Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:43, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Гарантией и фундаментом осуществления публичной власти, в том числе муниципальной, является четкое разграничение полномочий между органами власти. Местное самоуправление выступает на сегодняшний день важнейшим элементом государственного устройства Российской Федерации, на который возложено самостоятельное выполнение особо важных функций: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование.
6. Граждане осуществляют местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления, причем наличие выборных органов является обязательным.
7. Эта деятельность учитывает исторические и иные местные традиции, что позволяет строить местное самоуправление в соответствии с местной спецификой природно-географического, экономического характера.
Местное самоуправление в политической системе России представляет собой особый институт, включающий в себя государственные и общественные начала.
С одной стороны, местное самоуправление обладает признаками властного, государственного института:
1. Право принятия (издания) правовых актов, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Отличие этих актов от актов органов государственной власти состоит только в локальности территории, в пределах которой эти акты действуют, но в этом отношении есть прямая аналогия с актами органов государственной власти субъектов РФ, действие которых также распространяется только на часть территории России.
2. Законодательно установленную
ответственность за
3. Право создавать муниципальные
органы охраны общественного
порядка - органы в системе местного
самоуправления, имеющие законодательно
установленные полномочия
С другой стороны, местное самоуправление как одна из форм самоорганизации граждан имеет признаки общественного института:
1. Структура органов местного
самоуправления и разделение
полномочий между органами
2. Вопросы, отнесенные к компетенции
местного самоуправления, могут
решаться местными
3. Население муниципальных
4. Одним из элементов системы
местного самоуправления
5. Население имеет право
Указанный двойственный характер местного самоуправления вызван его природой. Местное самоуправление как наиболее приближенная к населению власть возникает из необходимости решать вопросы местного значения на определенной территории, обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения и поэтому действует в непосредственной связи с населением, приобретая формы как государственного, так и общественного института.
Итак, местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государства. С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на развитие демократического гражданского общества.
Прежде чем приступить к раскрытию темы, считаю, что необходимо сказать несколько слов о том, что же такое местное самоуправление, каковы его принципы, функции.
В ст. 3 п. 1 «Европейской Хартии местного самоуправления» сказано, что «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»16.
Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.17 Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
«Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная, и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
Местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия:
1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования, граждане;
2) местное самоуправление (особая
форма демократического
3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;
4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти - самостоятельность;
5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность;
6) местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения;
7) в местном самоуправлении
Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
1) самостоятельность решения
2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.
Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). Согласно статье 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет;
4) ответственность органов
5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
7) законность в организации и
деятельности местного
8) гласность деятельности
9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
10) государственная гарантия
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. К ним относятся:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения
5) охрана общественного порядка;
6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, Федеральными Законами, Конституциями, Уставами и законами субъектов РФ18.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы, других форм) так и через органы местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:
- представительные органы местного самоуправления;
- иные органы местного
В общем виде, по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь), органы муниципального управления могут быть разделены на представительные и исполнительные.
В Конституции РФ нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что их не должно быть. Наряду с выборными органами местного самоуправления в ч. 2 ст. 130 Конституция РФ называет другие органы местного самоуправления, т.е. перечень органов местного самоуправления носит открытый характер. Если в специальных Федеральных Законах, регулирующих отношения в системе местного самоуправления, не упоминается вообще об исполнительных органах местного самоуправления, то в нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены значительными полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций.
Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются:
1. Обязательности представительных органов в системе местного самоуправления - Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено обязательное наличие в муниципальном образовании выборного органа местного самоуправления.
2. Принцип выборности - представительные органы местного самоуправления формируются на основе всеобщего, равного, общего избирательного права, путем тайного голосования.
3. Принцип представительного
4. Принцип самостоятельности - наделение представительных органов местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
5. Принцип ответственности представительного органа местного самоуправления - т. е. ответственность представительного органа наступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа.
6. Принцип обеспечения
7. Принцип гласности в работе представительных органов местного самоуправления - представительные органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ.
8. Принцип коллегиальности
- представительный орган
местного самоуправления
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления.