшир-го пр-ва.Условия спроса предст. собой требования внутр-го рынка, определяющие развитие фирмы и взаимосвязь с потенц-м развитием мир рынка. Спрос на внутр-м рынке явл важнейшим фактором воздействия на деят-ть любой фирмы. Близкие обслуж-е отрасли хар-т наличие в стране высокопрофессион-го эффект-го производ-го окружения,котор оказ-т непоср-ое влияние на деят-ть фирмы.Стратегия фирмы и конкур-ия связаны с разработкой конкур-ой стратегии фирмы,с ее поведением в своей отрасли.По мнению Портера важное знач-ие имеет наличие конкур-ии на внутр-м рынке,которая стимулир-т выход фирмы на заруб-ые рынки,способ-т поису внешних рынков.ТакжеПортер считал,что фирмы, защищенные гос поддержкой,имеют более низкую эф-ть пр-ва и их продукция неконкурентосп-на на внешнем рынке.
19. Международный обмен товарами
В наст время МТ развив-ся в 3-х осн-х формах:1)м/днар-ый обмен товарами,2)м/днар-ый обмен услугами,3)м/днар-ый технологич-ий обмен.
Мировая торговля товарами –это движение товарных потоков м/д странами,кот осущ-ся по ср-вам купли-продажи товаров на эквивалентной основе. Движение товара происходит на основе Э-И-ых операций. Э-это вывоз товаров из страны для продажи или использ-ия в др странах.Экономич-ая эф-ть Э опред-ся тем,что страна вывозит ту продукцию,издержки пр-ва которой ниже мировых.Размер выйгрыша при этом зависит от соотнош-ия нац-х и мир-х цен. И-это ввоз в страну товаров из-за рубежа.При И-те страна приобретает те товары,собственное пр-во которых невыгодно или невозможно. Реэкспорт- это вывоз за границу ранее ввезенного в данную страну товара,кот не подвергся переработке.Реимпорт-ввоз в страну ранее вывезенных товаров, неподвервергшихся в стране-импортере обработке.Э-И-ые операции явл наиболее распростр-ми в МТ.Однако примен-ся встречная торговля.Встречная торговля(ВТ)- это внешнеторговые операции по реализации товара,когда предусматр-ся встречные обяз-ва экспортеров закупить у импортеров продукцию на часть или полную стоим-ть экспортных товаров.Инициаторами явл-ся импортеры,котор в усл-х недостатка валюты могут приобрести необходимые товары. Виды встречных опреаций:1)бартерные сделки-безвалютный,но оцененный сбалансир-ый обмен товаров,оформл-ый единым контрактом.Использ-ся при валютных проблемах.2)торговые компенсац-ые сделки-одноразовая операция на небольшую сумму,включая обмен разнородными товарами,кот обычно не связаны м/д собой.В отличие от бартерных сделок партнеры выставляют счета друг другу в денежной форме.3)промышленные компенсац-ые сделки, в кот одна сторона осущ-т поставку другой,котор использ-т поставленный товар для созд-ия новых произв-х мощностей.Данные пост-ки затем возмещ-ся по ср-вам товаров произвед-х на созд-х т.о. предпр-ях.