Анализ внешней и внутренней среды и разработка стратегии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ внешней и внутренней среды и разработка стратегии организации.
Объектом данной работы является деятельность ОАО «ГАЗ».
Предмет работы – система стратегического управления ОАО «ГАЗ».
Задачи исследования:
- провести диагностический анализ организации;
- осуществить стратегическое планирование организации;
- разработать стратегию конкуренции организации;
- провести оценку эффективности стратегии;
- разработать антикризисные методы управления организацией.

Содержание

Введение
1. Методы исследования
2. Цели и критерии организации
3. Ранжирование проблем управления
4. Структурный анализ отрасли
5. STEP-анализ
6. SWOT-анализ организации
7. Оценка конкурентоспособности продуктов и услуг
8. Оценка ключевых факторов успеха
9. Прогноз показателей организации
10. Ценовая стратегия
11. Финансовый план
12. Выбор стратегии конкуренции
13. Модель стратегии в зависимости от факторов рынка
14. Экономическая эффективность
15. Антикризисные методы управления предприятием
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

стратег менед ГАЗ.doc

— 800.50 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2

 

 
  • Повышение цен на продукцию отечественных производителей вследствие увеличения издержек, перехода на новые экологические стандарты, жестких требований к инвестиционным программам при недостаточном улучшении потребительских характеристик;
  • Недостаточное, не оправдывающее цену, качество автомобилей, обусловленное устаревшим оборудованием и невозможностью его замены из-за недостаточности средств на такую модернизацию;
  • Отсутствие внятной, системной поддержки со стороны государства – различных кредитных программ, льгот на ввоз, приобретение оборудования за рубежом, специальных таможенных режимов, заградительных пошлин, правового поля для предпочтительного создания СП на базе отечественных предприятий, налоговых льгот, программ целостного, сбалансированного развития всех, либо стратегически важных отраслей экономики в целом;
  • Укрепление доллара по отношению к рублю;

Рост импорта подержанных автомобилей вследствие изменения налогового законодательства в плане уплаты НДС.

Предсказуемо ли поведение конкурентов?

Не предсказуемо

Каковы барьеры вхождения в отрасль по новым видам продукции?

Существует риск внесрочного введения экологических стандартов Евро-4, Евро-5  в странах СНГ и ДЗ

Причина:

  • Активное лоббирование ввода новых экологических стандартов со стороны экологических организаций.

Каковы барьеры ухода из отрасли по старым видам продукции?

Низкие барьеры

Насколько уникальны цели и стратегия основных конкурентов?

Экспансия мировых лидеров и китайских производителей на рынки СНГ, в том числе  путем локализации производства.

Как может повлиять развитие технологий на интенсивность конкуренции?

Очень сильно может повлиять развитие технологий на интенсивность конкуренции.

Какова конкурентоспособность других крупных организаций?

Внедрение систем кредитования и лизинга импортных производителей

Причина:

Наличие выгодных кредитных программ у импортных производителей за счет использования дешевых источников кредитования.


 

Окончание таблицы 2

 

Можно ли отвоевать рынок производства с помощью ценовой конкуренции?

Происходит ужесточение конкуренции (ценового давления) со стороны иностранных производителей.

ОАО «ГАЗ» повышает цены на продукцию.

Причина:

Расширение модельного ряда автомобилей;

Модернизация конструкции автомобилей;

Выполнение требований по безопасности и переходу на экологические нормы Евро-4 (2011г.);

Повышение цен на продукцию поставщиков предприятия.

Влияние на бизнес ОАО «ГАЗ»:

Снижение конкурентоспособности продукции по цене.


 

 

Данные табл. 2 показывают высокую степень привлекательности рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. STEP-анализ

 

Комплексный анализ внешней среды государства, федерального округа, региона, муниципального образования и организации может быть сделан с помощью методики STEP-анализа (приложение 3).

В разрезе конкурентных условий ОАО «ГАЗ» осуществляет и намерено в дальнейшем осуществлять деятельность на рынке комплектующих изделий для производства автомобильной техники.

Учитывая, что производство комплектующих ОАО «ГАЗ» непосредственно связано с производством автомобильной техники предприятиями Группы «ГАЗ», основными географическими рынками сбыта продукции ОАО «ГАЗ» являются РФ и другие страны СНГ. В качестве стран потенциального экспорта рассматриваются: Болгария, Вьетнам, Гвинея, Иран, Ирак, Литва, Латвия, Нигерия,  Индия.

Компания стабильно усиливает свои позиции на рынке стран СНГ, сходных по социально-экономическим показателям с Россией, при этом продажи увеличиваются не только на традиционных для ОАО «ГАЗ» рынках Украины и Казахстана, но и на новых рынках - Азербайджан, Армения, страны Средней Азии.

В долгосрочной перспективе Компания ставит своей целью удерживать продажи комплектов на экспорт с небольшим ростом.

Таким образом, данный вид бизнеса является доходным, отрасль находится в стадии развития. В регионе сложилась сравнительно благоприятная ситуация, которая позитивно влияет на развитие бизнеса, при условии его конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

6. SWOT-анализ организации

 

Метод основан на построении квадратной матрицы, в которой экспертным методом формируются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы стратегического развития.

SWOT–анализ ОАО «ГАЗ»  приведен в табл. 3.

Таблица 3

SWOT–анализ

 

Ранг важиости

сильные стороны

Ранг важиости

слабые стороны

1

Устойчивые позиции Бизнеса на рынке легких коммерческих автомобилей (наличие соответствующего продукта);

1

Относительно низкое качество продукции;

2

Ценовое преимущество по сравнению с конкурентами во всех сегментах;

2

Устаревшее оборудование с высоким уровнем  износа;

3

Наличие собственной научно-технической базы;

3

Отсутствие гаммы современных и надежных двигателей, не контролируется их производство;

4

Наличие производственной инфраструктуры, свободных площадей и оборудования;

4

Отсутствие сервиса по конкурентоспособным финансово-кредитным услугам;

5

Наличие ключевой компетенции во всех технологических переделах, участвующих в производстве автомобилей (кроме двигателей);

5

Отсутствие системы управления издержками на всех стадиях создания продукта.

6

Наличие дилерской сети, доступность запчастей и сервиса в любой точке РФ и в странах СНГ.

   

7

Наличие краткосрочной стратегии развития предприятия

   

8

Эффективный менеджмент линейного руководства

   

9

Высокая квалификация производственного и управленческого персонала

   

 

 

Продолжение таблицы 3

 

 

возможности

 

угрозы

1

Растущий рынок РФ во всех сегментах Бизнеса

1

Приход новых конкурентов (Форд Мотор Компании, Renault по легковым, Kia и Hyundai, китайские производители по LCV) на традиционные рынки РФ;

2

Защита внутреннего рынка, поддержка со стороны федеральной власти

2

Негативный преувеличенный имидж отечественного производителя.

3

Более быстрый рост рынка стран СНГ по сравнению с РФ, играющий все более важную роль в продажах ОАО «ГАЗ»

   

4

Возможность освоения рынков дальнего зарубежья (Восточная Европа, ЮАР, азиатские страны)

   

 

Степень влияния факторов SWOT–анализа на конкурентоспособность производимой продукции

  • Сильные стороны бизнеса завода в сочетании с возможностями оказывают высокое влияние на конкурентоспособность продукции;
  • Слабые стороны бизнеса завода в сочетании с угрозами оказывают среднее влияние на конкурентоспособность продукции.

Факторы/события, которые могут улучшить результаты:

- Развитие рынка  поставщиков, включая приход иностранных производителей – вероятность средняя;

- Развитие отношений  с зарубежными партнерами –  вероятность средняя.

- Мнения органов  управления завода относительно  представленной информации совпадают.

Для эффективного использования благоприятных факторов ОАО “ГАЗ” предлагаем:

  • Реализовать стратегию модельного года – постепенная ежегодная модернизация легкового автомобиля, улучшение его потребительских характеристик;
  • Проводить мероприятия по модернизации легких коммерческих грузовиков и микроавтобусов;
  • Внедрять прогрессивные методы управления производством на базе производственной системы Toyota.

Для снижения негативного эффекта неблагоприятных факторов и условий ОАО “ГАЗ” предлагаем:

  • Активизировать работу с зарубежными поставщиками;
  • Проводить работу с поставщиками по повышению прозрачности их ценообразования;
  • Улучшать качество продукции;
  • Максимально реализовывать экспортный потенциал продукции;
  • Максимально снижать издержки, в т.ч. энергопотребление;
  • Предельно внимательно подходить к решению маркетинговых и финансовых вопросов при модернизации;
  • Лоббировать интересы отечественной автомобильной промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Оценка конкурентоспособности продуктов и услуг

 

Конкурентное преимущество – высокая компетенция организации в какой-либо области, которая обеспечивает наилучшие по сравнению с конкурентами возможности производства продукции, работ или услуг с наименьшими затратами и наилучшим качеством, что увеличивает число потребителей и расширяет целевые сегменты рынка.

Конкурентные преимущества ОАО «ГАЗ»   представлены в табл. 4.

Таблица 4

Конкурентные преимущества ОАО «ГАЗ»

 

Макроподсистемы организации

Краткая характеристика преимуществ

Система управления

Эффективный менеджмент линейного руководства

Наличие краткосрочной стратегии развития предприятия

Техническое развитие

Наличие собственной научно-технической базы

Наличие ключевой компетенции во всех технологических переделах, участвующих в производстве автомобилей (кроме двигателей)

Производство

Наличие производственной инфраструктуры, свободных площадей и оборудования

Персонал

Система работы с персоналом, нацеленная на повышение квалификации кадров

Экономика и финансы

Ценовое преимущество по сравнению с конкурентами во всех сегментах

Маркетинг

Известный лидер рынка в отрасли автомобилестроения

Доля на региональном рынке составляет 65 %

Наличие дилерской сети, доступность запчастей и сервиса в любой точке РФ и в странах СНГ.


 

Вывод: как следует из анализа конкурентных преимуществ, ОАО «ГАЗ»   имеет преимущества по каждой из макроподсистем организации.

В модели конкуренции М. Портера анализ конкуренции основывается на определении пяти конкурентных сил, воздействующих на предприятие. Конструктивный анализ основополагающих факторов конкуренции в смежных отраслях экономики сформулирован как «пять сил»:

1. Конкуренция рассматривается  как соперничество между продавцами  товаров отрасли, а конкурентная  сила создается за счет использования  лучшей рыночной позиции «цена-качество»  и фокусирования на определенных  сегментах рынка, где они сильнее.

2. Поставщики оказывают конкурентное  давление, возникающее из-за возможности  использовать силу за счет  «уторговывания цены».

3. Организации-конкуренты из других  отраслей оказывают конкурентное  давление путем предложения на  рынок товаров-заменителей из других отраслей экономики.

4. Покупатели также оказывают  конкурентное давление, возникающее  из-за возможности использовать  рычаги («силу») снижения цены за  счет более выгодных для них  условий.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды и разработка стратегии организации