Шпаргалка по "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, основные черты и субъекты МЭ
МЭ изучает закономер-ти взаимодействия хоз субъектов разных стран в обл-ти междунар-го пр-ва, обмена товарами и услугами, движения производ-х факторов,формир-я валютных курсов и междунар-й пол-ки гос-ва. Сущ-т деление МЭ на 2 части: микроэк-ку,макроэк-ку. Междунар-я микроэк-ка изучает теорию междунар-ой торговли,междунар-ую политику отд-х стран,теорию мобильности факторов пр-ва м/д странами,проблемы междунар-ой эконом-й интеграции.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_gotovo_IZM.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

По источникам происхождения: государ-й;  частный.

Государ-й капитал  – это ср-ва из гос. бюджета, которые  направляются за рубеж или принимаются  оттуда по решению непосредственно правительств или межправительственных организаций. 

Частный капитал  – это ср-ва различных негосудар-х  источников включая юр. и физ. лиц. Значительная доля ввозимого частного капитала приходится на ТНК. В кач-ве частного капитала могут выступать инвестиции, различные кредиты и финан-е ресурсы не связанные на прямую с гос. бюждетом.

По характеру  использования: ссудный; предпринимательский.

Ссудный капитал  пред. собой ср-во займа, кот. выдается для получения прибыли в форме %-та.

Предприн-й капитал пред. собой предприн-е инвестиции, которые прямо или косвенно вкладываются в пр-во и связаны с получения определенного объема прав на получение прибыли в форме девидентов.

По целям  вложения капитал делится на: прямые инвестиции; портфельные инвестиции.

Прямые  - это  те капиталовложения, которые позволяют  участвовать в управлении объекта  вложения. Основными формами прямых инвестиций явл:

- открытие за рубежом  предприятий, в т.ч: создание  дочерних предпр-й, создание совместных  предпр-й на контрактной основе, приватизация предпр-й страны принимающих иностр-й капитал.

Прямые инвестиции обеспечивают либо полное владение зарубежными предприятиями, либо обладанию такой частью акционерного капитала, которая обеспечивает фактический  контроль со стороны инвестора.

Портфельные – это те капиталовложения, которые не дают возможности непосредственного  контроля над деятельностью зарубежного  предприятия. При портфельных инвестициях  инвесторы могут получать прибыль  в соответствии с установленными правилами о ЦБ-х. Портфельные инвестиции они явл источником привлечения иностр-го капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, а также госуд-ми и частными банками.  Посредниками в осущ-нии заруб-х портф-х инвестиций выступают, как правило, крупные инвестиционные банки. На движение портф-х инвестиций значит-е влияние оказывает разница  в норме %-х ставок, выплачиваемых по облигациям в отдельных странах.

 

 

 

39. Последствия междунар-го движения капитала

МДК оказывает значительное влияние на МЭ, а именно: способствует росту мировой эк-ки; углубляет МРТ и междунар-е сотрудничество; увелич-т товарообмен между странами; играет стимулирующую роль в развитии МЭ.

МДК вызывает различные последствия для стран-экспортеров и стран-импортеров капитала, а именно: бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окруж-й среды; импорт ссудного капитала ведет к увелич-ю внешней задолженности страны; импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров уже прошедших жизненный цикл, а также снятых с произ-ва; приток иностранного капитала вытесняет местный капитал и прибыль сокращается.

Положительные последствия движения капитала для  стран, ввозящих капитал: регулируемый импорт капитала способствует эконом. росту страны-реципиетна капитала; привлекательный капитал создают новые раб. места; иностранный капитал приносит новые технологии, эффек-й менеджмент, а также способствует ускорению в стране НТП; приток капитала способствует улучшению платеж. баланса страны-реципиетна;

Для стран экспортирующих капитал выделяют след. последствия: вывоз капитала за рубеж без адекватного  привлечения иностр-х инвестиций ведет к замедлению эконом. развития этих стран; вывоз капитала отриц-но сказывается на ур-не занятости в стране-экспортере; перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платеж. балансе страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Особенности междунар-го движения капитала на соврем-м этапе развития мирового хоз-ва

С территор-географ. т.зр. преобладающие потоки вывоза капитала осущ-ся из промышленно-развитых стран. Также активная миграция капитала происходит и между этими странами. Миграцию капитала в рамках  промышленно-развитых стран след. рассм. на неск-х  ур-нях: м/д странами США, Зап.Европа и Япония; м/д отдельными промышленно-развитыми странами; м/д отраслями промышленно-развитых стран.

В послевоенный период наиболее интенсивным районом  миграции капитала явл. Зап.Европа. Лидирующие позиции занимали  Германия, Великобритания, Франция. Половина инвестиций Зап.Европы приходится из Великобритании, потом следует Франция и Германия (США явл. основным объектом инвестиций из стран Евросоюза).

Среди современных  тенденций вывоза капитала след. выделить растущее значение экспорта производительного капитала. На соврем-м этапе произошел отход от участия предприн-й деят-ти через портфельные инвестиции к прямым инв-м.  В последнее время наблюдается последовательная переориентация прямых иностр-х инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность (на соврем-м этапе отмечается опережающий рост инв-й в сферу услуг по срав-ю с инв-ми в добыв-ю или обраб-ю промыш-ть). Развивающиеся страны пред.набольший интерес для инвестров из промышленно-развитых стран. На долю этих государств приходится значительная часть мирового потока иностр-х инв-й. Важная особенность соврем-х процессов миграции капитала состоит в том, что капитал, как правило, не навязывается странам, а происходит добровольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 41. Сущность и структура мирового рынка ссудного капитала

Одной из важнейших  форм междунар-й миграции капитала явл. движение ссудного капитала. Огромный рост междунар-х кредитов привел к  созданию мировой кредитно-финансовой системы.

Междунар-й кредит – это движение ссудного капитала в сфере междунар-х эконом-х  отн-й кот. связна с предоставлением  товарных и валютных ресурсов. Возрастающие темпы И и Э ссудного капитала привели к формированию мирового рынка ссудного капитала. Мировой  рынок ссудного капитала пред. собой системы финан-х отн-й по накоплению и распределению ссудного капитала м/д странами. Он осущ-т междунар-й оборот ссудного капитала и способствует непрерывности кругооборота инв-й различных государств.

Причины создания мирового рынка ссудного капитала: потребность в обслуживании внешней торговли; многие развивающие страны и страны с переходной экономикой для развития рыночных отн-й и преодоления эконом-й и технологической отсталости нуждаются в значительных объемах инв-й; потребность кредитах многих крупных предприятий; активное развитие ТНК, кот явл. заемщиком при осуществлении крупных проектов.

Мировой рынок  ссудного капитала на практике пред. собой  единство и взаимодействие 3-х рынков: национ-го, регион-го и мирового. В  мировой рынок ссудного капитала входит мировой кредитный рынок и мировой финансовый рынок.

МКР: мировой  денежный рынок и мировой рынок  капитала

МФР: первичный  и вторичны финансовый рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Мировой кредитный и финансовый рынки

МКР явл. отдельным сектором мирового рынка ссудного капитала, где осущ-ся движение капитала м/д странами на условиях срочности, платности и возвратности. Данный рынок состоит из 2-х подсекторов: мировой денежный рынок и мировой рынок капитала. Главные различия: на денежном рынке кредит имеет краткосрочный хар-х (до 1 года), его целью явл. пополнение оборотных средств и он используется для обслуживания сферы обращения. На рынке капиталов кредиты имеют долгоср-й и среднеср-й хар-р, они предназначены для пополнения основного капитала и обслуживают процесс расширенного воспр-ва.

Клиентами МКР  явл: импортеры и экспортеры кот. необх-мо профинансировать свою междунар-ю  торговлю; корреспон-е банки которым  требуются денежные ср-ва для финан-я  торговых или инвестиц-х операций своих клиентов; крупные междунар-е фирмы, кот. нуждаются в ден. ср-х для зарубежных инв-й; иностран-е правительства которым требуются деньги для финан-я дефицита платеж. баланса, а также выполнения различных гос. программ.

Крупнейшими кредиторами  на мировом рынке явл: Япония, Швейцария, Германия, Гонконг. Основными заемщиками капитала выступают: США, Великобритания, Канада, Италия, Испания.

На МФР осущ-ся эмиссия и купля-продажа ЦБ и  различных обязательств. На первичном  фин.рынке осущ-ся непосредственно  эмиссия ЦБ, а на вторичном – купля-продажа ранее выпущенных ЦБ. Одним из главных инструментов финансового рынка явл. облигации. Основные эмитенты таких ЦБ – это междунар-е корпорации и банковские консорциумы. Большую часть занимает рынок акций. Свои акции предлагают крупные фирмы, а также ТНК. Главной целью эмиссии этих акций явл. диверсификация источников финансирования, а также привлечение новых акционеров. Выпуск акций явл. основным источником мобилизации ср-в на финансовом рынке. Показателем эмиссии акций явл. ур-нь капитализации, т.е это рыночная стоимость акций по отн-ю к ВВП страны.

