Шпаргалка по "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, основные черты и субъекты МЭ
МЭ изучает закономер-ти взаимодействия хоз субъектов разных стран в обл-ти междунар-го пр-ва, обмена товарами и услугами, движения производ-х факторов,формир-я валютных курсов и междунар-й пол-ки гос-ва. Сущ-т деление МЭ на 2 части: микроэк-ку,макроэк-ку. Междунар-я микроэк-ка изучает теорию междунар-ой торговли,междунар-ую политику отд-х стран,теорию мобильности факторов пр-ва м/д странами,проблемы междунар-ой эконом-й интеграции.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_gotovo_IZM.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Экономические последствия добровольных экспортных ограничений

Квотирование - ограничение в количестве или  стоимости ввозимого товара.  До введения квоты: Цена РW, производство в национальной экономике Q1.  После  введения квоты: Цена Р1, предложение Sсум, потребление Q2. Более высокая цена стимулирует отечественное производство. Результат: Потери потребителя: а+b+с+d+е. Выигрыш производителя: а; с + d – доход государства при лицензровании или доход импортеров; чистые потери b+е. Результат аналогичен введению таможенного тарифа, но в том случае доход частично идет в государственный бюджет, а в этом случае поступлений в государственный бюджет может и не быть. ДЭО - страна-экспортер устанавливает добровольно квоту на вывоз своих товаров в другую страну. До установления ДЭО: Цена (РW + ТТ), импорт Q2, доход государства =Q2xTT. После установления ДЭО: Qдэо – величина ДЭО, предложение Sвн + <Qдэо(на графике ломаная линия), цена Р1, импорт = Q1, доход государства =Q1xТТ. Результат: Потери потребителей а+b+с+d+е, выигрыш изготовителя область а, потери государства (f+g). Общий результат: потери (b+c+d+е+f+g).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Сущность и основные формы международной миграции  рабочей силы (ММРС).

Хар-ой чертой совр-го мир общ-ва явл миграция раб силы(МРС).М/днар-ая миграция- это перемещение трудосп-го населения из одной страны в др со сменой ПМЖ в поисках работы и лучших условий жизни.В мир-й практике сложилась след классиф-ия форм МРС

1)по напряв-м  выделяют: миграцию из развивающихся  в промышленно-развитые страны; миграцию в рамках промыш-развитых странах; миграц м/д развивающ-ся странами; миграц высоко квалифицир раб силы из промыш-развитыхв развивающ-ся страны с переходной эк-кой.2)по функц-му содерж-ию:экономич и социальная.3)по территор-му обхвату:внутриконтинент-ая и межконтинент-ая.4)по времени: постоянную (невозвртаную), временную(циклическую),сезонную,маятниковую.5)по ур-ню управляем-ти:регулир-ую, нерегулир-ую.6)по степени закон-ти:легальную,нелегальную.

В мир хоз-ве выдел-т опред-ые географич регионы,кот явл местами наиболее массового привлечения иностр-х граждан и такие рагионы наз-т центрами притяж-ия раб силы. Выдел-т 2 центра притяж-ия раб силы: традиционный и новый центры. К традиц-м центрам раб.силы в 1-ую очередь относят 1)США2)Страны Западн Европы: 3)Австралия.

К 70гг 20в в  мир эк-ке стали появл-ся новые  центры притяж-ия раб силы:1)нефтедобывающие  страны Ближн Востока(Катар,Кувейт,ОАЭ). Главными экспор-ми рабоч силы в  эти страны стали Египет,Индия,Пакистан,Фелипины. 2)страны Азиатско-Тихоокеанского региона:в 70гг в этом регионе началось ускорен развитие промыш-ти и интернац-ии хаз жизни.Здесь активно разв-т свою деят-ть ТНК амер-го,японского,южно-корейского кап-ла.Основными пост-ми рабоч силы в этот регион явл-ся Китай,Вьетнам,Лаус.3)страны Лат Америки:в этих странах активно развив-ся деят-ть ТНК и с/х.Наиболее распростр-ой формлй миграции в этом регионе явл-ся сезонная сельская миграция. 4)страны Африки:активн проник-ие в Южн Африку м/днар-х корпораций из промыш-развитых стран сделало устойчивую миграцию африк-х рабочих в Эжно-Африк-ую Респ-ку и Номибию. И здесь иностр-ые рабочие заняты в таких отраслях как алмазодобыча,золотодобыча,добыча урана.

33. Последствия миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов

На ур-нь миграции оказ-т влияние различные факторы. Их можно объед-ть в 2 группы:экономич и неэкономич-ие.Среди неэкон-х факторов выдел-т политич,демографич,нац-ые,религиозн и культурные.Одной из важнейших полит причин миграц явл-ся различн военные конфликты,кот приводят к большим потокам переселенцев. Также полит проблемой явл несоблюдение прав чел-ка.Все эти проблиемы усилив-т поток миграции раб силы. Причины эк-го хар-ра миграции в 1-ую очередь зависят от эконом-го ур-ня развития отд-х стран, а также отличия в зпл. Одним из факторов трудовой миграции явл миграция(вывоз) кап-ла,т.е созд-ся и функц-т ТНК,кот способ-т соединению раб силы с кап-ом.Важным фактором миграции явл  рост безраб-цы.Одной из проблем мир эк-ки явл проб-ма внедрения достижений НТП,кот приводит к росту безраб-цы.Также причиной миграц раб силы явл созд-ие м/днар-го рынка раб силы и стремление предпр-ий достичь мах прибыли за счет снижения издержек на раб силу.Миграц раб силы оказ-т положит влияние на эк-ку И-их и Э-их стран. Страны,И-ие раб силу,получают след преимущ-ва: обеспечение ряда отраслей нужными раб-ми;за счет привлеч-ия высококвалифиц спец-ов многие страны экономят в сфере образ-ия;за счет привлеч более дешевой раб силы сниж-ся издержки пр-ва,что повыш-т конкурентосп-ть производимой продукции;иностр рабочие частро рассматр-ся как опред-ый амортизатор в случаях кризиса и безраб-цы;иностр рабоч не обепеч-ся пенсиями и не учитыв-ся при реализации разных соц программ;предъявляя дополнит спрос на Т и У иностр рабочие стимулир-т рост пр-ва и дополнит занят-ть в стране пребывания. Преимущ-ва для стран Э-их раб силу:Э раб силы явл-ся важным источником поступ-ия валюты в страну;Э раб силы сокращ-т безработицу и уменьшает избыток труд-х ресурсов в стране;бесплатное для страны-экспортера обучение раб силы новым профессиям,а также знаком-во с передовыми технологиями пр-ва и организации труда.Миграц раб силы также имеет отрицат-ые моменты:импорт рабоч силы приводит к возник-ию соц напряж-ти в общ-ве,к нац неприязне.Страны-экспортеры рабоч силы сталкив-ся с проблемой «утечки мозгов».

 

 

34. Регулирование миграции  рабочей силы на нац ур-не

М/днар-ая миграция раб силы оказ-т как положит  влияние на эк-ку,так и отрицат. Для усиления полож-го эффекта и  нейтрализ-ии отриц-го провод-ся регулир-ие миграции труд-х ресурсов.М/днар-ые потоки раб. силы регулир-ся как на нац-м ур-не,так и на м/днар-х ур-нях. На нац-м ур-не каждое гос-во проводит свою миграц-ую пол-ку. Миграционная пол-ка-это опред-ая,целенаправл-ая деят-ть гос-ва по регулир-ию процессов перемещения раб.  силы в данную страну и из нее. Миграц-ая пол-ка подраз-ся на 2 вида:эмиграционную и иммиграционную.Эмиграц-ая пол-ка стран-экспортеров раб силы включает прямые и косвенные методы. К прямым мет-м относят: запрет на выезд опред-й категории раб-в, введение эмиграц-х квот, выдача загран-х паспортов, установление обяз-х сроков работы в стране после заверш-ия образ-ия за гос счет, опред-ые требования к субъектам труд миграции. К косвенным методам относят: проведение опред-й таможен пол-ки, кот предусм-т опред-е таможен льготы по ввозу опред-х товаров, возращающимися труд эмигрантами, проведение мер,способ-х защите гос интересов,прав и свобод трудящихся мигрантов. Имиграц-ая пол-ка гос-ва направлена на защиту нац рынка от притока мигрантов и на обесп-ие рац-го труда иммигрантов.Различают 3 осн-х типа иммиграц-ой пол-ки:1)пол-ка,базир-ся на огранич-ии пребывания эмигрантов в стране,2)пол-ка,разреш-ся прожив-ие без опред-го срока,с правом въезда членов семьи,3)пол-ка,разреш-ая пост проживание эмигрантов и предполаг-ая право на получение гражд-ва.Осн-ми инстр-ми иммиграционной пол-ки явл-ся:1)прямое огранич-ие въезда иммигрантов путем введения квоты,котор ежегодно рассматр-ся и утвержд-ся в стране-импортере,2)качест-ые треб-ия к иностр-ой раб силе,3)возрастной ценз,4)состояние здоровья,5)огранич-ия личностного хар-ра,6)временные ограничения,7)финан-ые огран-ия.

 

 

 

 

 

 

 

35. Регулирование миграции рабочей силы на международном уровне

Нам/днар-ом ур-не дейст-т различн орган-ии,кот заним-ся проблемами миграции раб силы.В составе  ООН созданы различн комиссии по народонаселению,располаг-т соотв-м денежным фондом,значит часть кот использ-ся на субсидии нац.программ в обл-ти миграции населения. Верховный комиссариат по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализ-т долгоср-ые решения, в 1-ую очередь проблемы репатриации. Во многих м/днар-ых организ-х есть спец подразд-ия или службы,заним-ся вопросами миграции.В Совете Европы функц-т отдел по вопросам населения,занят-ти и миграции.Ведущими организ-ми по регулир-ию м/днар-ой миграции раб силы явл-ся МОМ(М/днар-ая организ-ия по миграции) и МОТ(М/днар-ая организ-ия по труду).Мом была создана в 1949г.как м/днар-ая органз-ия по делам беженцев.Позже ее полномочия были расширены и она была переимен-на в МОМ.Сюда входит 81 гос-во,из котор 46 явл-ся пост-ми членами,35 гос-в-наблюдателями.В рамках МОМ осущ-ся разраб-ка долгоср-х программ в обл-ти регулир-ия миграц-х потоков,оказание помощи в вопросах организ-ии минрации,а также технич-го сотруд-ва и реиммиграции.Осн-ми ф-ями МОМ явл-ся:осущ-ие упорядоченной и запланир-ой миграции граждан,перемещ-ие раб силы,включая членов семьи,котор могут содейст-ть развитию принимающих стран,органз-ия передвиж-ия беженцев,предост-ие гос-вом форума для обмена мнениями,опытом и сотруд-ва.Основные цели МОМ:наем на работу,воссоед-ие семьи,получ-ие образ-ия,краткие туристич,семейные и доловые визиты,возвращ-ие граждан на Родину,поиск полит убежища,вопросы въезда на ПМЖ. Мот была создана в 1919г.В 1946г. стала специализир-м учреждением ООН.Задачи МОТ: содействие обесп-ия  соц-ой справд-ти для трудящихся;разраб-ка м/днар- х программ, напр-х на улучшение условий труда и жизни;регламентау=ция набора раб силы,борьба с безработицей,гарантия з/п,обесп-ая нормал-ый ур-нь жизни,защита от проф заболеваний и несч-х случаев ;регламентация вопросов соц-го страхования;организ-ия проф-го и технич-го обучения.Для реализ=ии этих целей в составе МОТ функц-т М/днар-ый институт труд-х проблем в Женеве.Стр-ра МОТ:1)м/днар-ая конфер-ия труда,являющ-ся высшим органом МОТ,она выпол-т законодат-ые ф-ии;2)Администрат-ый Совет осущ-т рук-во работы различных комитетов и комиссий при МОТ;3)М/днар-ое бюро труда явл-ся информац-м и консультац-м органом МОТ.Главной ф-кй МОТ явл-ся принятие конвенций и рекомендаций,устанавл-х м/днар-ые трудовые стандарты в след-х обл-ях:з/п,продолжит-ть рабочего дня,условия труда,соц обесп-ие,оплач-ый отпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Основные центры притяжения рабочей силы.

К традиц-м центрам  раб силы в 1-ую очередь относят 1)США:исторически  сложилось,что первонач-но м/днар-ая миграция труда в больших масштабах осущ-сь из Европы в США.В это время в США бурно развивалась промыш-ть и не хватало раб силы.Сначала туда приезжали квалифицир рабоч кадры.С конца 19в основ-ми мигрантами США стала менее квалифицир раб сила из Азии,Африки, Южн Америки.В наст время потоки мигрантов в США не прекращ-ся и особенно сложной проблемой станов-ся нелегальная миграция. 2)Страны Западн Европы:после 2-ой мир войны особен-ти развития многих западно-европ-х стран обусловили их заинтер-ть в массовом привлеч-ии неквалифицир рабоч силы из др стран.Среди стран-экспортеров раб силы данный регион выдел-т страны Ближнего Востока,Северн Африки,страны европ-ой перефирии(Турция и т.д.).После создания ЕС в Западн Европе был создан единый рынок труда и поэтому сейчас около 40% сост-т мигранты из стран ЕС. 3)Австралия:в данной стране использ-ся около 200000 иностр-х рабочих.Австралия проводит миграц-ую пол-ку,на основе котор в 1-ую очередь в страну приним-ся мигранты,осущ-ие инвестиции в эк-ку страны.Основн странами-экспортерами раб силы в Австралию явл-ся страны Восточн и Центральн Европы,страны Юго-Восточн Азии. К 70гг 20в в мир эк-ке стали появл-ся новые центры притяж-ия раб силы:1)нефтедобывающ страны Ближн Востока(Катар,Кувейт,ОАЭ). Главными экспор-ми рабоч силы в эти страны стали Египет,Индия,Пакистан,Фелипины.В 90г в нефтедобывающ страны приехало около 5 млн иностр-х рабочих.Числен-ть местных рабочих сост-т 2 млн.2)страны Азиатско-Тихоокеанского региона:в 70гг в этом регионе началось ускорен развитие промыш-ти и интернац-ии хаз жизни.Здесь активно разв-т свою деят-ть ТНК амер-го,японского,южно-корейского кап-ла.Основными пост-ми рабоч силы в этот регион явл-ся Китай,Вьетнам,Лаус.3)страны Лат Америки:в этих странах активно развив-ся деят-ть ТНК и с/х.Наиболее распростр-ой формлй миграции в этом регионе явл-ся сезонная сельская миграция.В послед время в этом регионе ощущ-ся значит потреб-ть в квалифицир кадрах:врачах,инженерах и спец-ах с/х. 4)страны Африки:активн проник-ие в Южн Африку м/днар-х корпораций из промыш-развитых стран сделало устойчивую миграцию африк-х рабочих в Эжно-Африк-ую Респ-ку и Номибию.И здесь иностр-ые рабочие заняты в таких отраслях как алмазодобыча,золотодобыча,добыча урана.

 

 

 

37. Сущность и причины междунар-го движения капитала

МДК явл. важной частью и формой современной мировой эк-ки. Вывоз капитала пред. собой изъятие части капитала из нац-го оборота в данной стране  и перемещении его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение в другой стране.

МДК -  это  перемещение капитала принадлежащего юр. или физ. лицам одной страны в другие страны с целью получения прибыли, а также укрепления своих позиций в зарубежной эк-ке для борьбы за рынки сбыта и за ресурсы.

Причинами вывоза капитала явл-ся:

- несовпадение  спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хоз-ва;

- появление  возможности освоения местных  товарных рынков;

- наличие в  странах, куда экспортируется  капитал более дешевого сырья  и раб.силы;

- стабильная  политическая обстановка и благоприятный  инвестиционный климат в принимаемой стране;

- более низкие  экологические стандарты в принимаемой  стране.

Факторы, способствующие и стимулирующие вывоз капитала:

- растущая взаимосвязь  нац. эк-к;

- междунар. промышленная  кооперация;

- эконом. политика  промышленно-развитых стран, направленных на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов эконом. роста;

- эконом. поведение  развивающихся стран, стремящихся  с помощью привлечения иностранного  капитала дать существенный импульс  для всего экон-го развития;

- междунар. соглашение  в избежание 2-го налогообложения  доходов и капиталов между  странами способствует развитию  торгового и научно-технического  сотрудничества для привлечения  инвестиций. 

Для характеристики участия страны в МДК используют ряд показателей, которые можно объединить в две группы: абсолютные и относительные показатели.

Абсол. показатели – объем Э и И капитала, сальдо Э и И капитала, число предприятий  в стране с иностранным капиталом  и кол-во занятых на таких предпр-х.

Относит. показатели более реально характер-т участие страны в МДК. К ним относят:

- коэф-т импорта  капитала, рассчит-ся как отношение  импорта иностр-го капитала к  ВВП;

-  коэф-т экспорта  капитала, рассчит-ся как отношение  экспорта капитала к ВВП;

- коэф-т покрытия  внутренних потребностей страны в инвестициях, рассч-ся как отношение импорта иностр-го капитала к спросу капитала в стране.

 

38. Основные формы междунар-го движения капитала

Субъектами  движения капитала и источниками  его происхождения выступают  частные комерч-е структуры, а также государ-е международ-е эконом-е и финансовые организации.

Формы вывоза капитала

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономика"