Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании понятии конфликтов и споров в организации, а так же управления конфликтами и разработке практических рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие и методы управления конфликтами;
охарактеризовать сущность трудовых споров;
проанализировать структурные и межличностные методы разрешения конфликтов в банке;
предложить мероприятия по совершенствованию методов управления конфликтами;
рассчитать экономическую эффективность от совершенствования методов управления конфликтами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....….....3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ И СПОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ………….………………....6
1.1 Понятие и методы управления конфликтами на современных предприятиях……………………………..……………………………...……….6
1.2 Сущность трудовых споров и пути их разрешения ……………………...13
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «БАНК МОСКВЫ»…………….………………………………..……….19
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………….…19
2.2 Анализ межличностных отношений и методов управления конфликтами в ООО «Банк Москвы»…………………………..………………………..……23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ООО «БАНК МОСКВЫ»….....30
3.1 Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в ООО «Банк Москвы»………………………………………………………….…………..….30
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий…………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… ……………………………..…………………………..…...39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….…………………..…..42 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..………..……..……………….43
Другой
пример основан на "человеческом",
субъективном аспекте конфликта, то
есть противоречия заложены в самих
людях, их действиях, поступках и
поведении – чисто личностных
неблагоприятных проявлениях. К
этим проявлениям относится
Пример 2. Один из начальников отдела при общении со своими подчиненными использовал строго приказной, не терпящий никаких возражений стиль. Надо отметить, что все сотрудники отдела – это знающие свое дело, умеющие работать высококвалифицированные специалисты, но, тем не менее, руководитель не учитывал это.
В данном
случае наслоение заданий, неумение
или нежелание определить приоритеты
и последовательность выполнения заданий,
требование выполнить все сразу
и при том срочно, то есть повышенные
и необоснованные требования – все
это имеет отрицательный
Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, как и следовало ожидать, в итоге привлекла внимание председателя правления банка "Банк Москвы". Здесь надо также отметить, что сам этот начальник отдела является хорошим работником и отлично выполняет свою работу, и просто увольнять его не было смысла, – хорошего специалиста не так-то просто найти. В этой ситуации была сделана попытка организовать откровенный разговор-беседу руководителя и его сотрудников, но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не удалось. Поэтому для полной нормализации обстановки в отделе сейчас проводятся индивидуальные доверительные беседы с руководителем отдела и с каждым из сотрудников.
Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный, поскольку его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.
Для полного выяснения сложившейся ситуации необходимо еще рассмотреть конфликт, который возникал в данной организации.
Пример 3. Ситуация возникла тогда когда в данную организацию приняли нового менеджера по продажам. Первоначально он выполнял добросовестно все возложенные на него функции, но спустя некоторое время его амбициозность в работе послужила появлению конфликта между конкурирующей фирмой и нашей фирмой. Ведя деловые переговоры и заключая договора он, не гнушаясь, делал поступки, порочащие деловую репутацию организации, но в тоже время, повышая объем продаж и тем самым увеличивая прибыль. Была проведена беседа с коллегой. Менеджер попытался использовать такие методы, как компромисс, сглаживание, убеждение, но все было тщетно. После чего предложил ему перейти на менее ответственную, заметную работу или уволиться по собственному желанию, что он и сделал.
Поэтому
подводя итоги всем возникавшим
конфликтным ситуациям в
По запросу руководства банка "Банк Москвы" было проведено исследование, направленное на исследование психологических причин конфликтности личности в организации.
Выборка была ограничена запросом (таблица 4).
Таблица 4. Сводная таблица первичных данных по выборке
№ |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
1 |
Муж |
42 |
Ген. Директор |
Высшее |
2 |
Муж |
42 |
Ком. Директор |
Высшее |
3 |
Жен |
24 |
Бухгалтер |
Среднее |
4 |
Жен |
38 |
Менеджер |
Н/ высшее |
5 |
Муж |
42 |
Техн. Директор |
Высшее |
6 |
Жен |
31 |
Кладовщик |
Высшее |
7 |
Муж |
28 |
Менеджер |
Среднее |
8 |
Муж |
26 |
Менеджер |
Среднее |
9 |
Жен |
40 |
Менеджер |
Высшее |
10 |
Жен |
24 |
Менеджер |
Высшее |
Исследование
проводилось в первичном
Возрастной состав членов коллектива: от 24 до 42 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
Гипотеза:
существует взаимосвязь между
Для проверки выдвинутой гипотезы были применены: метод наблюдения (стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены три методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
Методика
диагностики
Тест
адаптирован для изучения личностной
предрасположенности к
Для описания
типов поведения людей в
В своем
опроснике по выявлению типичных
форм поведения К. Томас описывает
каждый из пяти перечисленных возможных
вариантов двенадцатью
Таким образом, из результатов исследования в банке "Банк Москвы" можно сделать следующие выводы:
Существует
взаимосвязь между самооценкой
уровня конфликтности и предпочитаемой
стратегией поведения в конфликте,
которую можно
Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
Причиной конфликтности сотрудников в банке "Банк Москвы" на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Сложность управления предприятием в конфликтной ситуации обусловлена следующими факторами. С одной стороны, возникновение новых задач, свойственных развитию предприятия. С другой стороны, обострение проблем, приобретение ими иного качества по сравнению со стационарным режимом работы менеджера.
Для этого руководитель должен выступить в роли нейтрального организатора встречи, который направит дискуссию в русло научного поиска решения проблемы и поспособствует налаживанию диалога. Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование интересов работников, предъявление огромного количества претензий активно поддерживать сотрудничество внутри организации. Выход из этого тупика можно найти в подходе к анализу конфликта с позиций теории организации.
Основным методологическим моментом в данном подходе является рассмотрение организации как комплекса отношений между организационными единицами. Развитие организации, как правило, сопровождается увеличением количества организационных единиц, а также расширением набора функций, реализуемых ими. Опыт разрешения конфликтов указывает на определенную последовательность действий для конструктивного управления им. В целом схему вмешательства можно представить следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема вмешательства
Рассмотрим
стратегию эффективного вмешательства,
осуществляемого менеджером по конфликтам
(обычно эту роль выполняет менеджер
по персоналу). Стратегическое вмешательство
определяется несколькими постулатами,
то есть основными условиями
1. Завоевание
авторитета у сторон. Стороны
должны стремиться к
2. Определение взаимоотношений сторон. Менеджер должен ясно представлять себе структуру сторон - участников конфликта. Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта. Широко распространенным методом при этом является интервью с представителями обеих сторон как способ получения необходимой информации. Интервью обеспечивают менеджера информацией о следующих решающих моментах, рассматриваемых позднее: интенсивность конфликта; уровень симметрии и силовой баланс; природа, характер конфликта (определенные проблемы, обиды, жалобы и поводы для недовольства).
3. Поддержание
равновесия сторон. Без определенной
симметрии в отношениях между
сторонами менеджер не сможет
выполнять свои обязанности.
4. Поддержание
"оптимального" уровня интенсивного
конфликта. Высокая
5. Дифференциация
вмешательства по 4 видам конфликта.
Если на предыдущих этапах
рассматривались вопросы