Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа
К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.
Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты системы управления персоналом…………………….4
1.1 Персонал как объект управления………………………………………....4
1.2 Методы управления персоналом…………………………………………8
1.3 Система управления персоналом предприятия………………………….9
II. Эффективность управления персоналом, оценка и стимулирование………12
2.1 Оценка эффективности управления персоналом……………………...12
2.2 Процесс стимулирования труда ………………………………………..13
III. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары»…………………………………...22
3.1 Организационно-правовая характеристика магазина «Очень нужные товары»…………………………………………………………………………...22
3.2 Анализ существующей кадровой политика магазина «Очень нужные товары»…………………………………………………………………………...26
3.3 Выявление проблемы в системе управления персоналом в магазине «Очень нужные товары»………………………………………………………...30
3.4 Предложения по усовершенствованию управления персоналом…….32
Заключение………………………………………………………
2.1 Оценка эффективности управления персоналом
Эффективность управления персоналом характеризуется качеством, полнотой и своевременностью выполнения каждым работником своих функциональных обязанностей с учетом результатов работы предприятия в целом. При этом численные показатели эффективности определяются путем соотношения затрат и результатов труда. Процедура оценки эффективности управления персоналом происходит так: 1. Затраты труда 2. Результаты труда. Полученные оценки эффективности управления персоналом обычно учитываются при стимулировании работников и их аттестации, используются для обоснования перемещения работника в должности.
Затраты на персонал подразделяются на два крупных блока: основные расходы и дополнительные расходы. Основные расходы отражают оплату результатов труда; к ним относятся заработная плата, оклады штатных и внештатных сотрудников и прочие выплаты. К дополнительным относятся расходы, которые образуют две группы: расходы, основанные на тарифах и законодательных актах, и расходы на социальное обслуживание.
К первой группе обычно относят затраты на технику безопасности, отчисления работодателя на социальное страхование и страхование от несчастных случаев, оплачиваемые больничные листы, отпуска, оплату особых достижений, оплату подготовки и повышения квалификации работников, прочие расходы (единовременные пособия и т.п.).
Ко второй группе относятся полная
или частичная компенсация
В составе расходов на производство затраты на персонал могут быть рассчитаны на единицу мощности или на единицу прироста производства продукции, работ или услуг. Это удельные затраты на персонал, которые учитываются при составлении планов предприятий для анализа эффективности системы управления персоналом. Удельные затраты на персонал позволяют определить потребность в финансовых ресурсах для обеспечения предприятия кадрами. Расчет показателя нормативных удельных затрат осуществляется индексным методом по формуле:
УЗн = УЗф * Ич * Ир вр * Икв,
где УЗН — удельные затраты на персонал — нормативные;
УЗф — удельные затраты на персонал;
Ич— коэффициент изменения
Ир вр — коэффициент изменения рабочего времени;
Икв — коэффициент изменения квалификации.
Для интегральной оценки эффективности управления персоналом используется показатель статистической эффективности, исчисляемый как отношение балансовой прибыли к затратам на управление по формуле:
Эстат = ПБ / ЗУ
где: Эстат — статистическая эффективность управления (балансовая прибыль на 1 руб. затрат на управление);
ПБ — балансовая прибыль, руб.;
ЗУ — затраты на управление, руб.
2.2 Процесс стимулирования труда
Вознаграждением за труд является заработная плата. Существуют различные определения понятия «заработная плата». Наиболее распространенным можно считать следующее: «Заработная плата — денежный эквивалент части стоимости созданного продукта, который получают те, кто создали данный продукт».
Заработная плата является материальным стимулом для работников, создающих материальные и духовные блага.
Наибольшее распространение получили две системы оплаты 'труда: сдельная и повременная.
Сдельная оплата труда зависит от объема выработки продукции и от расценок на единицу продукции. Заработок (3) определяется произведением расценки (Р) на объем выполненной работы (V):
3 = P-V,
Существуют следующие виды сдельной заработной платы: прямая сдельная, сдельно-премиальная и сдельно-прогрессивная;
Для использования сдельной системы оплаты труда необходимы определенные условия:
При повременной системе оплаты
труда заработок каждого
Наибольшее распространение в нашей стране получили две системы повременной оплаты труда: прямая повременная и повременно-премиальная, графически представленные на рис.
повременно-премиальная
Прямая повременная
Для реализации повременных форм оплаты труда тоже необходимы определенные условия. В частности, необходимо установить нормы: времени, обслуживания, времени обслуживания, численности.
Норма времени — количество рабочего времени, установленное для выполнения определенной работы.
Норма обслуживания — количество единиц оборудования, закрепляемое за одним рабочим (или группой рабочих).
Норма времени обслуживания — время, установленное для обслуживания единицы оборудования.
Нормы численности — численность работников, необходимая для выполнения конкретного объема работ.
Для изучения затрат рабочего времени и времени работы оборудования на предприятиях различных областях промышленности используются методы непрерывных замеров рабочего времени и моментальных наблюдений. К методам непрерывных замеров рабочего времени относятся хронометраж, фотохронометраж, фотография рабочего времени (серия снимков, сделанных в процессе работы и фиксирующих движения работников). При этом хронометраж подразделяется на сплошной (непрерывный), выборочный и цикловой.
Фотография рабочего времени подразделяется на фотографию рабочего дня и фотографию рабочего процесса.
Существуют также различные способы наблюдения. Визуальные наблюдения с использованием приборов измерения проводятся как
непосредственно на рабочем месте, так и дистанционно, с помощью телевидения. Автоматическая регистрация процессов и времени предполагает использование видеозаписи, осциллографической записи.
Рабочее время обычно подразделяется
на время работы и время перерывов.
Время работы, в свою очередь, подразделяется
на время, необходимое для выполнения
производственного задания, и на время,
не обусловленное выполнением производственного
задания. Время выполнения производственного
задания подразделяется на время подготовительно-
Время выполнения производственного задания обычно нормируется. Рабочее время, не обусловленное выполнением производственного задания, подразделяется на время непроизводительной работы и время случайной работы. Это время, как правило, не нормируется.
В составе перерывов обычно выделяются перерывы по организационно-техническим причинам (не нормируются), перерывы, вызванные нарушениями трудовой дисциплины (не нормируются), время на отдых и личные надобности (регулируется).
На большинстве
В государственных учреждениях
и на казенных предприятиях Российской
Федерации действует 18-разрядная
тарифная сетка, в соответствии с
которой производится оплата труда,
базирующаяся на величине минимальной
оплаты труда и поправочных коэффициен
Наряду с индивидуальными
Мотивация — это побуждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации.
Чтобы осуществлять мотивацию, необходимо представлять себе потребности работников и ожидаемое ими вознаграждение, причем под потребностями здесь понимается ощущение человеком физиологически или психологически недостатка чего-либо, а под вознаграждением — все то, что человек считает ценным для себя.
Многочисленные теории мотивации принято подразделять на содержательные и процессуальные. Первые акцентируют внимание на содержании потребностей, а вторые — на процессе мотивации.
Существует также теория справедливости, которая утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия. Они сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей. Если человек не считает справедливым получаемое им вознаграждение, он значительно снижает интенсивность и качество труда.
Л. Портер и Э. Лоуллер разработали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно их модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.
К процессуальным можно отнести также теорию постановки целей Э, Лока, который исследовал процесс стимулирования целей и формирования мотивов посредством постановки целей.
Процесс постановки целей по Э. Л оку заключает в себе четыре этапа:
Теория постановки целей утверждает, что уровень исполнения работы в значительной степени зависит от характеристик целей. Этих характеристик тоже четыре:
1) сложность цели;
2) специфичность ;цели;
3) приемлемость цели;
4) приверженность цели.
Сложность цели определяет степень профессиональности исполнения.
Специфичность цели отражает степень ее определенности и ясности. Приемлемость цели отражает восприятие человеком этой цели как его собственной.
Приверженность цели — это готовность человека прилагать усилия для ее достижения.
Удовлетворенность работника — последний этап процесса мотивации, этот этап не просто завершает процесс, но и является исходным пунктом для нового цикла постановки целей и мотивации. На удовлетворенность оказывает влияние оценка результата работы самим работником и оценка со стороны окружающих (сослуживцев, руководства).
Изучение мотивации поведения работников и стимулирования трудовой деятельности позволяет составить определенный мотивационный комплекс каждого работника, группы и персонала в целом.
Мотивационный комплекс — это система причин, лежащих в основе поведения личности, группы или персонала в целом. Все множество мотивов, воздействующих на поведение человека, можно подразделить с некоторой условностью на пять больших групп.
Мотивы приобретения связаны с получением вознаграждения за результаты деятельности.
Мотивы безопасности — детерминированные стремления индивида избежать штрафных санкций за результаты своей деятельности, если они не соответствуют целям управления.
Мотивы энергосбережения — выбор при прочих равных условиях такого рода деятельности, которая требует меньших затрат физических и духовных сил, а также меньшего психологического напряжения.
Мотивы подчинения — зависимость работника от групповых норм поведения и ролевых предписаний,
Мотивы удовлетворения базируются на получении положительных эмоций от процесса и результата труда.
Все эти группы мотивов воздействуют на поведение каждого работника в трудовом коллективе, но сила действия того или иного мотива в различные периоды и в зависимости от конкретных обстоятельств неодинакова.
Однако такая
Мотивы подчинения заслуживают особого внимания, так как они наиболее тесно связаны с мотивационным комплексом коллектива. Набор этих мотивов во многом определяется национальным менталитетом, уровнем образования и культуры работников, степенью развития общества в целом.
Так например, американский социолог Э. Мэйо в ходе знаменитых Хоторнских экспериментов, проводившихся в 1927—1931 гг., обнаружил специфические нормы поведения, которые определяли мотивы подчинения работников на многих предприятиях США того времени. К этим нормам относились следующие: