Анализ и совершенствование системы обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении путей совершенствования работы по обучению персонала в организации.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить научные источники по проблеме исследования;
- проанализировать количественно-качественный состав персонала организации, и уровень профессиональной подготовки сотрудников;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ …….…………………………………………………………….7
1.1. Основные направления и виды обучения персонала в организации .........7
1.2.Принципы, формы, методы обучения в организации………………………..21
Выводы по первой главе…………………………………………………………...32
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ЗАО «КОНДИТЕР»……………………………………………..33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Кондитер»………33
2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала организации ЗАО «Кондитер »………………………….……………………..………………...43
2.3. Изучение профессиональной подготовки персонала ЗАО «Кондитер»….49
Выводы по второй главе…………………………………………………………...59
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….…60
3.1. Разработка модели обучения персонала в организации……………………60
3.2. Использование дистанционных методов обучения персонала организации ……………………………………………………………………………………...68
Выводы по третьей главе…………………………………………………………..83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

Дистанционное обучение – это совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени.

Открытое образование, в принципе, возможно и без использования дистанционных технологий, однако, реально обеспечить обучающегося в открытом образовании аудиториями, оборудованием, контактами с преподавателями в любое время крайне тяжело. Очевидно, что дистанционные образовательные технологии являются идеальной основой для открытого образования. С другой стороны, дистанционное обучение может использоваться в рамках любых существующих форм образования. Особенно большой выигрыш дистанционное обучение может дать в повышении доступности и качества заочного обучения и экстерната. Таким образом, открытое образование и дистанционное обучение имеют множество точек пересечения, но это все-таки принципиально разные вещи.

Оценивая создаваемую  сейчас информационную образовательную  систему открытого образования, можно уверенно прогнозировать, что до тех пор, пока не будут решены законодательные и организационные проблемы развития открытого образования, информационная образовательная система будет использоваться как среда для дистанционного обучения в рамках существующих образовательных форм. Период, когда эта среда будет фактически информационной образовательной средой дистанционного обучения, а не информационной образовательной средой открытого образования, будет, вероятно, достаточно долгим. Впрочем, концепция развития информационной образовательной системы и ее программная

организация полностью  соответствуют такому варианту развития событий. Основным достоинством предлагаемой концепции является заложенный принцип  равноправного партнерства и самостоятельности учебных заведений в решении всех вопросов, связанных с их учебной деятельностью и наполнением ресурсами своих виртуальных представительств.47

Очевидно, что развитие российской системы образования  в целом, дистанционного образования  и открытого образования  в особенности, требуют опережающей подготовки специалистов по информационным технологиям для учебных заведений. С другой стороны, переподготовка огромного количества муниципальных служащих в области информационных технологий, которая является одной из ключевых задач реализуемой ныне Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды", невозможна без использования дистанционных технологий. Если первичное обучение служащих основам компьютерной грамотности осуществляется традиционными методами, то постоянное повышение квалификации и даже поддержание достигнутого в результате переподготовки уровня знаний невозможны без создания системы сетевого консультирования как по предметным областям, так и по использованию новых информационных технологий в образовании.

Важным следствием развертывания  информационной образовательной системы  открытого образования является возникновение сообщества ее пользователей, что может стать крайне полезным и с точки зрения организации  сетевого учебного процесса в вузах, имеющих свои виртуальные представительства.

Основными источниками  учебного материала в дистанционном  обучении являются электронные учебные  средства (электронные учебные курсы, системы тестирования, компьютерные и видео демонстрации и прочее). Достоинствами электронных учебных курсов по сравнению с традиционными бумажными изданиями являются:

    • возможность включения мультимедийных фрагментов и анимации;
    • возможность подключения компьютерных тестовых систем;
    • легкость тиражирования;
    • относительная простота обновления материала или его адаптации к потребностям отдельных категорий пользователей;
    • удобство гипертекстовой навигации.

Идеальный вариант требует  дополнения электронного учебного курса  печатными материалами. При разработке вузом большого числа курсов необходимо решить вопросы стандартизации требований к структуре и оформлению электронных учебных курсов. При создании курса должны использоваться возможности гипертекста (формат HTML, который позволяет использовать курс в Internet, а также включать в его состав графику, аудио и видео фрагменты и прочее).

Курс должен иметь  модульную структуру; необходимо предусматривать  различные образовательные траектории его изучения.

Необходимо обеспечить корректную работу курса при использовании  основных типов браузеров, при использовании по Internet, в локальных сетях, а также на отдельном компьютере пользователя без выхода в сети.

Необходимо учитывать  относительно низкие скорости сетевых  каналов, доступных пользователям. Поэтому нецелесообразно использование мультимедиа как самоцель. В тех же случаях, когда применение больших объемов мультимедийных фрагментов может значительно повысить качество учебных средств, необходимо иметь два варианта комплектации курса: базовый, ориентированный на использование в Internet, и полный, предназначенный для передачи на CD-ROM или использования в локальной сети.

Примерная типовая структура  электронного учебного курса состоит  из следующих основных элементов.

Аннотация (для кого курс предназначен, примерный объем в  часах, требования к аппаратному и программному обеспечению, возможное место в академических планах различных специальностей, возможные траектории изучения курса для различных учебных программ).

Оглавление.

Введение (обзор, точки  и методы контроля).

Разделы курса, включающие:

Теоретическую часть (в  основном, текст, содержащий гиперссылки  на глоссарий при использовании  терминов, а также ссылки на другие разделы курса). Также по мере необходимости  включаются иллюстрации, таблицы, аудио, видео и анимационные фрагменты.

Тесты для самопроверки (программа тестирования, вызываемая пользователем).

Практические задания.

Контрольные вопросы (программа  тестирования, вызываемая преподавателем).

Рекомендуемая литература и сетевые ссылки.

Задания для курсовых работ, рефератов, семинарских занятий (в зависимости от специфики курса).

Итоговые тесты для  различных вариантов курса.

Заключение.

Справочный раздел (в  зависимости от специфики курса  это может быть глоссарий терминов, словарь, грамматический и фонетический справочники, справочник основных формул, список ключевых дат и персоналий и т.д.).

Сводный список литературы.

Очевидно, что можно  ускорить и удешевить разработку большого числа курсов, выделив общие  для всех них функции.

При использовании курса в Internet/Intranet обеспечение защиты данных и разграничение прав доступа, учет информации о работе учащихся с курсом.

Для использования курса  в дистанционном обучении также  необходимо предусмотреть примерные  рекомендации по организации off-line взаимодействия и on-line сеансов связи обучаемого с преподавателем в процессе изучения дисциплины.

Важнейшими элементами электронных курсов, значительно  улучшающими восприятие материала, являются динамические и расчетные  фрагменты. Электронные учебные курсы обычно представляются в двух вариантах в оригинальном исполнении (используются в локальной сети университета и филиалов, передаются учащимся на CD-ROM и дискетах).

Для контроля знаний обучающихся  используется комплекс программ тестирования, включающий систему подготовки тестов, локальную и сетевые системы тестирования.

Комплекс тестирования обеспечивает работу с графикой, широкий  набор сервисных функций и  поддерживает следующие типы вопросов:

  • Простой - ввода ответа (например, числа или слова) пользователем с клавиатуры.
  • Альтернативный - выбор одного правильного ответа из нескольких предлагаемых вариантов.
  • Многоальтернативный - выбор нескольких правильных ответов из предлагаемых вариантов.
  • Хронологический (последовательный) - выбор правильной последовательности ответов. Пример: расположить исторические события в хронологическом порядке.
  • Вопрос на сопоставление - составить правильные пары из вариантов в левой и правой части вопроса. Пример: сопоставить английские слова и их русский перевод в языковом тесте.
  • Формулировка - дана формулировка с пропуском нескольких ключевых слов или фраз. Также приведен список возможных "вставок", как правило, число вариантов превышает число пропусков. Необходимо выбрать правильные «вставки» и расставить их по местам.

Система тестирования кроме контрольного тестирования обеспечивает и обучающее. Она может легко встраиваться в электронные курсы путем добавления ActiveX компонента в нужные места курса. При вызове подсистемы тестирования ей передаются параметры, которые включают в себя имя теста или профиля, которые должен выполнить тестируемый. Таким образом, в курсах обеспечивается текущий контроль усваивания материала (отдельной темы, параграфа и прочее).

Одной из наиболее сложных  проблем дистанционного обучения, тесно связанной с электронными обучающими средствами, является организация лабораторных работ и практикумов. Относительно просто обстоит дело в дисциплинах, связанных с разработкой программного обеспечения, изучением программных продуктов и прочее. В этом случае студент получает задание и в соответствии с ним разрабатывает программу (создает базу данных, электронную таблицу, моделирует схему и прочее). Результаты работы и отчет о работе высылаются преподавателю по электронной почте (перекачиваются на соответствующий ftp адрес). Далее преподаватель изучает полученные результаты работы и либо засчитывает лабораторную работу, либо высылает замечания студенту по электронной почте. В последнем случае процесс повторяется до выполнения работы в соответствии с требованиями.

Развитие новых образовательных  технологий, в первую очередь, дистанционного обучения, в корне меняет ситуацию на рынке образовательных услуг. Традиционно характерна ситуация, когда в большинстве регионов образовательная система носит в значительной степени замкнутый характер. Это значит, что большинство региональных вузов (не считая некоторых узко специализированных) принимают на обучение в основном абитуриентов из своего региона (свыше 90-95% от общего количества студентов). Дистанционное обучение "разрывает" замкнутость региональных образовательных систем, создает для региональных вузов, с одной стороны, потенциальную возможность выхода на новые для себя рынки сбыта своих образовательных услуг за пределами своего региона, с другой - создает реальную конкуренцию внутри традиционной для вуза "экологической" ниши. В свете вышесказанного проблема взаимоотношений регионального вуза и технологий дистанционного обучения, поиска им места в стремительно меняющемся образовательном пространстве страны и мира в целом становится крайне острой.

Одной из наиболее сложных  проблем развития дистанционного обучения является неурегулированность перевода принятых в дистанционном обучении форм занятий (работа с электронным учебником, консультации с преподавателем и другими учащимися с использованием E-mail и телеконференций, сетевые сеансы on-line диалога и прочее) в часы традиционных учебных планов.

Развертывание дистанционного обучения по программам высшего образования требует комплексного анализа учебных планов и разработки электронных учебных курсов сразу по ряду предметов, закрывающих целиком учебный год или хотя бы семестр. Надо отметить, что возможны различные режимы работы студентов с учебными ресурсами дистанционного обучения. Обязательным использование глобальных сетей является только для осуществления контактов с преподавателем вуза. Работа с электронными учебными курсами возможна следующими способами.

  1. По Internet на сервере университета.
  2. Закачка курсов с сервера и затем работа с ними в локальном режиме.
  3. По локальной сети в компьютерных классах филиалов университета и кабинетах ДО.
  4. Получение курсов на магнитных носителях (CD-ROM, дискеты) и работа с ними в локальном режиме.

Очевидно, что последние  три варианта значительно снижают  трафик и стоимость оплаты услуг  сети.

Развертывание информационной образовательной системы создает уникальные возможности для информационного обеспечения органов управления образованием как на региональном, так и на федеральном уровнях. В целом, задача мониторинга системы открытого образования является крайне важной, особенно учитывая распределенный характер системы и разноплановость предоставляемых в ее рамках услуг. Для дистанционного обучения в рамках традиционных форм предоставления образования также характерны территориальное распределение обучающихся, учебных заведений, точек доступа к услугам дистанционного обучения. Поэтому представляется логичным использование для мониторинга создаваемой системы открытого образования геоинформационных технологий. В уже существующей версии программного обеспечения информационной образовательной системы открытого образования Российской Федерации имеется геонавигатор, позволяющий наглядно представить территориальное распределение учебных заведений по территории России и доступность их серверов на текущий момент. Использование геоинформационной системы для мониторинга и поддержки планирования развития системы открытого образования и услуг дистанционного обучения позволит наглядно представить и проанализировать, в частности, следующие факторы.48

  1. Наличие технической и коммуникационной баз открытого образования и дистанционного обучения в регионе.
  2. Контингент обучаемых в открытом образовании и дистанционном обучении по учебным заведениям, направлениям, программам и отдельным курсам подготовки.
  3. Потребности тех или иных территорий в услугах открытого образования и дистанционного обучения, определение потенциально наиболее востребованных программ обучения на основании следующих данных.
    1. Количество потенциальных абитуриентов вузов.
    2. Количество лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке и повышении квалификации (оценить этот показатель в целом крайне трудно, но его достаточно легко получить для отдельных категорий лиц). Имеющееся в регионе предложение образовательных услуг по традиционным  технологиям обучения.
    3. Демографическая и социальная ситуации в регионе, уровень доходов населения.
  4. Определение для студентов отдельных вузов возможных точек прохождения промежуточной аттестации, определение регионов, в которых необходимо наличие вузов-партнеров. Выше уже было упомянуто о возможностях решения этой проблемы в рамках создаваемой информационной образовательной системы открытого образования Российской Федерации. Альтернативы открытой системе образования нет. Постепенно внедряясь, она, не вытесняя традиционного образования, будет играть все большую роль, особенно при переподготовке кадров (принцип «образование – через всю жизнь»). Те учебные заведения, которые будут внедрять новые формы образования, получат в скором будущем ощутимые преимущества в конкурентной борьбе за контингент обучаемых.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы обучения персонала