Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является – изучить лидерство как управленческий феномен и продемонстрировать его важную роль в организации. Объектом изучения являются психологические аспекты управления. Предметом является лидерство.
Для раскрытия главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
1) раскрыть сущность лидерства;
2) описать сравнительные характеристики лидерства и руководства;
3) изучить типы и качества лидеров, а также подходы к лидерству.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность лидерства………………………………………….
1.1. Типы и качества лидеров…………………………………………….4
1.2. Сравнительная характеристика лидерства и руководства………..11
1.3. Подходы к лидерству………………………………………………...13
Глава 2. Анализ лидерских качеств персонала (на примере ООО «Бауцентр Рус» филиал «Сибирский»)……………………………………………………………….
2.2. Характеристика управленческого звена Компании «Бауцентр»….16
2.3. Качества и личные ценности руководителя…………………………18
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию лидерских качеств руководителя…………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………22
Список используемых источников и литературы………………………………24
Приложения………………………………………………………………………..25
Идеальный руководитель должен обладать высоким интеллектом, уметь оперативно реагировать на ситуации, требующие немедленного принятия решения и быть ответственным – так считают опрошенные сотрудники волгоградских компаний. Высоко ценится и внимательное отношение к подчиненным, причем респонденты придают большое значение этому качеству, наряду с решительностью и чувством юмора.
Творческое начало как необходимое качество лидера отметил лишь каждый десятый респондент, то есть очень немногие ждут от своих руководителей умения мыслить нестандартно и увлекать высокими целями. Агрессивность и лояльность по отношению к вышестоящему руководству также не являются обязательными качествами лидера, по мнению опрошенных.
Опрос подтвердил, что реальные начальники не вполне соответствуют портрету идеального руководителя. Говоря о собственных боссах, опрошенные сотрудники компаний выделяют, в первую очередь, интеллект (48%), лояльность вышестоящим руководителям (42%) и ответственность (36%). В отношении лояльности вышестоящему начальству интересно то, что идеальный руководитель в глазах подчиненных совсем не обязательно должен обладать им. Напротив, чрезмерное заискивание является скорее негативной чертой и противоречит задачам истинного лидера – инициировать, увлекать и управлять.
35% опрошенных работников признают в своем непосредственном руководителе умение вести политические игры и треть – чувство юмора. Лишь 18% респондентов считают своих начальников энтузиастами своего дела. Хуже всего у фактических начальников дело обстоит с интуицией и творческим началом.
Подходят ли сами опрошенные сотрудники компаний под созданный ими портрет идеального руководителя? По данным опроса, подавляющее большинство (74%) считают своим главным качеством ответственность (что важно скорее исполнителю, нежели лидеру), а также высокий интеллект и чувство юмора. А вот умение быстро принимать решения признали за собой только 39% респондентов, то есть далеко не все готовы взять на себя функции лидера. И лишь 14% опрошенных проявляют лояльность к вышестоящему руководству. Хуже всего опрошенным сотрудникам удается играть в политические игры и проявлять агрессивный напор.
В целом, респонденты характеризуют себя близко к портрету идеального начальника, но наблюдаются существенные отличия в сравнении с чертами их собственных руководителей. Более того, собственные лидерские качества респонденты оценили выше, чем у абстрактного идеального руководителя и своего непосредственного начальника: примерно на 5-6 баллов по 10-балльной шкале (выше среднего).
Неформальный лидер
Неформальный лидер - тот, кто в
силу разнообразных причин имеет
большое влияние в группе (организации)
вне зависимости от своей должности.
Три основных стиля лидерства: Силовик, Такт
Как правило, это тот человек, c которым окружающие хотят быть рядом. Хотят быть рядом не в силу договоренностей, служебной иерархии и тому подобных обстоятельств, а благодаря его качествам, привлекательности. Неформальному лидерству можно научиться, но к этому навыку стоит относиться так же, как к навыку вождения спортивным автомобилем: можно умело на большой скорости рассекать дороги и ставить рекорды, а можно в пылу азарта и докататься до неприятностей. Часто социальная адекватность и неформальное лидерство вещи не совместимые. С одной стороны, навык неформального лидерства тяжело выключается. С другой стороны, неформальный лидер может быть отвергнут социумом, если не примет специальных мер. Один из элементов адекватного лидерства - это самоконтроль.
Обаяние - одна из важнейших черт неформального лидера. Неформальный лидер должен уметь нравиться. Но уметь нравиться - это не означает, что он ставит перед собой цель - понравиться. Уметь нравиться - это инструмент, который может использовать неформальный лидер - средство, но никак не цель.
Неформальное лидерство прочно связано с позитивом. Очень важно уметь выдавать позитив свободно - не заискивая и не доминируя. Людям нравятся сильные и позитивные личности.
Сценарии проявления неформального лидерства
Вот некоторые типичные сценарии проявления неформального лидерства:
Оно возникает ситуативно: каждый человек может стать лидером, причем разного типа, при благоприятных обстоятельствах.
Неформальные лидеры могут естественным путем сменяться при появлении новых людей в коллективе. Или при смене основного лидера - то есть начальника.
В принципе в коллективе могут быть несколько таких лидеров, которые неплохо сосуществуют друге другом. Бывают случаи, когда все члены команды выполняют роль того или иного типа лидерства и работают весьма и весьма эффективно.
Есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в антилидера, что чревато кризисом. Если неформальный лидер уходит из группы, то в ней всегда начинаются брожения, которые длятся не день и не два, и нужно длительное время, чтобы в коллективе снова появился такой человек. Поэтому хороший руководитель всегда должен уметь вычленять неформальных лидеров, общаться сними, делегировать им свои полномочия и, самое главное, уметь их поощрять и мотивировать.
Все зависит от того, нужно ли человеку быть главным. Часто лидером быть небезопасно: это значит быть в эпицентре внимания, рисковать, отказываться от определенных потребностей. Но сейчас лидерство - один из самых ярких признаков социальной значимости. Это слава, внимание, лучшие куски. Поэтому многие проходят тренинги лидерства, не подозревая, что там их ожидает стресс, если они не рождены быть главными. Другое дело, бывает, что у некоторых лидерские способности проявляются ярче. И в этом случае возникает тот самый феномен неформального лидерства в рабочем коллективе. Неформальные лидеры, как и формальные, бывают разных типов.
Дело в том, что каждому человеку хочется влиять на ситуацию. И он делает это с помощью тех средств, которыми владеет лучше всего. Иногда люди осознают, каким потенциалом они владеют, иногда - нет. Но картина в группе от этого не меняется.
Типы неформальных лидеров
Неформальные лидеры бывают разных типов. Это может быть Светлая личность, Дельный человек, Глава оппозиции, Серый кардинал…