Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:43, реферат
Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве.
Введение.
Управленческие решения в процессе управления.
Понятие и сущность организационных решений
Основные этапы решения проблем
Методы анализа и решения проблем
Виды управленческих решений.
Моделирование в процессе разработки управленческих решений.
Целевая ориентация управленческих решений.
Методология принятия управленческих решений.
Информационная поддержка процесса принятия управлеческих решений.
Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Процесс принятия решений с точки зрения рационального использования времени следует усовершенствовать. Важнейшими моментами такого усовершенствования можно считать следующие:
-Следует принимать множество решений, которые имеют общие подходы при их реализации;
-На этапе принятия окончательного решения, принятое решение должно быть безальтернативным;
-Нельзя допускать наложения решений друг на друга, т.е. не следует принимать несколько решений по одному и тому же вопросу;
-Решения нельзя переносить;
-Обычное перепоручение исполнения решения от одного лица другому следует изжить;
-Решение должно соответствовать уровню организации и сотрудничества;
-По повторяющимся решениям составляются правила их принятия. Следует добавить, чтобы они были правильно поняты на практике и соответствовали времени их выполнения с учетом произошедших изменений;
-Процесс принятия решений надо развивать в сторону участия и эффективности. При этом нельзя забывать, что принимать участие в принятии решений не означает только присутствие при окончательном его утверждении. Наиболее значимым является участие в предварительных мероприятиях;
-Решения должны быть эффективными. Это означает, что надо шире привлекать в процесс принятия решений руководителей и других лиц, имеющих прямое к ним отношение.
Методология принятия управленческих решений.
Особенности в организации разработки решений появляются в зависимости от ряда факторов: ----- -иерархического уровня в системе управления предприятия (участок, бригада, цех, предприятие, объединение, министерство);
- типа решаемых задач (новаторские, рутинные, оперативные, перспективные, определенные, рискованные и т.д.);
- применяемых методов разработки решения; степени использования технических средств, математического аппарата и др.
Теория принятия решений ориентируется на разработку и поиск оптимальных результатов по достаточно сложным проблемам, со значительным количеством связей и зависимостей, ограничений и вариантов решений. Методологической базой разрешения подобных проблем выступает системный подход, предполагающий определенную логику действий. По существу он представляет собой основу изучения и упорядочения рассматриваемой проблемы для последующего решения как с применением экономико-математических методов и вычислительной техники, так и в ручном режиме работы. Остановимся на некоторых характеристиках системного подхода (анализа) более подробно. [3-108]
Принципиальная особенность системного подхода состоит в рассмотрении объекта управления как сложной системы с многообразными внутрисистемными связями между ее отдельными элементами и внешними связями с другими системами. Достоинством системного подхода является возможность учета неопределенности поведения элементов и системы в целом, а также обеспечение согласованности множества целей при принятии решения, в частности целей элементов подсистем с общими целями (например, целей завода и цехов, участков),
В рамках системного подхода появились понятия "большая" или "сверхбольшая" система, подчеркивающие многообразие влияющих факторов и сами масштабы решаемых задач. Так, в строительстве крупного завода задействованы десятки предприятий-смежников, выполняются сотни и тысячи отдельных работ-операций, связанных между собой технологией, ресурсами, природными условиями, финансовыми, законодательными положениями. При осуществлении подобных проектов традиционные методы планирования и управления неэффективны. [1-124]
Цель системного анализа заключается в выяснении реальных целей принимаемого решения, возможных вариантов достижения этих целей, установлении условий появления проблемы, ограничений и последствий решения. Логический системный анализ дополняется математическим анализом системы.
Характерными признаками системного анализа являются следующие:
-решения принимаются, как правило, относительно отдельных элементов системы, поэтому необходимо учитывать взаимосвязь элемента с другими и общую цель системы (т. е. реализовывать системный подход);
-анализ осуществляется по принципу "от общего к частному", сначала для всего комплекса проблем, а далее для отдельных составляющих;
-первостепенное значение имеют такие факторы, как время, стоимость, качество работы;
-нередко данные анализа ориентируют на выбор соответствующего решения;
-по отношению к логическим суждениям системный aнaлиз является вспомогательным элементом;
-системный анализ позволяет выделить области; где принимаются логические суждения; и определить значение каждого из возможных вариантов решения;
-использование ЭВМ необязательно, они применяются в отдельных случаях как технические средства.
Среди специалистов отношение к системному анализу двоякое: имеются сторонники математики системного анализа (т. е. описания системы с помощью формальных средств) и сторонники логики системного анализа.
Очевидно, истина, как всегда находится посредине.
Как метод принятия решений системный анализ имеет и недостатки. В частности возможности его ограничены, так как всегда есть вероятность неполноты анализа из-за невозможности учесть все стороны проблемы; пока не существует методов измерения влияния социально-политических и моральных факторов, хотя они учитываются; определение эффективности решений носит в значительной мере ориентирующий характер (указывая на правильное направление действий); невозможно предложить точный прогноз развития событий, что сопряжено c необходимостью расчета нескольких вариантов с определением комплекса действий по каждому, из них. Однако бесспорные преимущества данного подхода сделали его широко распространенным.
Чтобы использовать методологию системного анализа при разработке решения, необходимо предварительно получить четкое представление о предприятии: структурное построение предприятия и система связей между подразделениями; ресурсное обеспечение предприятия; характер внешней среды и ее взаимодействие с предприятием; источник саморазвития, самоорганизации предприятия (аппарата управления).
Достижение поставленной цели почти всегда можно обеспечить, используя ресурсы различными способами. Весьма полезно в этом плане и овладение методами исследования операций.
