Шпаргалка по "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, основные черты и субъекты МЭ
МЭ изучает закономер-ти взаимодействия хоз субъектов разных стран в обл-ти междунар-го пр-ва, обмена товарами и услугами, движения производ-х факторов,формир-я валютных курсов и междунар-й пол-ки гос-ва. Сущ-т деление МЭ на 2 части: микроэк-ку,макроэк-ку. Междунар-я микроэк-ка изучает теорию междунар-ой торговли,междунар-ую политику отд-х стран,теорию мобильности факторов пр-ва м/д странами,проблемы междунар-ой эконом-й интеграции.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_gotovo_IZM.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

3. Послепродажное  обслуживание сложной техники.

 

 

 

 

 

 

 

11. Значение, роль и тенденции развития междунар-й торговли

Развитие МТ отражает все процессы, происходящие в пр-ве матер-х благ и услуг  в мир хоз-ве и отд-х странах. Под МТ поним-ся сфера товарно-денежных отн-й, образуемых внешней торговлей всех стран мира. Внешняя торговля позволяет преодолевать огранич-ть нац-й ресурсной базы, расширять емкость внутр-го рынка, устан-ть связи нац-го рынка с мировым, расширять масштабы пр-ва и т.д..МТ позволяет развивать специализацию страны и увелич-ть объем нац-го пр-ва. Необходимость МТ обусловлена след-ми факторами: углубление МРТ и кооперации; огранич-ть емкости внутр-го рынка платежесп-го населения; особ-тью занимаемой терр-и страной; неравномер-ть развития различных отраслей в разных странах. На стабильный и устойчивый  рост МТ оказ-т влияние леберализация МТ, транснац-ая конкур-ия, углубление МРТ, интернац-ия и глобализ-ия пр-ва, увеличение масштаба прямых иностр-х инв-й и перенос экономически развитыми странами многих видов  пр-в в периферийные страны, что способ-т интенсификации обмена м/д данными группами стран.

Особен-ти развития МТ на совр-м этапе:1)преимущ-ый рост внешнеторговой сферы по срав-ию с общими темпами хоз-го развития стран.2)активное расширение и увел-е объемов внешней торговли гос-в,входящих в интеграц-ые эконом-е объединения.3)диверсификация МТ.4)преобладание индустр-х стран в Э-те промыш-х товаров. 5)лидирование в сфере внешнеторговой деят-ти стран ТМК.6)снижение уд. веса продовольствия в мир торговле.7)превышение темпов роста м/днар-ой торговли Т-ми и У-ми над соотв-ми темпами роста торговли товарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Мировой рынок и его значение. Эффективность внешнеэкономических операций.

М/днар-ый обмен Т и У осущ-ся с помощью мир рынка, кот. развивался на основе внутр-х рынков, постепенно выходивших за нац-е границы.

Эволюция  форм рынков: 1)внутренний рынок-форма товарообмена,при кот. все предназ-ое для продажи сбыв-ся потребителям данной страны.2)нац-ый рынок-внутр-ий рынок,часть кот. ориентирована на иностр-х покупателей.3)м/днар-ый рынок-часть нац-х рынков, кот непоср-но связана с зарубежными рынками. Мир. рынок-это сфера устойчивых товарно-денежных отн-й м/д странами, основ-х на МРТ и др факторах пр-ва. Основными чертами мир рынка явл:категория товарного пр-ва,вышедшего в поисках сбыта своей продукции за нац-е границы;МР проявл-ся в межгос-м перемещении товаров,находящ-ся под воздейст-м внутр-го и внешнего S и D; МР оптимизир-т использ-ие факторов пр-ва,подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно; МР выполняет тонирующую роль,выбраковывая из м/днар-го обмена товары,кот не в состоянии обесп-ть м/днар-ый стандарт кач-ва при конкур-х ценах.

Эффект-ть внешнеэконом-х операций страны будет возрастать,когда цены ее Э будут повыш-ся,а цены И пониж-ся.Страна окаж-ся в неблагоприятной ситуации,если динамика цен по этим группам будет противоположной.Зависимость положения страны от ценовых колебаний МР отражает такое понятие как условие торговли.Условием торговли наз-ся соотношение Э-х и И-х цен. Для определения эф-ти внешнеторговых операций показатель условий торговли выраж-ся в %-ах. Если показатель больше 100,то условия торговли для страны благоприятны,т.е МТ принсит выгоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Равновесие на мировом рынке.

В кач-ве субъектов  торгово-денежных отн-й на мир рынке  могут выступать:гос-во, отдельные  компании,частные лица, формирующие  в совок-ти  S и D  для конкретной продукции,результатом взаимод-ия кот.  явл. мировая равновесная цена. Рассмотрим графич модель равновесия на мир рынке:

Страна А                                   мир рынок страна Б

Р Р Р


 

        Sб

 экспорт


  Sa   Sм            


            Pб 


Pa           Pм


  Dб


 Da Dм импорт



Qa  Q Qм Q                Qб  Q

 

Предположим две  страны А и Б производят и потребляют один и тот же товар,но ресурсы  для его пр-ва и потреб-ти в  нем различны.Поэтому на внутр-х  рынках обеих стран будут склад-ся разные рыночные равновесные цены или соответсв-ие им равновесные объемы продаж.На графиках Sa и Da формализ-т спрос и предлож-иев стране А, Sб и Dб-в стране Б,Sm и Dm-на мир рынке. Qa и Ра, Qб и Рб предст-т равновесные объемы продаж в странах А и Б в условиях свободной торговли. Велечины Qm и Pm предст-т равновесную цену на мир рынке.Т. к. равновесная цена в стране А ниже,чем в стране Б,то экономически целесообраз-м станов-ся Э-т данного товара из А в Б. Торговля м/д этитми странами будет осущ-ся по мир цене Рм.В формализ-м виде условие равновесия в торговле м/д 2-мя странамиможет быть записано в след-м виде: Э=объем И. Экспорт предст-т собой избыточное предложение внутр-го рынка,явл-ся предложением на мир рынке. Импорт-это избыточный спрос внутр-го рынка и предст-т собой спрос на мир рынке.Размер выйгрыша или проигрыша,котор получает страна зависит от величины Э и И.Их соотношение опред-ся структурой и степению конкурентосп-ти нац-го пр-ва,т.е. отрасли с сильным конкурентным потенциалом станов-ся Э-ми,а остальные сост-т поле для И-та.

 

 

14. Теория абсолютных преимуществ А. Смита

Согласно теории абс-х преим-в экспорт-ся товар,кот  на МР оценив-ся выше,чем у себя в  стране,т.к. там он явл-ся дефицитным.В  связи с этим,доход,кот. приносит экспортный товар оказ-ся более высоким по срав-ию с реализацией данного товара на внутр-м рынке. А. Смит обосновал направления эффект-х Э-х позиций:1)Э-ть нужно товар,по которому страна добилась абсол-х конкурен-х премущ-в.2)абсолютн преим-ва достиг-ся,когда нац-й товар имеет более низкие издержки по срав-ю с теми,кот затрачивают др страны на пр-во такого же товара. А. Смит рекомендовал Э-ть товар,кот обладает абсол-ми преимущ-ми, и отказ-ся от пр-ва тех товаров, кот. обход-ся дороже по срав-ю с ценой И-та. А.Смит исследуя абсолютные преимущ-ва выделил: естественные и приобретенные преимущ-ва. Естественные преимущ-ва страны обусловлены климатич-ми и иными природными условиями. тПриобретенные преимущ-ва опред-ся ур-нем специализации пр-ва. А. Смит сделал след выводы о взаимных выгодах,участв-х в м/днар-ой торговли:1)м/днар-ая специализация ведет к ростуобщ-го кол-вавыпускаемых товаров у всех участников МТ.2)МТ опзволяет приобрести товары в большом объеме,в большом ассортименте и по более выгодным ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Теория сравнит-х преимущ-в Д. Рикардо

Данная теория показала,что торговля может обогатить  страну даже в том случае,если она  не располагает абсол-м преимущ-вом.Выбор  экспорт-го товара должен опред-ся по критерию его сравнит-х или относит-х преимущ-в,т.е,когда Э-ая отрасль обладает более высокой производ-тью по срав-ию с ост-ми отраслями.Увелич-ие уд. веса такого пр-ва и сокращ-ие долей ост-х позволяет увеличить стране свой нац-й доход. Для док-ва этого вывода Рикардо использовал понятие альтернативной цены или издержек замещения. Альтернативная цена предст-т собой простое сравнение цен единиц 2-х товаров, выраж-х через трудовые затраты на их пр-во. Рикардо сделал след выводы о выборе Э-го и И-го направ-ия страны в усл-х max прибыли от внешн торговли:1)Э-ся тот товар,котор обладает сравнит-м преимущ-вом по отнош-ию к др товарам внутр-го рынка,а И-ся тот товар,котор таких преимущ-в не достиг.2)Э-ый товар может стать И-ом для др страны в том случае,если его сравнит нац издержки будут ниже,чем сравнит издержки такого товара в др стране. На основе этой теории был выведен закон интернац-ой стоим-ти.Он показал диапазон изменений мир цены товара. Согласно данному закону более низкие относит-е цены товара будут выталкивать его из страны и он станет объектом внешнеэконом экспансии,а товар с относительно высокими ценами будет уступать место для И-та.Таким образом,мир цена уст-ся в пределах м/д относит-ми ценами,сущест-ми в странах до начала обмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Теория Хекшера-Олина.Парадокс Леонтьева

 Два шведских  эк-та Хекшер и Олин в 20-х  годах ХХв.включили в модель  Рикардо,помимо труда, действие  еще одного фактора капитала,построили  2-хфакторную модель внешней торговли. Построение данной модели опиралось  на срав-ие относит-х цен ресурсов.Относит-ые цены ресурсов зависят от их насыщ-ти и редкости. Редкий ресурс явл более дорогим, а насыщ-ый относит-но дешевым. Исходя из этого,были выведены след-ие критерии выбора направ-ия внешней торговли,привязанные к хар-ке располагаемых ресурсов:1)Э-ся должен тот товар,кот содержит насыщен ресурс, а И-ся тот, пр-во кот использ-т более редкий ресурс.2)специализация внутри страны должна опир-ся на использ-е более дешевого ресурса. Условия для внешней торговли постоянно мен-ся, т.к. И наполняет рынок факторов пр-ва,препятствуя появлению дефицита.В этой связи со временем редкий ресурс по немногу дешевеет, а избыточный теряет свою насыщ-ть из-за оттока его за рубеж.При этом его излишки сокращ-ся и он начинает дорожать. Те же процессы происходят и  в стране др участника торгового обмена. В. Леонтьев в 54 г на основе межотраслевого баланса предполагал подтвердить теорию Хекшера-Олина.Согласно этой теории,США,обладающие избытком капитала,должны были Э-ть капиталоемкие товары,а И-ть-трудоемкие.Однако рез-ты исслед-ия показали,что И-т США был на 30% более капиталоемок,чем Э. США Э-ли трудоемкую продукцию,а И-ли капиталоемкую,такое явление получило название парадокс Леонтьева. Исходя из этого,Леонтьев сделал след вывод о том,что НТП ведет не только к насыщению капитала,но и к росту квалиф-ии рабочей силы.Парадокс Леонтьева подтолкнул к необход-ти разукрупнить факторы пр-ва и учесть воздействие каждого подвида на  напр-ие и интенсивность Э-х и И-х потоков.Также нужно разукрупнить фактор капитал.Стали выделять 3 типа капитала:человеч-ий,физич-ий капитал и капитал знаний.

 

 

 

 

 

 

17.  Теория жизненного цикла продукта

Наиболее популярной теорией явл-ся теория ЖЦП.Эта теория была разработана в 1966г Р.Верненом. Согласно данной теории каждый новый  продукт с момента появления  его на рынке и до ухода с него проходит 4 стадии:внедрение,расширение,зрелость,страрение.На стадии внедрения,когда новую продукцию только нач-т производить,спрос на нее будет незначит-ый,а цена дост-но высокая.Такие товары могут потреб-ть лица с высокими доходами. На стадии расширения фирма переходит к крупносерийному пр-ву.Тем самым издержки уменьш-ся и новый товар нач-т Э-ся за рубеж. Первонач-но спрос удовлет-ся за счет Э,а затем при передачи технологии начин-ся пр-во такого же товара за рубеж. На стадии зрелости происходит массовое пр-во продукции во всех странах мира, технология пр-ва достигает высокой стандартизации, это позволяет использ-ть менее квалифиц-ый труд,снижать издержки пр-ва и цены. На стадии старения в странах нововведений спрос нач-т сокращ-ся. Опред-ая часть спроса на эту продукцию удов-ся за счет И.Ведущие компании развитых стран нач-т пр-во и внедрение на мир рынок новых более соверш-х товаров. В данной теории учитыв-ся фактор времени,котор показ-т,когда Э  достигает  мах величины, принося мах  прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Теория международной конкурентосп-ти нации

Американский  эк-т Портер в 90-ые г разработал  теорию МКН. Согласно ей страны в м/днар-ой торговле опред-ся воздействием и взаимосвязью 4-х осн-х параметров: факторные условия, условия спроса, состояние обслуж-х и близких отраслей, стратегия фирмы и конкур-ия. Портер указ-т,что весьма важное знач-ие имеют факторы пр-ва,они нужны для успешной конкур-ии в отрасли.При этом он считает,что эти факторы страной не наслед-ся,а созд-ся впроцессе расшир-го пр-ва.Условия спроса предст. собой требования внутр-го рынка, определяющие развитие фирмы и взаимосвязь с потенц-м развитием мир рынка. Спрос на внутр-м рынке явл  важнейшим фактором воздействия на деят-ть любой фирмы. Близкие обслуж-е отрасли хар-т наличие в стране высокопрофессион-го эффект-го производ-го окружения,котор оказ-т непоср-ое влияние на деят-ть фирмы.Стратегия фирмы и конкур-ия связаны с разработкой конкур-ой стратегии фирмы,с ее поведением в своей отрасли.По мнению Портера важное знач-ие имеет наличие конкур-ии на внутр-м рынке,которая стимулир-т выход фирмы на заруб-ые рынки,способ-т поису внешних рынков.ТакжеПортер считал,что фирмы, защищенные гос поддержкой,имеют более низкую эф-ть пр-ва и их продукция неконкурентосп-на на внешнем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Международный обмен товарами

В наст время  МТ развив-ся в 3-х осн-х формах:1)м/днар-ый обмен товарами,2)м/днар-ый обмен  услугами,3)м/днар-ый технологич-ий обмен.

Мировая торговля товарами –это движение товарных потоков м/д странами,кот осущ-ся по ср-вам купли-продажи товаров на эквивалентной основе. Движение товара происходит на основе Э-И-ых операций. Э-это вывоз товаров из страны для продажи или использ-ия в др странах.Экономич-ая эф-ть Э опред-ся тем,что страна вывозит ту продукцию,издержки пр-ва которой ниже мировых.Размер выйгрыша при этом зависит от соотнош-ия нац-х и мир-х цен.      И-это ввоз в страну товаров из-за рубежа.При И-те страна приобретает те товары,собственное пр-во которых невыгодно или невозможно. Реэкспорт- это вывоз за границу ранее ввезенного в данную страну товара,кот не подвергся переработке.Реимпорт-ввоз в страну ранее вывезенных товаров, неподвервергшихся в стране-импортере обработке.Э-И-ые операции явл наиболее распростр-ми в МТ.Однако примен-ся встречная торговля.Встречная торговля(ВТ)- это внешнеторговые операции по реализации товара,когда предусматр-ся встречные обяз-ва экспортеров закупить у импортеров продукцию на часть или полную стоим-ть экспортных товаров.Инициаторами явл-ся импортеры,котор в усл-х недостатка валюты могут приобрести необходимые товары. Виды встречных опреаций:1)бартерные сделки-безвалютный,но оцененный сбалансир-ый обмен товаров,оформл-ый единым контрактом.Использ-ся при валютных проблемах.2)торговые компенсац-ые сделки-одноразовая операция на небольшую сумму,включая обмен разнородными товарами,кот обычно не связаны м/д собой.В отличие от бартерных сделок партнеры выставляют счета друг другу в денежной форме.3)промышленные компенсац-ые сделки, в кот одна сторона осущ-т поставку другой,котор использ-т поставленный товар для созд-ия новых произв-х мощностей.Данные пост-ки затем возмещ-ся по ср-вам товаров произвед-х на созд-х т.о. предпр-ях.

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономика"