Анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО "Пластик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:58, дипломная работа

Краткое описание

Проведён анализ среды, определена существующая проблема и пути её решения

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , 3

Глава 1. Анализ существующего положения предприятия . . . . . . . 6
1. Краткая характеристика ОАО "Пластик" . . . . . . . . . . . 6
2.Анализ среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1. Анализ внешней среды, STEEP – анализ . . . . . . . . . . . .15
2.Анализ внутренней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.SWOT – анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.Анализ существующей проблемы . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 2. Изменение среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.1. Предложения по изменению . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

2.2. Программа изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

2.3. Как будет представлять предприятие после изменения . . . . . . 48

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Вложенные файлы: 1 файл

КурсовикАнализСреды.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

      Анализ  среды  дальнего  воздействия

      Среда дальнего воздействия создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев эта среда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния этой среды на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций [8]..

      Изучение  экономической компоненты среды косвенного воздействия позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы.

      Анализ  правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений. Он даёт организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

      Политическая  составляющая среды косвенного воздействия  изучаться в

 

 Таблица 6

Сравнительный анализ цены, ассортимента и конкурентных преимуществ производителей автокомпонентов

п/п

Предприятия Ассортимент Заводы  потребляющие

данную  продукцию

 
Объём поставок (%)
Цена  на продукцию по сравнению с ценой

ОАО "Пластик"

Наличие высококачественного  оборудования Качеств о  продукции по  данным  АвтоВАЗ-портала    (по 5-ти бальной шкале) Надежность  в отношении с потребителем  
Конкурентные  преимущества
  Наличие  СМК  по

ISO 16949

литьё   потолки обивки  дверей подлокотники панели  приборов бампера
1.  
ОАО "Пластик"

(г. Сызрань)

 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
АвтоВАЗ

GM,

ИжАвто

63

11

6

 
-
   
3
 
надёжный  поставщик
близость  к  потребителю, уникальные технологии  
-
2. ОАО "БРТ"

(г. Балаково)

   
+
        АвтоВАЗИжАвто  
≈ 20
 
ниже
   
3
надёжный поставщик дешёвое

сырьё

 
+
3. ЗАО "ПХР"

(п. Винтай)

   
+
        АвтоВАЗ

GM

 
≈ 20
 
на уровне
 
+
 
5
 
отличный  поставщик
современные технологии, лучшее качество  
+
4. ЗАО "СЗПИ"

(г. Тольятти)

     
+
      АвтоВАЗ

GM

 
≈ 30
 
ниже
   
4
надёжный поставщик дешёвое

сырьё

 
-
5.  
ЗАО "Пластик"

(г. Челябинск)

 
+
          АвтоВАЗ

ИжАвто

УАЗ

 
≈ 25
 
на уровне
   
4
 
надёжный  поставщик
   
+
6. ООО "Автокомпонент"

(г. Нижний Новгород)

      + +   АвтоВАЗ

ИжАвто

 
≈ 20
 
ниже
 
+
 
3
надёжный поставщик современный дизайн продукции  
+
7. ЗАО "Химформ"

(г. Балаково)

 
+
          АвтоВАЗ

УАЗ

 
≈ 15
 
 
выше
   
3
ненадёжный  поставщик    
-
8. ЗАО "Полад"

(г. Тольятти)

          + АвтоВАЗ

GM

 
≈ 35
 
ниже
 
+
 
4
отличный поставщик современное оборудование +

 

первую, очередь для, того, чтобы иметь  ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и  о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

      Изучение  социальной компоненты среды косвенного воздействия  направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как:

- отношение людей к работе и качеству жизни;

- существующие в обществе обычаи и верования;

- разделяемые людьми ценности, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п.

      Анализ  технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

      Анализ  среды дальнего воздействия проведём методом STEEP – анализа.

      S (social) – социальные факторы;

      Т (technological) – технологические факторы;

      E (economical) – экономические факторы;

      E (environmental) – экологические факторы;

      P (political) – политические факторы.

      Анализ  проведён методом экспертных оценок специалистами ОАО "Пластик",  данные  приведены в таблице 7.

      Качественная  оценка осуществлялась по 9-бальной  шкале:

      - 1 – влияние очень слабое;

      - 2 - 4 – слабое;

      - 5 - 6 – влияние существенное;

      - 7 - 8 – влияние значительное;

      - 9 – влияние сильное.  

 

      

      Таблица 7

       STEEP - анализ среды дальнего воздействия ОАО "Пластик"

Факторы среды Знак

влияния

Качественная

оценка

Балльная

оценка

Вес Важность

Фактора

(Балл*Вес)

Критический синтез
  Социальные  факторы            
1. Рост  благосостояния (уровня доходов) + существенное 5 0,05 0,25  
Увеличить выпуск  автокомпонентов
2. Активная политика автокредитования населения + значительное 7 0,1 0,7  
Увеличить выпуск автокомпонентов
  Технологические факторы            
3. Спад российского  автопрома - сильное 9 0,1 -0,9 Поиск потребителей в других отраслях
4. Рост импорта  иномарок - значительное 7 0,05 -0,35 Добиваться  через депутатский корпус ввода  пошлин
5. Рост  производства иномарок российской сборки + существенное 6 0,075 0,45 Стать поставщика на российские заводы по сборке иномарок
6. Программа   локализации производства   комплек-  тующих  для  иностранных сборочных  производств на территории  РФ ( до 50%  к 2012 г.) + существенное 6 0,075 0,45 Стать системными поставщиками (от проектирования узлов и оснастки до производства узлов, а не комплектующих)
7. Строительство и открытие новых заводов по производ-ству  иномарок (Рено, Ниссан, Форд, GM и др.) + слабое 3 0,05 0,15 Стать системными поставщиками (от проектирования узлов  и оснастки до производства узлов, а не комплектующих)
  Экономические факторы            
8. Общий рост экономики  РФ + слабое 2 0,05 0,10  
9. Высокий уровень  инфляции - существенное 5 0,05 -0,25 Поиск новых  источников пополнения оборотных средств
10. Сокращение  ценового разрыва между российским и иностранным автомобилем - существенное 5 0,075 -0,375 Модернизация  производства и повышение качества комплектующих
11. Рост  численности специалистов с высшим образованием + слабое 3 0,05 0,15  Привлечение  более квалифицирован -ных кадров
  Экологические факторы            
12. Введение экологических  стандартов на российские автомобили Евро-3 и Евро-4 - очень слабое 1 0,05 -0,05  
  Политические  факторы            
13. Постановление  Правитель -ства  РФ  о снижении (отмене)  пошлин  на  импортные  автокомпоненты - значительное 7 0,1 -0,7 Модернизация  производства и повышение качества производства собственных  автокомпонентов
14. Одобрение Правительством РФ среднесрочного плана развития отечественного автомобилестроения + значительное 8 0,075 0,6 Модернизация производства и повышение качества производства собственных  автокомпонентов
15. Создание особой экономи- ческой  зоны (ОЭЗ)  в  г. Тольятти + существенное 6 0,05 0,3 Создать совместное предприятие с иностранной фирмой по производству сидений в ОЭЗ
 
 

 

     

      Весовая оценка назначалась экспертами по каждому  фактору так, чтобы суммарный  весовой коэффициент по всем факторам  был равен 1.

    На  основании данных таблицы 7 построен график "Фактор среды – Важность" (рисунок 3). 

    Важность

     Фактор среды

    Рис.3 – График "Важность – Фактор среды" 

     Из графика видно, что площадь графика выше и ниже оси ОХ примерно одинаковая, что говорит о наличии как позитивных, так и негативном факторов влияния внешней среды на деятельность ОАО "Пластик", предприятию необходимо минимизировать негативные факторы.

    Анализируя  факторы влияния среды дальнего воздействия, можно сформулировать требования этой среды:

    - рост благосостояния населения  влияет на покупательский уровень  и отдачу предпочтения качественным  недорогим иномаркам взамен российским автомобилям;

    - выравнивание цен между иностранными  и российскими автомобилями, отмена (снижение) таможенных пошлин на импортные автокомпоненты создаёт угрозу потери рынка сбыта производимых в настоящее время автокомпонентов;

    - определение программы локализации автомобильных комплектующих для иностранных сборочных производств  на территории РФ и спад российского автопрома  требует наличия системы менеджмента качества выпускаемой продукции, модернизации производства и повышения качества производимых узлов в замен комплектующих. 

      1. Анализ  внутренней среды

     Внутренняя  среда организации - это та часть  общей среды, которая находится  в рамках организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

       Внутренняя среда имеет несколько срезов:

      Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наём, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и содержание отношений между работниками и т.п. [18].

      Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

      В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

      Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции.

      Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.

      Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая  так же, как вышеперечисленные  срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. [8, с. 48 - 54]

      Внутренняя  среда ОАО "Пластик" характеризуется следующими критериями. 

      Кадры.

      Среднесписочная численность работников ОАО "Пластик" за 2010 г. составила 4 606 чел., в  т.ч. промышленно-производственный персонал (ППП) – 4 532 человека.

      По  отношению к 2009 г. среднесписочная  численность уменьшилась на 194 чел., основных рабочих снизилась на 201 чел., РСиС снизилась на 28 чел. Численность  вспомогательных рабочих в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 36 человек, в связи с вводом в структуру ОАО "Пластик" отдела режима и контроля.

      В 2010 г. фонд заработной платы составил  580 786 470 руб., средняя заработная плата  одного работающего 10 507 руб. По отношению к 2009 г. увеличение заработной платы составило 50,6% в связи с увеличением объемов производства.

      Производительность  труда на одного работника за 2010 год составила в денежном выражении 3,02 млн. рублей, по сравнению с 2009 годом выросла ≈ в 1,5 раза.

      Рост  производительности труда на одного рабочего связан с увеличением объёма выпуска продукции для ОАО "АвтоАВЗ".

        В 2010 г. расходы на социальные  нужды для работников предприятия  и благотворительность составили  37 019 664 рублей. 

      Квалификация  менеджеров среднего уровня имеет не столь высокую оценку, как высшее руководство, но позволяет справляться с вопросами планирования и контроля. Кадровая политика общества направлена на поиск молодых специалистов среди студентов старших курсов ВУЗов близлежащих городов, обучающихся на «отлично» по требуемой специальности. Для чего проводит конкурсы дипломных работ среди избранных кандидатов.

      Среди рабочих основного производства периодически проводится аттестация, направленная на выявление оценки соответствия уровню знаний и навыков работы по специальности. Проводится переобучение, повышение уровня квалификации. Руководство ОАО "Пластик" мотивирует персонал предоставлением социальных гарантий, дешевым питанием в столовой предприятия, доставкой служебным транспортом, предоставлением путёвок в лагеря отдыха для детей сотрудников с существенной скидкой и пр., но нет главного мотивационного фактора – достойной зарплаты. 

      Организация управления.

      Структура управления ОАО "Пластик" приведена  в Приложении 1. В условиях выпуска массовой крупносерийной продукции, когда производственные технологии меняются медленно, а внешняя среда относительно стабильная ОАО "Пластик" имеет линейно-функциональную структуру управления. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально - психологические характеристики и связи. Недостаток такой структуры состоит в медленном принятии решений, поскольку последние проходят по всей иерархии управления между подразделениями.

      Стиль управления ОАО "Пластик" - командно-административный. Высшее руководство обществом в  составе Председателя Совета директоров, финансового директора, директора по снабжению и сбыту, начальника отдела маркетинга и логистики – это хорошо знающий своё дело высококвалифицированный персонал.

      Производство.

      Товарная  продукция за 2010 г. в действующих  ценах составила                 4 401 млн. рублей, уровень объемов производства в сопоставимых ценах к 2009 г. составил 180,4%.

      В условиях общего экономического роста  в стране, после кризиса 2008-2009 г.г. ОАО "Пластик" в 2010 г. увеличил объемы производства и реализации продукции  из-за повышения спроса со стороны  заказчиков - крупнейших отечественных автопроизводителей "АвтоВАЗ", "ДжиЭмАвтоВАЗ".

      Объем реализации готовой продукции составил 4 430 млн. руб.

      Выручка от общей реализации всей продукции  в 2010 г. составила 5 333 млн. руб., в 2009 г.- 3 162 млн. руб.

      По  итогам работы за 2010 г. прибыль от реализованной продукции составила 412 784 тыс. руб., в 2009 г. -52 087 тыс. руб.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО "Пластик"