Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является – изучить лидерство как управленческий феномен и продемонстрировать его важную роль в организации. Объектом изучения являются психологические аспекты управления. Предметом является лидерство.
Для раскрытия главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
1) раскрыть сущность лидерства;
2) описать сравнительные характеристики лидерства и руководства;
3) изучить типы и качества лидеров, а также подходы к лидерству.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность лидерства………………………………………….
1.1. Типы и качества лидеров…………………………………………….4
1.2. Сравнительная характеристика лидерства и руководства………..11
1.3. Подходы к лидерству………………………………………………...13
Глава 2. Анализ лидерских качеств персонала (на примере ООО «Бауцентр Рус» филиал «Сибирский»)……………………………………………………………….
2.2. Характеристика управленческого звена Компании «Бауцентр»….16
2.3. Качества и личные ценности руководителя…………………………18
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию лидерских качеств руководителя…………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………22
Список используемых источников и литературы………………………………24
Приложения………………………………………………………………………..25
В Компании Бауцентр, а конкретно в её Сибирском филиале управленческую деятельность осуществляют: директор филиала, а также директора по направлениям (Торговых центров, по логистике, маркетингу, персоналу, информационным технологиям, финансовый директор, начальники юридического отдела, службы эксплуатации и службы внутреннего контроля. Все эти руководители обладают рядом качеств: развитыми интеллектуальными способностями, активностью, энергичностью, уверенностью в себе, знанием своего дела.
Помимо этого, в Компании «Бауцентр» ежегодно проводится традиционный конкурс «Лучший по профессии» среди торгового персонала гипермаркетов сети. Это позволяет выявлять лучших работников, поощрять их лидерские и профессиональные качества, а так же способствует их личностному и профессиональному росту. Памятные фотографии победителей 2011 года находятся в Приложении 2.
2.2. Качества и личные ценности руководителя
Личные качества руководителя мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства.
Рассмотрим ценности и качества руководителя на примере директора Сибирского филиала Компании «Бауцентр Рус» Мельникова Андрея Викторовича, который с января 2008 года занимает эту почетную должность. Успешности и высоким достижениям в профессиональной сфере этого руководителя способствовали следующие качества:
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества. Среди них, Андрей Викторович Мельников обладает следующими:
Так же следует отметить, что руководитель данной компании, как руководитель высшего звена, умеет стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
Работа руководителя интересна. В крупной организации ему приходиться выполнять в течение рабочего дня самую разнообразную деятельность (до двухсот видов). Он часто бывает в других городах и странах, общается с самыми разными – подчиненными, коллегами, партнерами, и т.п. И к каждому из них необходимо подобрать свой «ключик».
Эта работа представляет широкие возможности для развития личности; она престижна, приносит уважение окружающих (чем руководитель выше рангом, тем значительнее он выглядит в глазах подчиненных и своих собственных). Наконец, она просто увлекательна.
Таким образом, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает традиции и нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту.
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию лидерских качеств руководителя
Нередко успешность работы руководителя зависит от того, как он справляется с трудноуправляемыми служащими. И в работе с ними помогают именно деловые, лидерские качества руководителя. К таким сотрудникам традиционно относят следующие категории работников:
Если у руководителя есть все перечисленные типы работников, то скучать ему не придётся. Работа с таким коллективом будет непростая. В то же время в подобной ситуации руководители нередко выбирают один из следующих стилей: наказывающий, формальный, с индивидуальным подходом, отгораживающийся, поддерживающий, директивный.
Когда у руководителя результаты неудовлетворительные, то причин этому может быть множество. Для того чтобы научиться влиять на поведение людей, необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные, деловые и лидерские качества. В ходе написания данной курсовой работы были сформулированы следующие основные рекомендации:
Эффективные лидеры добавляют энтузиазма и мотивации в любой коллектив уже одним своим присутствием в команде. Они знают, что и как нужно сказать людям, чтобы помочь им понять именно то, что важно на данный момент. Их позитивная роль в коллективе проявляется через принцип, который получил название «Три У» (Уважение к себе, Уважение к окружающим, Уважение к своему Делу) (от английского «3R» (Respect for self, Respect for others and Responsibility for what you do). Этот принцип, по моему мнению, относится к одному из основных выводов данной курсовой работы [20, с.96].
В ходе анализа данной темы были решены следующие задачи:
Таким образом, можно сделать вывод, чтобы стать лидером необходимо иметь ряд качеств, позволяющих добиваться успеха в коллективе. Руководители, развившие в себе умение влиять на других, приобрели набор могущественных средств, которые можно использовать в человеческих отношениях. Эти навыки повышают эффективность руководителя и способствуют признанию собственной ценности: их можно плодотворно использовать для оказания помощи окружающим.
Заключение
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Готовность многих людей брать на себя инициативу, выполнять функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности современной организации, а также общества в целом.
Организации, добившиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
С одной стороны,
лидерство рассматривается как
наличие определенных наборов качеств,
приписываемых тем, кто успешно
оказывает влияние или
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится на отношениях типа «лидер – последователь», чем «начальник – подчиненный». Лидер осуществляет не принудительное влияние. Лидерство не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей и поддержку лидера членами группы, в которую он включен. Руководители рассматриваются как формальные лидеры, которые одновременно могут быть неформальными лидерами или не быть вообще таковыми. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Список используемых источников и литературы
Приложение 2
Опросник для Руководителя!
Только талантливый лидер-руководитель способен распознать будущего лидера.
Ниже приводится список из 24 характеристик, который поможет вам выявить потенциального лидера и определить его уровень.
КАЧЕСТВА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРА |
Баллы | ||||
О = Никогда |
1 = Редко |
2 = Иногда |
3 = Обычно |
4 = Всегда | |
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|