Исследование операции (ИО) отдельные авторы рассматривают как приложение временной науки к решению сложных задач, возникающих при управлении крупными объектами (системами людей машин, материалов, денежных средств в сфере производства, коммерции, государственного управления, обороны).
Специфика данной группы методов состоит в том, что в разработку научно обоснованной модели системы включают оценку таких факторов, как выбор и риск. Это дает возможность определять и сравнивать последствия различных решений, стратегий и способов регулирования.
Применение математических методов позволяет осуществлять глубокий количественный анализ явлений и процессов, который невозможно провести без вычислительной техники. ЭММ и ЭВМ - необходимые атрибуты исследования операций, что и отличает данную группу от системного анализа. Последний выступает в качестве методологии уяснения и упорядочения проблем, безотносительно применения математики и ЭВМ, в значительной мере учитывающих влияние качественных факторов и интуитивный подход в разработке решений. Однако при разработке решений количественные методы не могут быть исчерпывающими, в частности, для стратегических решений. Реальные системы включают основополагающий компонент - людей, поэтому количественный анализ всегда, должен выполняться учетом влияния социально-психологических факторов (морали, традиций, привычки).
При использовании методов исследования операций необходимо учитывать следующее:
Любое решение оценивается с позиции системного подхода, т.е. предварительного выявления всех существенных взаимосвязей. Определения их влияния на поведение организации как единого целого. Такой подход расширяет и дополняет представление о проблеме, ее пер во начальном формулировании.
Исследование должно проводиться группой специалистов из разных областей (математиков, экономистов, социологов, юристов и др.), что позволяет рассмотреть проблему с разных точек зрения и выявить наилучшую комбинацию подходов для решения задачи. При этом рекомендуется проводить предварительную экспериментальную проверку отдельных подходов в разных направлениях (технологическую, экономическую, социальную и др.). Например, проблему повышения производительности труда могут рассматривать с разных точек зрения: инженер-технолог - как совершенствование технологии; инженер-организатор - как улучшение организации труда; экономист - как создание лучшей системы материальной заинтересованности; социолог и психолог - как необходимость улучшения социально-психологического климата в коллективе и т. д. В этих условиях наилучшим будет комплексный подход, и это должно быть учтено при разработке решения.
Использовать исследование операций (в частности, один из ее методов - имитационное моделирование) целесообразно при невозможности проведения экспериментальных работ, большой их дороговизны, и значительных временных затpaтах. В этих случаях для изучения человеко-машинных систем и проведения символических экспериментов строится математическая модель из определенных компонентов. (Используются статистические данные, отражающие возможно большее количество случаев; осуществляющиеся анализ этих данных для установления функциональных соотношений между множеством переменных, влияющих на поведение системы).
6.Информационная поддержка процесса принятия управленческого решения.
Информационные системы управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для сбора, хранения и обработки информации, а так же принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления:
Уровень в системе государственного управления
-федеральные
-региональные
-муниципальные
Область функционирования экономического объекта
-банковские
-страховые
-транспорта
По видам процессов управления
-информационные системы управления технологические процессы
- информационные системы управления организационно-технологические процессы представляют собой многоуровневые иерархии системы, которая сочетает в себе информационные системы управления технологическим процессам и информационные системы в управлении предприятием.
Наибольшее распространение получили информационные системы организационного управления, которая предназначена для автоматизации функции управления персонала.
Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого масса систем часто различные информационные системы понимаются в этом толковании.
Основными функциями таких систем являются:
-оперативный контроль и регулирование
-перспективное и оперативное планирование
-управление сбытом и снабжением
По степени автоматизации информационных процессов различают:
-ручные информационные системы
-автоматизированные информационные систем
- человекомашинные информационные системы в которой часть работ переносятся не ЭВМ
-автоматические информационные системы характеризуются влиянием всех операций по информационной обработке автоматически без участия человека.
Информационные технологии в управлении - это процесс, использующий совокупность методов и средств, реализации операций, сбора, передачи, обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Основная цель автоматизированной информационной технологии получать посредствомпереработки первичных данных, информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
Практическая часть.
Рассмотрим процесс подготовки, принятия и реализации решения на примере ОАО
НТМК. Над крупным, градообразующим предприятием возникла реальная угроза
банкротства из-за того, что предприятием "Тагилэнергоремонт" был подан иск в
суд.
Советом директоров ОАО НТМК было организовано собрание аукционеров и
кредиторов комбината на котором и предполагалось принять решение по данному
вопросу.
250 человек из разных регионов России встретились 26 ноября 1999 года на
собрании кредиторов ОАО НТМК.
Я попытаюсь проанализировать то, как происходил процесс принятия решения на
данном собрании в соответствии со схемой приведенной выше.
Этап 1. Выявление и анализ проблемной ситуации.
Проблемной ситуацией, которая привела к данному собранию является то, что у
НТМК имеется большая кредиторская задолженность, которая копилась годами, и
на 1 октября 1999 года составляет 9 миллиардов 708 миллионов рублей.
При анализе данной ситуации, следует учесть, что все эти миллиарды - это тяжелое
наследство прошлых лет, когда комбинат работал с большими убытками и прежнее
руководство покрывало их за счет кредитов.[1]
С приходом на комбинат в качестве генерального директора Сергея Носова НТМК
постепенно перестал жить в долг, а последние месяцы начал работать с прибылью,
рентабельность поднялась до 15%. Комбинатом выполняются все текущие платежи в
бюджет, погашены долги по заработной плате, происходит постоянное увеличение
заработной платы, производятся текущие обязательства перед "Свердловэнерго",
"Газпромом", планируется выплатить диведенды владельцам акций ОАО НТМК (надо
сказать, что выплата не производилась 4года) - таким образом это является
всероссийским экономическим событием.[2]
Информация о работе Анализ моделей и методов выбора решений в процессе управления