Наиболее весомой  частью мир-го рынка  ссудного капитала явл. еврорынок. Под ним понимается рынок, где все операции производятся в евровалюте (это национ-я валюта кот. переводится на счета в иностр-й банк и используется в последнем для кредитных операций в любой стране).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции

 Международная экономическая интеграция – это комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, для которого характерно глубокое взаимопроникновение стран-партнеров и их долгосрочная техническая, технологическая и экономическая взаимозависимость.

Объекты международной экономической интеграции: товары и услуги, денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом производственного и научно-технического сотрудничества и обмена. Субъекты международной экономической интеграции: экономически обособленные стороны, осуществляющие международное производственное и научно-техническое сотрудничество и обмен

Экономическая интеграция, в частности, выражается в:

•  сотрудничестве  м/д  нац-ми  хоз-ми  разных  стран  и  полной  или частичной их унификации; 

•  ликвидации  барьеров  в  движении  товаров,  услуг,  капитала,  раб.  силы  м/д этими странами; 

•  сближении  рынков  каждой  из  отдельных  стран  с  целью  образования  одного единого (общего) рынка; 

•  стирании  различий  м/д  экон-ми  субъектами,  относящимися  к  разным государствам; 

•  отсутствии той или иной формы дискриминации иностр-х партнеров в каждой из нац-х экономик и т.п.

Цель  создания интеграционного союза – это уменьшение, а в перспективе и полное устранение барьеров, преграждающих свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы

Формы международной экономической интеграции: Зона свободной  торговли, Таможенный союз,  Общий рынок, Экономический и валютный союз, Политический союз.

 

 

 

 

46. Экономическая интеграция в Западной Европе

Наибольшей  зрелости междунар-я экономич-я интеграция достигла в европейском регионе.

Европейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе. ЕС — уникальное междунар-е образование: он сочетает признаки междунар-й организации и гос-ва, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не явл субъектом междунар-го публичного права, однако имеет полномочия на участие в междунар-х отн-х и играет в них большую роль.

Система  органов,  обеспечивающих функционирование Европейского Союза

Необходимо  иметь в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции  принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

Европейский Совет – высший  законодательный орган Европейского  Союза,  обладающий  правом принятия  решений.  Состоит из  представителей государств –  членов ЕС  в  ранге министров  нац-х  правительств.  Фактически  существует более 25 Советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответ-х нац-х министров

Требования  к кандидатам для вступления в  ЕС: Копенгагенские критерии.  Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Критерии требуют, чтобы в гос-ве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная эк-ка, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

 

 

 

 

 

47. Интеграционные процессы на пространстве СНГ

Название

Участники

Год создания

Характеристика

Центрально-азиатское

Экономическое

Сообщество,

с 2002г. Центрально-

Азиатское

Сотрудничество

Казахстан,

Киргизия,

Россия,

Таджикистан,

Узбекистан

1994

Нацелено на решение региональных проблем.  В  основу  его  деятельности  были положены проблемы экономического сотрудничества, в том числе вопросы взаиморасчетов  и  взаимообмена  валют. Стороны  договорились  о  взаимном  поощрении  и  защите  инвестиций,  свободной торговле,  обмене  правовой  информацией, координации действий  в области внешней политики.

Евразийское

экономическое

сообщество

(ЕврАзЭС)

Белоруссия,

Казахстан,

Киргизия,

Россия,

Таджикистан

2000

Евразийское  экономическое  сообщество –  международная  организация,  созданная  в  октябре 2000  г.  в результате  подписания  соответствующего  договора Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой,  Российской  Федерацией  и Республикой Таджикистан.  Основная  цель  создания  ЕврАзЭС – эффективное продвижение процесса  формирования  Таможенного союза и Единого экономического пространства

Союзное  государство

Белоруссии  и

России

Белоруссия,

Россия

1996

Переход от стадии таможенного союза к стадии  валютного  и  экономического союза. Целью является  создание единого  союзного государства.

ГУУАМ

Грузия,

Украина,

Узбекистан,

Азербайджан,

Молдавия

1997

Цель  создания –  развитие  системы  нефте- и  газопроводов, независимой от России. В 2000 г. было предложено сформировать  зону  свободной  торговли. Слабая экономическая интеграция.

Единое

экономическое

пространство

(ЕЭП)

Россия, Украина,

Белоруссия,

Казахстан

2003

Находится  в  стадии  формирования. Формирование  базы  зоны  свободной торговли в рамках ЕЭП должно быть закончено  к 1 июля 2005 года. Достижение на  данном  этапе -  решение  стран-участниц ЕЭП отказаться двойного налогообложения с 1 января 2005 года.

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономика"