Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть методы оценки деловых и личных качеств руководителей организации.
Исходя из цели, был поставлен ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты оценки персонала.
2. Показать методы оценки деловых и личных качеств руководителя.
Недостатки: оцениваются только компетенции, а не результаты деятельности; требуется очень высокая степень конфиденциальности; расходы на оплату услуг внешних консультантов; трудно добиться откровенного мнения подчиненных о менеджменте – особенно в России.7
Ассессмент-центр (групповой и индивидуальный)
Ассессмент-центр предназначен для оценки сотрудников по компетенциям под конкретную кадровую задачу. Он может включать бихевиоральное (от англ.behaviour - поведение) интервью, а также кейсы (игровые ситуации), разработанные специально под данный набор компетенций. Выбор содержания ассессмент-центра обусловливается целью его проведения. Для отбора кандидатов на высокие позиции и оценки топ-менеджеров акцент делается на бихевиоральном интервью, для выдвижения сотрудников в кадровый резерв – на деловых играх.
Процедура проведения ассессмент-центра состоит из нескольких этапов.
1. Разработка
модели компетенций. Модель
2. Проведение
деловой игры, в которой проявляются
выбранные компетенции. Тема
3. Индивидуальное
интервью с каждым участником
по результатам игры. В дополнение
к кейсам могут проводиться
различные тесты, например
4. Общая оценка участника игры – сведение оценок. Все наблюдатели высказывают свое мнение о поведении человека во время деловых игр и обсуждают общую оценку каждой компетенции.
5. Предоставление
обратной связи участникам
6. Составление
отчета по итогам ассессмент-
Решения, принимаемые по результатам проведения ассессмент-центра: подбор кандидатов на руководящие должности; выдвижение кандидатов в кадровый резерв.
Преимущества: наиболее объективная оценка; позволяет наиболее полно выявить соответствие работников корпоративной культуре организации; участники ассессмент-центра за время его проведения устанавливают личные контакты друг с другом, что можно рассматривать как важный элемент командообразования в организации.
Недостатки: большие расходы на проведение ассессмент-центра или на покупку технологий для его организации внутри компании; значительные затраты времени, особенно топ-менеджмента, на предварительный инструктаж (около 2 часов), участие в ассессмент-центре (1,5 – 2 дня) и анализ результатов; высокий уровень стресса при получении обратной связи, особенно для амбициозных сотрудников.
Оценка персонала, основанная на использовании компьютера и Интернета
Сегодня на рынке программного обеспечения представлено несколько относительно недорогих программ оценки исполнения. Они позволяют менеджерам фиксировать результаты работы подчиненных в течение всего года, а затем оценивать каждого работника по ряду характеристик. Для поддержки каждого вида оценки программы выдают письменное изложение результатов и выводов.
«Оценщик работников» (Employee Appraiser), разработанный компанией «Austin-Hayne Corporation», представляет собой меню, включающее более 12 оценочных измерений, в том числе зависимость, инициативность, коммуникативность, способность принимать решения, лидерство, суждение, планирование и производительность. Сайт www.performancereview.com позволяет оценивать работников в режиме реального времени на основе их конкурентоспособности, целей и планов улучшения. Для оценки менеджеры могут использовать как предлагаемые характеристики, так и собственные.8
Большое число организаций используют систему электронного мониторинга исполнения, в ходе которого руководители наблюдают за работой подчиненных каждый день и ежедневно оценивают уровень их исполнения. Все чаще используют компьютерные сети, сложные телефонные системы, видео- и аудиосвязь для наблюдения за работниками и ведения учета выполненной ими работы. С одной стороны, работник, зная о ведущемся наблюдении, работает более интенсивно и старается произвести лучшее впечатление на руководство. С другой стороны, мысль о постоянном контроле заставляет его волноваться. Таким образом, желательно, чтобы работники не знали, когда за ними ведется наблюдение, а когда - нет.
Выбор системы оценки персонала зависит от уровня зрелости компании, ее задач и типа корпоративной культуры.
Организационное
окружение предъявляет к
1. Знания и
умения. Современный менеджер должен
знать: закономерности и
2. Личные качества:
- жажду знаний, профессионализм, новаторство, творческий подход к работе.
- упорство, уверенность в себе и преданность к делу;
- нестандартное
мышление, изобретательность,
- психологические способности влиять на людей;
- коммуникабельность и чувство успеха;
- эмоциональную
уравновешенность и
-открытость, гибкость и легкую приспособляемость к происходящим изменениям;
- ситуативное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
- внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
- энергичность и жизнестойкость;
- склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
- ответственность за деятельность и принятые решения;
- потребность работать в коллективе и с коллективом.
3.Этические нормы менеджера применительно к экономике следующие:
- наивысшая производительность и прибыль не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;
- конкуренция
должна осуществляться по
- созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не углубляться в расслоение общества;
- техника должна служить человеку, а не человек технике;
- разумная форма участия работающих в целях корпорации;
- экономика,
в отличие от религии
Менеджер
в своей деятельности с
4.Личные ресурсы.
Менеджер должен иметь и уметь
эффективно распоряжаться
5.Навыки и
способности эффективно
Ограничения
саморазвития. К таким недостаткам
следует отнести неумение
- ориентация
на энергичное и быстрое
- поддержка
постоянного контакта с
- предоставление
людям определенной автономии,
поощряющей их предприимчивость
- рассмотрение
людей как главного источника
повышения производительности
- осуществление
связи с жизнью, усиление акцента
на одну имеющую ключевое
- ограничение своей деятельности лишь тем, что знаешь и умеешь лучше всего;
- внедрение простых форм управления и поддержание немногочисленного управленческого штата;
- обеспечение одновременного сочетания в управлении: свободы в одном и жесткости в другом;
- ориентирование в своих интересах на сугубо человеческую потребность;
- потребность быть хозяином своей судьбы;
- стремление сохранять чувство гордости, которое творит чудеса;
- установление стандартов образцовости и требование их достижения.
Таким образом, собирательный образ эффективного руководителя можно создать, используя в той или иной мере следующий набор свойств:
1. Интеллектуальные способности: ум и логика; рассудительность; проницательность; концептуальность; образованность; знание дела; речевая развитость; любопытство и познавательность; интуитивность.
2. Черты характера личности: инициативность; гибкость; бдительность; созидательность и творчество; честность; смелость и уверенность в себе; независимость; амбициозность; настойчивость и упорство; энергичность; работоспособность; обязательность; участливость.
3. Приобретенные умения: заручаться поддержкой; завоевывать популярность и престиж; организовывать; убеждать; менять себя; быть надежным; шутить и понимать юмор; разбираться в людях.10
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Применение
современных методов объективно
Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.
Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии.