Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".
• политика в области смертности;
• политика в области рождаемости.
Демографическая политика в области смертности направлена на охрану здоровья населения. Политика в области рождаемости - на оптимизацию рождаемости, для чего
необходимо:
а) постепенное устранение материальных препятствий, затрудняющих осуществление желания иметь детей (ребенка);
б) эффективное общественное воздействие на развитие структуры потребностей и на ценностные ориентации семей в плане разъяснения роли и значения детей для развития общества, семьи, отдельной личности.
Меры по реализации демографической политики условно подразделяют на экономические, административно-правовые и социально-психологические.
Экономические мероприятия - это денежные пособия на детей, учет числа детей при налогообложении, а также при определении возраста и стажа работы для начисления пенсий женщинематери, оплачиваемые отпуска (полностью или частично) по беременности и уходу за детьми, разного рода льготы для отцов (например, при призыве на военную службу), преимущества при получении жилой площади семьям с детьми и в зависимости от числа детей. Сюда же относится и система затрат, связанных, например, со строительством дошкольных учреждений, детских санаториев и т.д. Административно-правовые мероприятия - это различные законодательные акты, запрещающие или разрешающие аборты и свободную продажу средств контрацепции, нормы, определяющие возраст вступления в брак. Цель социально-психологических (воспитательные, пропагандистские) мер демографической политики - формирование демографических идеалов, отвечающих государственным интересам. В области рождаемости это должно быть формирование идеалов среднедетной семьи (2-3 ребенка).
При формировании демографической политики необходимо учитывать три условия:
1) проводимая демографическая политика может дать положительный эффект в случае, если будут успешно решаться основные задачи социальной политики государства;
2) демографическая
политика должна носить долговр
3) демографическая
политика должна быть комплексн
Главной целью демографической политики Республики Беларусь на современном этапе ее развития являются изменение негативных тенденций рождаемости, смертности, создание в интересах общества благоприятных условий и предпосылок на основе улучшения жизненных условий населения. В Республике Беларусь с целью улучшения демографической ситуации разработан комплекс мероприятий по следующим направлениям:
• стабилизация рождаемости и ее увеличение в перспективе до уровня, обеспечивающего простой режим воспроизводства;
• повышение уровня здоровья населения, уменьшение смертности и рост средней продолжительности жизни;
• укрепление брачно-семейных отношений и улучшение условий жизнедеятельности семьи;
• совершенствование регулирования миграционных процессов.
Реализация названных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72 — 73 лет в 2015 году.
105. Труд потенц и рынок труда как объекты гос рег: понятие, особен, хар-ки.
Трудовой потенциал
- это общая численность экономически
активного населения, обладающего необходимыми
физическими, психическими и профессиональными
параметрами, обеспечивающими возможность
его участия в трудовой деятельности.
С количественной стороны трудовой потенциал
представляет запасы труда, определяемые
общей численностью трудовых ресурсов,
их половозрастной структурой, образовательным
уровнем и возможностями их использования.
Границы трудовых ресурсов определяются
физиологическими и социально-экономическими
условиями и устанавливаются государством.
Нижняя возрастная граница характеризует
возраст, с которого в данных конкретных
условиях можно считать молодое поколение
потенциальной рабочей силой, а верхняя
граница -это начало пенсионного периода,
тот возраст, за пределами которого трудовая
активность населения снижается. К социально-экономическим
условиям, определяющим границы трудоспособного
возраста, в первую очередь следует отнести
уровень материального благосостояния
населения и требования производства
к общеобразовательной и специальной
подготовке работников. Профессионально-
следующая система показателей:общая численность трудовых ресурсов; среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве; уровень безработицы и занятости населения; состав работающих по полу и возрасту; структура распределения трудовых ресурсов по видам деятельности, формам собственности, сферам производства и отраслям народного хозяйства;уровень образования и профессиональная подготовка кадров; и т.д. Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг. К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.
106. Механизмы гос рег безработицы и занятости.
Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. 1.- меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. 2. - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. Можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном частном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно - денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.
Основные инструменты государственного регулирования: 1. широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. 2. среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. 3. политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. 4.активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
107. Гос. регулирование уровня, качества жизни и доходов населения.
Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Он характеризуется различными компонентами: здоровьем, питанием, жилищем, домашним имуществом, услугами, образованием, условиями труда и отдыха и т.д.
На удовлетворение потребностей направлены меры государственного воздействия, связанные с решением социальных проблем.
Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству, основанного на знаниях общества.
Средством преодоления неравенства и бедности выступает гос. политика доходов. Она осущ. по двум основным направлениям:
1) регулирование доходов населения;
2) перераспределение доходов через государственный бюджет.
Политика перераспределения доходов предполагает:
¦ аккумуляцию
денежных средств в руках
¦ предоставление
населению социальных услуг
¦ финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий,
систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.
Практика
регулирования доходов
¦ государственное регулирование оплаты труда;
¦ индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Главным средством достижения поставленной цели является усиление роли заработной платы как фактора повышения эффективности экономики и обеспечения роста реальных денежных доходов населения. Осн. источником формирования денежных доходов граждан является заработная плата, пенсии, пособия, стипендии.
Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:
¦ законодательное
установление и изменение
¦ налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;
¦ установление
государственных гарантий по
оплате труда. Основу организации
оплаты труда составляет
Важн. направлением гос. политики в нашей стране явл. дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. В нашей стране в последние годы наблюдалась положительная динамика роста доходов населения. Доля малообеспеченного населения сократилась. Это один из лучших показателей среди стран СНГ.
В отечественной практике для характеристики уровня жизни населения в зависимости от поставленных целей и задач также используются различные группировки показателей:
• социально-демографические показатели (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость в целом и по отдельным социальным группам населения; удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности и др.);
• показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и др.);
• показатели, характеризующие состояние окружающей среды (вредные выбросы в атмосфере, уровень шума, обеспеченность питьевой водой и т.д.);
• показатели уровня обеспеченности жильем (общая площадь жилья на одного человека, социальная норма площади жилья на человека и т.д.);
• объемы потребления материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта, обеспеченность товарами длитель-
ного пользования и др.);
• доходы и расходы населения (в целом, по группам и на душу населения).
108. Система социального развития общества в РБ, ее основные компоненты.
Социальная политика РБ
Программой соц.-экономического развития РБ на 2011–2015 гг.
Национальная стратегия устойчивого соц.-экон. развития РБ на период до 2020г.
Важнейшими соц.-эконом. составляющими устойчивого развития явл:
• повышение уровня и качества жизни населения;
• борьба с бедностью;
• изменение структуры потребления и производства;
• охрана и укрепление здоровья;
• улучшение демографической ситуации;
• противодействие криминализации жизни общества.
В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. При этом предполагается формирование и выработка у населения сознательного отношения к биосфере, как фундаменту жизни, соблюдение законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов. Речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"