Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является – изучить лидерство как управленческий феномен и продемонстрировать его важную роль в организации. Объектом изучения являются психологические аспекты управления. Предметом является лидерство.
Для раскрытия главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
1) раскрыть сущность лидерства;
2) описать сравнительные характеристики лидерства и руководства;
3) изучить типы и качества лидеров, а также подходы к лидерству.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность лидерства………………………………………….
1.1. Типы и качества лидеров…………………………………………….4
1.2. Сравнительная характеристика лидерства и руководства………..11
1.3. Подходы к лидерству………………………………………………...13
Глава 2. Анализ лидерских качеств персонала (на примере ООО «Бауцентр Рус» филиал «Сибирский»)……………………………………………………………….
2.2. Характеристика управленческого звена Компании «Бауцентр»….16
2.3. Качества и личные ценности руководителя…………………………18
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию лидерских качеств руководителя…………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………22
Список используемых источников и литературы………………………………24
Приложения………………………………………………………………………..25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность лидерства………………………………………….
Глава 2. Анализ лидерских качеств персонала
(на примере ООО «Бауцентр Рус» филиал
«Сибирский»)………………………………………………
2.2. Характеристика управленческого звена Компании «Бауцентр»….16
2.3. Качества и личные ценности руководителя…………………………18
Глава 3. Практические рекомендации
по совершенствованию лидерских качеств
руководителя………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы………………………………24
Приложения……………………………………………………
Введение
Одна из важнейших истин такова: лидерство независимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена меняются. Технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерство постоянно – посмотрите ли вы на граждан Древней Греции, на армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики.
Лидерство – неопровержимо. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается и будет оставаться актуальной. То есть, не смотря на все изменения, которые происходят в истории, данная проблема выдержала испытание временем.
Необходимо так же отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень.
Главной целью данной курсовой работы является – изучить лидерство как управленческий феномен и продемонстрировать его важную роль в организации. Объектом изучения являются психологические аспекты управления. Предметом является лидерство.
Для раскрытия главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
1) раскрыть сущность лидерства;
2) описать сравнительные характеристики лидерства и руководства;
3) изучить типы и качества лидеров, а также подходы к лидерству.
Глава 1. Понятие и сущность лидерства
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как:
1) Ведущий, руководитель;
2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов;
3) Спортсмен
или спортивная команда,
4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Лидерство (англ. Leader) – управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [19, с.46].
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности.
Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что
идеальным для лидерства
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
«Лидерами рождаются или становятся, и есть ли эффективные способы развития лидерского потенциала?» Большое количество исторических примеров показывает, что многие известные лидеры слепили себя своими собственными руками. Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать. Поэтому рассмотрим более подробно следующие типы лидерства.
Неформальный лидер - это член коллектива, собирающий относительно большое число голосов при любой ситуации выбора-предпочтения, иначе говоря, в каждой ситуационной частной социограмме неформальны лидер занимает на шкале социометрического статуса позицию звезды или предпочитаемого [7, с.43]. С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным. Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения: доброжелательность, ответственность, взаимопонимание производительность, или негативные формы поведения группы: агрессивность, обособленность, стяжательство и пр. Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальны лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы.
Инструментальный (деловой) лидер - член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыкам и методами [7, с.45].
Эмоциональный лидер - член группы, берущий на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях [7, с.49]. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов. В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности. В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудности может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций асоциального поведения группы.
Самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, — это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты.
Для наглядности лидерские качества представлены в Таблице 1. Для удобства работы они были разделены на три группы: системные навыки, коммуникативные навыки и внутренние качества.
Видение – с этого навыка начинается лидерство, поскольку видение позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его последователям. Видение помогает рисовать картины и выстраивать перспективы. Оно даёт возможность заглянуть туда, куда заглядывают единицы, а может быть, и никто. И именно оно даёт первый толчок к движению и развитию, ведь, обладая этим качеством, можно ставить значительно более значимые, глобальные и дерзкие цели. Умение создавать видение сплачивает, вдохновляет людей и возбуждает у них желание следовать за лидером, обладающим данным талантом. И здесь мы уже переходим к следующему лидерскому навыку — умению ставить цели, о котором речь пойдёт дальше.
Т а б л и ц а 1
Лидерские качества
№ |
Группы навыков |
Лидерские качества |
1. |
Системные навыки |
Видение |
2. |
Целеполагание | |
3. |
Чувствительность к изменениям | |
4. |
Гибкость | |
5. |
Целеустремлённость, настойчивость | |
6. |
Коммуникативные навыки |
Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать |
7. |
Коммуникабельность | |
8. |
Внутренние качества |
Уверенность в себе |
9. |
Дерзновенность | |
10. |
Проактивность | |
11. |
Самообладание | |
12. |
Внутренняя целостность |
Целеполагание позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат. Выстроить дорожки-стратегии, по которым можно достичь желаемых целей кратчайшим путём. Хорошо сформулированный результат позволяет цели стать чёткой, ясной, понятной. Цель лидера амбициозна, она содержит в себе вызов! Это не просто очередной холм в пространстве достижений — это вершина. И конечно, это не отменяет важных правил, при которых цель с большей вероятностью сможет реализоваться. Эти правила достаточно просты и прагматичны, при этом их нарушение может привести к печальным последствиям.
Чувствительность к изменениям – ещё до того как увидеть цель, необходимо постоянно сканировать пространство вокруг себя и быть готовым к малейшим изменениям. Лидер должен обладать необходимым набором сенсоров, которые постоянно в действии. Лидер должен видеть, слышать и чувствовать всё, что находится в отдалённом доступе, а тем более в зоне ближайшей досягаемости. Поэтому лидеру стоит быть особенно чувствительным и улавливать любые, даже очень слабые сигналы, приходящие извне.
Гибкость (выход за рамки) – лидер в каждый момент времени должен обладать большим набором стратегий и выборов. Это позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно, подобрав к её решению необходимый ключик. Когда для выхода из ситуации есть только одна стратегия, то это шаблон; когда две — это дилемма. Выбор начинается, когда в запасе есть три и больше альтернативных вариантов действия. Лидер, обладающий ограниченным набором стратегий, становится легко читаемым и предсказуемым, а следовательно, легко управляемым.
Целеустремлённость, настойчивость – качество, которое позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал. Это не значит, что, обладая навыком целеустремлённости, мы перестаём быть гибкими. Настойчивость и целеустремлённость позволяет, постоянно удерживая перед глазами цель, выбирать для её достижения различные маршруты, таким образом, проявляя гибкость на уровне достижения цели, но, не отказываясь от неё. А это значит, что достаточно собрать необходимые ресурсы и, проявляя настойчивость, двигаться дальше, пока результат не будет достигнут.
Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать – все три проявления являются важнейшей составляющей лидерства и определяют различные методы воздействия на окружающих. При всей общности этих понятий каждое из них несёт свой уникальный смысл. Умение мотивировать заключается в создании импульса, стимулирующего как самого себя, так и других, если лидер мотивирует команду, группу, окружение. Убеждение — это навык, позволяющий при помощи слов, эмоций, аргументов или поступков убедить человека в своей правоте, переместив его из собственной позиции в позицию, нужную лидеру. Вдохновение — это особый способ мотивации, позволяющий не просто задать импульс и вызвать у людей желание к действию. Это отдельный навык, который создаёт устойчивую и долгосрочную мотивацию. Так происходит за счёт создания красочного образа будущего, в котором хочется оказаться каждому. Будущее должно быть настолько красочным и притягательным, что хочется попасть в него и погрузиться туда с головой.