Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:43, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Гарантией и фундаментом осуществления публичной власти, в том числе муниципальной, является четкое разграничение полномочий между органами власти. Местное самоуправление выступает на сегодняшний день важнейшим элементом государственного устройства Российской Федерации, на который возложено самостоятельное выполнение особо важных функций: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование.
В другой модели глава местного самоуправления избирается из числа депутатов муниципального Совета. «Слабость» главы местного самоуправления заключается в полной подконтрольности и подотчетности муниципальному Совету: Глава не имеет права вето, пределы его прав по формированию и руководству администрации ограничены решениями муниципального Совета, полномочия которого значительно расширены, и помимо правотворческой и контрольной функций могут включать и распорядительство.(рис.1.2)
Рис. 1.2 Схема модели
«Слабый глава местного самоуправления – муниципальный Совет»
Так Устав города Воронежа относит к числу полномочий муниципального Совета ряд функций администрации: установление правил торговли и бытового обслуживания, установление порядка перевода жилых домов муниципального фонда в нежилые. Согласно Уставу г. Воронежа кроме определения порядка управления объектами муниципальной собственности, муниципальный Совет решает ряд вопросов, связанных с распоряжением муниципальной собственностью, что делает позиции представительного органа значительно сильнее и устойчивее.
Эта форма подходит для малых городов, управлять которыми не так сложно, и поэтому не так важно иметь сильное централизованное руководство.
Существуют муниципальные образования в которых глава местного самоуправления не предусматривается. Совет наделен законодательными и исполнительными полномочиями. Глава исполнительной власти - городской управляющий, который назначается советом и может быть смещен советом. Задачи управляющего формирование администрации, руководство ежедневной работой администрации, разработка бюджета. (рис.1.3)
Рис.1.3 Схема модели "муниципальный Совет-глава администрации (управляющий)
Например, по Закону «О местном самоуправлении в Вологодской области» одним из способов определения главы администрации является конкурсный отбор, назначение на должность осуществляется представительным органом по результатам конкурса по контракту.
Рис.1.4 Схема модели «городская комиссия-глава местного самоуправления»
Следующая модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и сочетании представительных и исполнительных функций. При этом избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица. Решения принимаются депутатами коллегиально. Каждый депутат возглавляет отдел административного управления. Глава местного самоуправления избирается депутатами из своего состава и имеет председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри городской комиссии. (рис.1.4) Примером использования этой модели местного самоуправления является город Чита.
Для малых поселений может быть актуальной модель «глава местного самоуправления – собрание» («староста - сельский сход»), где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население. Выборным лицом является глава местного самоуправления (староста), который и осуществляет полномочия органов местного самоуправления.
На базе рассмотренных моделей возможно построение смешанных моделей применительно к местным условиям.
Невозможность построения унифицированного варианта объяснима с точки зрения демократии и исторического многообразия экономических условий хозяйствования в России. Однако, субъекты Федерации, выбирая различные модели местного самоуправления, даже на своей территории не обеспечивают единообразия. Чрезмерно широкое использование различных моделей самоуправления без должного учета объективных условий снижает его эффективность и создает правовую неразбериху.
Сельское поселение - один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.Х1] Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Сельское поселение - один из типов муниципальных образований в России, предусмотренных муниципальной реформой. Соответствует сельсовету советских времён или волости досоветского и постсоветского периодов, например, Сельское поселение «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области. Сейчас в некоторых областях понятие «сельсовет» сохраняется как синоним сельскому поселению или используется в названиях, например, сельское поселение Новинский сельсовет в Богородском районе Нижегородской области.
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
Сельское поселение имеет административный центр — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган данного сельского поселения.
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населённых пункта, как правило, устанавливаются с учётом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населённых пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности.
Численность сельских поселений может варьировать от нескольких десятков человек до 15-20 тысяч жителей.
Для более детального рассмотрения темы исследования необходимо дать характеристику Ахтубинского сельского поселения.
Ахтубинское сельское поселение - входит в Среднеахтубинский район Волгоградской области
Среднеахтубинский муниципальный район образован в 1928 году, расположен в юго-западной части Заволжья Волгоградской области в 38 км от города Волгограда. На севере район граничит с Быковским районом, на востоке - Ленинским, на юге - Светлоярским. На западе его граница проходит по Волгоградскому водохранилищу и реке Волга. Занимает площадь 1,96 тыс.кв.км с численностью населения 57,5 тыс. человек. Граждане трудоспособного возраста составляют 55,3% от общей численности населения. Районным центром является р.п. Средняя Ахтуба.
На территории района расположено 12 поселений, из них: 10 - сельских поселений, объединяющих 61 сельский населённый пункт.
Агропромышленный
комплекс района является
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах за 2009 год составило 1435,63 млн. рублей. Это в сопоставимых ценах на 5,3% выше, чем в 2007 году. Из них: 33,8% продукции произведено сельскохозяйственными организациями, 37,8% - крестьянскими (фермерскими) и 28,4% личными подсобными хозяйствами.
Промышленность района представлена 4 предприятиями. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам в фактических ценах за 2008 год составил 496 млн. рублей, что на 5,5% выше предыдущего года. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в фактических ценах за 2009 год составило 124,6 млн. рублей, что на 8,4% выше предыдущего года.
Инвестиции в основной капитал в 2009 году увеличились на 21,5% (в сопоставимой оценке), освоено 798,5 млн. рублей.
В последние годы получил развитие туристско-рекреационный комплекс в Волго-Ахтубинской пойме.
В районе
функционируют 2 больницы, 6 поликлиник,
28 фельдшерско-акушерских
На потребительском рынке работают 161 магазин, 3 рынка, 31 предприятие общественного питания, 80 пунктов бытового обслуживания населения.
Оборот розничной торговли за 2009 год составил 1327,0 млн. рублей, что соответствует уровню прошлого года в сопоставимых ценах.
Оборот общественного питания за 2009 год составил 39,7 млн. рублей, что на 27,9% выше предыдущего года.
Объем платных услуг населения за 2009 год составил 120,57 млн. рублей, что на 27,5% выше предыдущего года.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом денежные доходы населения увеличились на 25% и составили 1,3 млрд. рублей.
За 2008 год доходы консолидированного бюджета Среднеахтубинского муниципального района (включая безвозмездные поступления) исполнены на 99,4% и составили 726,93 млн. рублей, в том числе собственные налоговые и неналоговые доходы исполнены на 106,2% и составили 316,75 млн. рублей. Свыше 60% доходной части консолидированного бюджета района за 2008 год сформировано за счет налога на доходы физических лиц. Расходы составили 692,82 млн. рублей.
Основные
социально-экономические
- численность
населения
- численность
экономически активного
- рождаемость
- смертность
- поступление налогов и сборов в местный бюджет
в расчете на душу населения - 5504 рублей;
- инвестиции в основной капитал за счет всех источников
финансирования в расчете на душу населения - 13875 рублей;
- среднедушевые
денежные доходы населения
- объем
отгруженных товаров собственно
производства по
в расчете на душу населения
- производство продукции сельского хозяйства
во всех категориях хозяйств в расчете на душу населения - 24946 рублей;
- оборот розничной торговли в расчете на душу
населения
- объем платных услуг в расчете на душу населения - 4656 рублей;
- оборот малых предприятий в расчете на душу
населения