Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:37, шпаргалка
1. Сущность, основные черты и субъекты МЭ
МЭ изучает закономер-ти взаимодействия хоз субъектов разных стран в обл-ти междунар-го пр-ва, обмена товарами и услугами, движения производ-х факторов,формир-я валютных курсов и междунар-й пол-ки гос-ва. Сущ-т деление МЭ на 2 части: микроэк-ку,макроэк-ку. Междунар-я микроэк-ка изучает теорию междунар-ой торговли,междунар-ую политику отд-х стран,теорию мобильности факторов пр-ва м/д странами,проблемы междунар-ой эконом-й интеграции.
21. Международный обмен услугами
Услуги-продукт многообраз-х видов
деят-ти и коммерч-х занятий,связ-х с удовлетв-м
широкой сов-ти потреб-ти людей. В МЭ нет
четкой классиф-ии видов услуг. Классиф-т услуги
на 2 группы:1)факторные: возник-т
в связи с м/днар-м движ-м капитала,раб.силы
и технологий.2)нефакторные-
Регулир-ие МТ услугами происх-т на нац-м,регион-м и мир-м ур-не.Оно провод-ся каждым гос-м в целях защиты внутр-го рынка от иностр-х конкур-ов.На м/днар-м ур-не проблемами регулир-ия МТ услугами заним-ся комиссия ООН по торговле и развитию и комитет по торговле услугами в рамках ВТО.
22. Международный технологический обмен
Самост-ой формой
МТ явл-ся м/днар-ый технологич
обмен-это распростр-ие любых научно-технич-х
знаний,обмен передовыми технологиями
и произв-м опытом м/д странами. Мировой рынок технологий
можно разбить на 4 сегмента:рынок
лицензий и патентов;рынок научно-технич
продукции;рынок высокотехнологич-го
кап-ла;рынок научно-технологич специалистов.Передача
технологий может осущ-ся на коммерч и
некоммерч основе. Формы передачи технологий
на некоммерч основе:обмен спец-ми;компьютерные
банки данных; справочники;органаз-ии
конференций,обучение,
24. Свободная торговля
В мировой практике сложилась два вида внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм. СТ – это принцип внешнеторговой пол-ки гос-ва, исключающий всякое его вмешательство. Участникам торговых отношений предоставляется полная свобода ведения всех операций. В чистом виде пол-ка СТ сводится к тому, что основным регулятором явл-ся рынок. Система СТ предполагает свободный обмен товарами без пошлин и ограничений.
Преимущества СТ:
- реализуется
принцип сравнительных преимуще
- приводит к положительным политическим последствиям, т.к в этом случае страны становятся в большей степени взаимосвязаны, и снижается опасность враждебных действий.
Однако на практике СТ в чистом виде не существует. Все страны мира используют протекционизм – политику, направленную на защиту нац.пр-ва от иностр.конкуренции. В этом случае гос-во регулирует внешнеэкономическую деят-ть, применяя различные методы: тарифные и нетарифные.
25. Политика протекционизма
В мировой практике сложилась два вида внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм.
Все страны мира используют протекционизм – политику, направленную на защиту нац.пр-ва от иностр.конкуренции. В этом случае гос-во регулирует внешнеэкономическую деят-ть, применяя различные методы: тарифные и нетарифные.
Мотивы протекционизма:
- защита молодых производств
- защита нац.рынка от импорт-го демпинга
- содействие диверсификации пр-ва
- стремление сократить занятость
Ср-ва регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственное воздействие на цену, так и ограничение на количественные и стоимостные объемы поступающего в страну товара.
Кроме того, в мировой практике существует скрытый протекционизм (разные таможенные формальности, санитарно-ветеринарные нормы, различные административные положения, указы и т.д.). Все это импорту не препятствует, но создает массу неудобств при импорте товаров. Система протекционизма широко применяется во всем мире. Однако имеет недостатки: Все страны не могут добиться полного успеха при введении импортных ограничений. Экспорт одной страны – импорт для другой. В одной стране происходит стимулирование экономики, в другой обостряет проблему занятости. Протекционизм вызывает ответную реакцию, в итоге страдают все.
26. Тарифные методы регулирования международной торговли.
Классическим
инструментом тарифного метода регулирования
внешне торговли явл. таможенный тариф
– это систематизированный
Таможенная
пошлина – это гос. и денежные
сборы, взимаемые таможенными
Классификация таможенных пошлин:
По способу взимания: специфические; адвалорные; комбинированные
По объектам обложения: импортные; экспортные; транзитные
По характеру: сезонные; антидемпинговые; компенсационные; специальные;
По происхождению: автономные; конвенционные; периферинциальные
По типам ставок: постоянные; переменные
По способу вычисления: номинальные; эффективные (реальные)
Таможенный тариф приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующий с импортом и защищает их интересы.
Для того чтобы оценить ур-нь этой защиты, необходимо учитывать то, что различные пр-ва могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что защищая таможенным тарифом одну отрасль, гос-во одновременно защищает и связанные с ней отрасли пр-в. Поэтому фактический ур-нь таможенной защиты может отличаться от номинального тарифа, которым облагается конкурирующий
Фактический ур-нь таможенной защиты может быть определен по формуле:
Те= Тn – Тim/ 1-а, где
Тn – номинальный ур-нь тамож-й пошлины на И конечного продукта
Tim – номинальной ур-нь тамож-й пошлины на компоненты
а – доля стоимости импортных компонентов материал-х затрат к цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа
Фактическая степень таможенной защиты той или иной отрасли будет совпадать с номинальным ур-м тарифа на конкурирующую импортную продукцию тогда, когда в материал-х затратах этой отрасли нет импортных компонентов или когда ставка таможенной пошлины на конечную продукцию отрасли и на компоненты материал-х затрат одинаково.
Фактическая степень таможенной защиты будет выше номинального ур-ня тарифа, если ставка тарифа на конечную продукцию будет больше, чем на импортные компоненты материал-х затрат.
27. Влияние импортной пошлины на ситуацию на внутреннем рынке
Наиболее распространенным видом ограничений торговли явл. импортная пошлина. Она обеспечивает защиту отечеств-х производителей, а потребители оказываются в числе проигравших.
В условиях свободной торговли внутр-е цены товаров будут близки к мировым. Избыток D над S будет покрываться за счет импорта. В результате введения тарифа И будет сокращаться с величины Qs Qd до Qs’Qd’. При этом отечеств-е пр-во товара возрастет с Qs до Qs’, а внутр-е потребление снижается с Qd до Qd’. Отечеств-е пр-во расширяется за счет того, что отечеств-е производители не уплачивают тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими издержками, чем на мировом рынке. Таким обр, импортный тариф защищает низкоэффективные отрасли отечеств-го пр-ва. Часть возросших платежей потребителей поступает отечеств-м производителям в виде возросшей прибыли от продажи (а), т.е отечеств-е производители реализуют свой первонач-й объем пр-ва Qs по возросшим ценам и получают дополн-ю прибыль от прироста объема пр-ва до Qs’. Потребитель в таком случае несет потери, т.к ему приходиться покупать товар по более высокой цене (авсd). Площадь с явл. поступлением в гос.бюджет, кот. равна величине импорта умноженного на тариф.
Выигрыш производителя и гос-ва от введения тарифа на И не перекрывает потерь нац.благосостояния. Чистые потери нац.благосостояния (в и d).
Область в представляет производ. эффект тарифа, т.е сокращение благосостояния, вследствие переключения потребит-го D с более дешевой импортной продукции на более дорогую отечеств-ю.
Область d представляет потреб-й эффект тарифа, т.е сокращение благосостояния, вследствие вынужденного снижения потребления. Чистые потери общества не оборачиваются ничьим выигрышем, поэтому явл. абсолютными.
28. Влияние экспортной пошлины на ситуацию на внутреннем рынке
Механизм Э-пошлин зеркально отражает импортный тариф. При введении Э-пошлины внутренняя цена снижается и оказывается ниже мировой. В этих условиях внутренне потребление возрастает с величины Qd до Qd*, а внутреннее пр-во сокращается с величины Qs до Qs*. Соответственно объем экспорта сокращается с величины Q1 до Q2. Потери отечественных производителей от введения экспортного тарифа определяется областью aвcde
Выигрыш потребителей от снижения цен ниже мировых составляет область ав (трапеция). Доходы гос.бюджета от Э-пошлины представлены областью d.
Чистые потери благосостояния, которые не компенсируются ничьим выигрышем представлены областью с и е.
В основе политики
налогообложения экспорта лежит
расчет на монопольную прибыль, т.е
монопольное положение страны-
Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного становления экспортируемых барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.
29. Нетарифные методы регулирования внешней торговли
Меры нетарифного регулирования – это механизм гос-го регулирования внешней торговли вкл-й эконом-е, администр-е и технические условия, ограничивающие или затрудняющие своб-ю торговлю м/д странами.
Эконом-е меры подобно тамож-м пошлинам действуют через механизм рынка. При этом последнее слово остается за потребителем, он сохраняет свою свободу выбора и решает сам приобрести более дорогой импортный товар или более дешевый отечеств-й.
Эконом-е меры вкл-т:
- защитные меры, кот. подразумевают ведение особ-х пошлин и допол-е тамож-е обложение;
- контроль таможенной ст-ти;
- валютный контроль;
- финан.меры:
субсидии – это денеж. выплаты из гос.бюджета направленные на поддержку отечеств-х производителей, а также косвенной дискриминации И;
демпинг – междунар-я дискриминация в ценах, при кот. экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке, дешевле чем на отечеств-м.
Администр-е меры действуют непосредственным образом минуя рыночные отн-я, ограничивая доступ импор-х товаров на внутр-й рынок, а также поставку отечеств-х товаров зарубеж. При этом покупатель лишается права на своб-й выбор товара, а гос-во фактически определяет товарную структуру внутр-го рынка.
Администр-е меры вкл-т: квотирование (ограничивание в кол-ве и стоимости ввозимого товара); экспортный контроль; добровольное ограничение экспорта; запреты (амбарго)- запрет ввоза или вывоза товара в к.-л. Страну; лицензирование. Технические меры нетар регулирования вкл: разрешительная система; специальные требования; защита прав интеллектуальной собственности; дополнит условия:-требование маркировки,-таможенная экспертиза.
30. Экономические последствия установления квот на импорт
Квотирование - ограничение в количестве или стоимости ввозимого товара. До введения квоты: Цена РW, производство в национальной экономике Q1. После введения квоты: Цена Р1, предложение Sсум, потребление Q2. Более высокая цена стимулирует отечественное производство. Результат: Потери потребителя: а+b+с+d+е. Выигрыш производителя: а; с + d – доход государства при лицензровании или доход импортеров; чистые потери b+е. Результат аналогичен введению таможенного тарифа, но в том случае доход частично идет в государственный бюджет, а в этом случае поступлений в государственный бюджет может и не быть. ДЭО - страна-экспортер устанавливает добровольно квоту на вывоз своих товаров в другую страну. До установления ДЭО: Цена (РW + ТТ), импорт Q2, доход государства =Q2xTT. После установления ДЭО: Qдэо – величина ДЭО, предложение Sвн + <Qдэо(на графике ломаная линия), цена Р1, импорт = Q1, доход государства =Q1xТТ. Результат: Потери потребителей а+b+с+d+е, выигрыш изготовителя область а, потери государства (f+g). Общий результат: потери (b+c+d+е+f+g).