Анализ организационной культуры предприятия и её влияние на эффективность управления ЗАО «КАМАЗжилбыт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: разработка рекомендации по совершенствованию
организационной культуры предприятия.
Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы организационной культуры на предприятии.
2. Провести анализ организационной культуры на предприятии ЗАО «КАМАЗжилбыт».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организационной культуры на предприятии 5
1.1 Организационная культура: сущность, значение 5
1.2 Функции, структура и типы организационной культуры 6
1.3 Методы и подходы к диагностике организационной культуры 8
2. Анализ организационной культуры предприятия и её влияние на эффективность управления ЗАО «КАМАЗжилбыт» 13
2.1 Краткая характеристика ЗАО «КАМАЗжилбыт» 13
2.2 Анализ организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт» 18
2.3 Основные проблемы развития организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт» 33
3. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт» 35
Выводы и предложения 42
Список использованной литературы 46
Приложение 47

Вложенные файлы: 1 файл

Организационная культура лена.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Предметом исследования при психологическом подходе являются такие факторы поведения, как цели, ценностные ориентации, нормативы, мотивы, интересы, желания, воля и другие черты сотрудников, особенно руководителей.

Психологический подход исследования организационной культуры отличается в первую очередь глубиной анализа различных аспектов культуры и соответственно большей сложностью и теоретической обоснованностью применяемых методов.

Деятельностный подход придает динамическую картину явлению организационной культуры. Он предполагает рассмотрение ее как специфического вида живой и овеществленной деятельности как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы.

Компаративистский или сравнительный подход, применение данного подхода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости изобретать велосипед. Творческое, с учетом специфики страны использование этого подхода особенно актуально для современных отечественных исследований организационной культуры. Однако он таит в себе «скрытую угрозу» из-за несовместимости ряда национальных культур.

Представленные эмпирические методы исследования организационной культуры отражают общую ситуацию, сложившуюся в современной теории менеджмента, организационной психологии, связанную с изучением организационной культуры (7, С.35).

Опрос и дискуссия позволяют диагностировать принадлежности изучаемой организационной культуры к тому или иному типу.

Опросники являются наиболее распространенным методом исследования организационной культуры в связи с экономичностью применения и возможностями статистической обработки данных. Опросники важный инструмент коммуникации с работниками во время диагностики организационных девиаций, планирования и осуществления организационных преобразований (2, С.99). Проективные методы, именно они позволяют выявлять и описывать как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты, и уровни организационной культуры.

Среди наиболее распространенных проективных методов следует назвать метод незаконченных предложений и его различные модификации, методику «деловые ситуации», рисуночные методы и др. (2, С.23).

Итак, по мнению автора, организационная культура это основная ценность, которую персонал создает и поддерживает. Организационная культура иногда может приходить в противоречие с окружающими организацию условиями среды. К наиболее важным и часто используемым теорией методам исследования организационной культуры относят общие, общелогические и эмпирические методы.

 

2. Анализ организационной культуры предприятия и её влияние на эффективность управления ЗАО «КАМАЗжилбыт»

2.1 Краткая характеристика  ЗАО «КАМАЗжилбыт»

ЗАО «КАМАЗжилбыт» было создано путем учреждения на основании решения Общего собрания учредителей от 23 августа 1996 года.

Организационно-правовая форма данного предприятия – закрытое акционерное общество.

Полное фирменное наименование общества: Закрытое акционерное общество «КАМАЗжилбыт»

Сокращенное фирменное наименование общества: ЗАО «КАМАЗжилбыт».

Сфера деятельности данного предприятия:

- предоставление  оздоровительных услуг, а именно  отдых в оздоровительном комплексе «Саулык», который включает в себя четыре детских лагеря: «Следопыт», «Крылатый», «Солнечный», «Звездный», расположенных в экологически чистом лесном массиве на территории национального парка «Нижняя Кама» на берегу реки Кама;

- лечение, совмещенное  с отдыхом в санатории - профилактории «Набережные Челны».

- оказание организациям  и населению гостиничных услуг, услуг по проживанию в общежитиях для одиноких и в семейных общежитиях. Предприятию принадлежит гостиница «КАМАЗ», которая расположена в центральной части города, а также имеются 9 общежитий, расположенных в 1, 20, 23 комплексах г.Набережные Челны.

Краткая характеристика деятельности ЗАО «КАМАЗжилбыт».

Оздоровительный комплекс «Саулык» за летний период принимает порядка 10000 отдыхающих, не только из города Набережные Челны, но и из разных уголков Республики Татарстан и Российской Федерации. Возраст детей принимаемых в лагеря от 7 до 15 лет включительно. Оздоровительный комплекс «Саулык» предоставляет для любителей активного отдыха в зимнее время – прогулки на лыжах, катание на коньках, бильярд, настольный теннис, терренкур, сауна, в летнее время – отдых на пляже. Имеется обширная культурно-развлекательная программа: показ кинофильмов, концерты художественной самодеятельности, дискотеки.

Гостиница «КАМАЗ» является самой гостеприимной гостиницей города Набережные Челны. Здесь могут предложить уютные номера различной категории и одновременно разместить около 500 человек. Доступные цены (номера гостиницы от 700 рублей и выше). В стоимость номера включен завтрак.

Динамика продаж путевок и предоставленных услуг оздоровительным комплексом «Саулык» за последние 3 года представлены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Динамика продаж путевок и предоставленных услуг о/к «Саулык» (шт.)

квартал

2011 год

2012 год

2013 год

Кол-во

Кол-во

Кол-во

I

1500

2000

2500

II

1000

800

1100

III

7800

7500

8000

IV

1200

1500

2700


 

Из таблицы 2.1.1. можно сделать вывод, о том, что сфера деятельности ЗАО «КАМАЗжилбыт» в области предоставления оздоровительных услуг – сезонная.

Самый большой наплыв людей летом, и это понятно, ведь основной контингент отдыхающих летом – это дети, которых родители отправляют в летние лагеря для оздоровления и отдыха, подальше от городской суеты, туда, где чистый и свежий воздух.

 В зимний, весенний и осенний период  оздоровительный комплекс «Саулык» сдает свои помещения в аренду для проведения праздничных торжеств, студентам для проведения совместного отдыха, а также для проведения Нового года, 23 февраля, 8 марта и других праздников.

Таблица 2.1.2

Динамика продаж путевок и предоставленных услуг санаторием-профилакторием «Набережные Челны» (шт.)

Вид путевки

2011 год

2012 год

2013 год

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Детская

2748

1599

1903

Мать и дитя

223

231

443

Ветераны

5139

2974

1380


 

Из таблицы 2.1.2 наблюдаем динамику роста продаж путевок «Детские» и «Мать и дитя». А вот динамика продаж путевок «Ветераны» идет на спад, и это связано с тем, что ветеранов становится все меньше и меньше.

Динамика предоставленных услуг гостиницей «КАМАЗ» выглядит следующим образом. В 2011 году гостиница «КАМАЗ» приняла 210 человек, в 2012 – 252 человека, в 2013 - 270 человек.

Конкуренты ЗАО «КАМАЗжилбыт»:

- в сфере отдыха  базы отдыха «Золотая горка», «Теремок», «Зеленая роща» и другие, находящиеся в сосновом бору (в сторону г. Елабуга);

- в сфере лечения - санаторий «Жемчужина»;

- в сфере гостиничных  услуг, такие гостиницы как «Татарстан», «Swis haus» и другие.

Миссия ЗАО «КАМАЗжилбыт» заключаются в следующем:

- Стремление  стать передовой компанией, использующей  современные технологии в области  оказания услуг по отдыху и  оздоровлению.

- Стремление  действовать оперативно и гибко, стараясь предвосхитить потребности завтрашнего дня, добиваясь высокого качества услуг.

- Стремление  к одинаково уважительному отношению  ко всем сотрудникам компании, высокой оценке компетентности, ответственности и самоотдачи.

Цель данной организации: извлечение прибыли в интересах Общества и его акционеров.

Организация ставит перед собой следующие задачи:

  1. Создание условий для дальнейшего развития услуг по отдыху и оздоровлению.
  2. Реконструкция и техническое перевооружение предприятия.
  3. Обучение и повышение квалификации персонала;

Руководство текущей деятельностью ЗАО «КАМАЗжилбыт» осуществляется Генеральным директором. Он самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, распоряжается имуществом предприятия, утверждает положения о структурных подразделениях.

Генеральный директор назначает заместителя, который отвечает за деятельность юридического и договорного отделов.

Директор оздоровительного комплекса «Саулык» ведет руководство оздоровительными лагерями «Солнечный», «Следопыт», «Крылатый», «Звездный». Его деятельность подотчетна генеральному директору.

Директор гостиниц КАМАЗ», «Набережные Челны» и общежитий руководствуется распоряжениями, приказами генерального директора.

Главный бухгалтер ведет деятельность по составлению документальных отчетов фирмы. Его деятельность подотчетна генеральному директору.

Структуру персонала можно увидеть на рисунке 2.1.1.

Рис. 2.1.1 Структура персонала ЗАО «КАМАЗжилбыт»

Мужчин в ЗАО «КАМАЗжилбыт» – 47%, что составляет 364 человека, женщин – 53%, что составляет 411 человек. Средне списочная численность работников – 775 чел. (100%). Самому молодому сотруднику 17 лет, самому взрослому 60 лет.

50% персонала  фирмы имеют высшее образование  и работают по специальности; 20% персонала фирмы также имеют высшее образование, но работают не по своей специальности; 30% персонала фирмы имеют только техническое образование.

Рассмотрим структуру персонала ЗАО «КАМАЗжилбыт» по возрасту (см. рис. 2.1.2.).

Рис.2.1.2 Структура персонала «КАМАЗжилбыт» по возрасту

Из данных рисунка видно, что большинство сотрудников ЗАО «КАМАЗжилбыт» находятся в активном трудовом возрасте от 20 до 50 лет. Остальные 14 % находятся в предпенсионном возрасте.

Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:

а) управленческий персонал (генеральный директор, зам. генерального директора, директор о/к «Саулык», директор гостиниц и общежитий, коммерческий директор, главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера, начальники отделов и др.) – 20%,

б) основной персонал (работники, занятые обслуживанием клиентов) - 52%,

в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание управленческого и основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно-гигиеническое состояние организации) – 28%.

На основе статистических данных, хранящихся в отделе кадров, рассмотрим текучесть кадров в некоторых отделах (бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, договорной отдел, отдел коммерции и маркетинга, отдел продаж; всего 37 человек) за последние три года (2011-2013гг.)

 

Таблица 2.1.3

Текучесть кадров в ЗАО «КАМАЗжилбыт» (%)

Отдел

Уволилось (%)

Принято (%)

2011

2012

2013

2011

2012

2013

Бухгалтерия (8 человек)

3

8

11

3

5

11

Отдел кадров (8 человек)

8

11

16

5

8

16

Юридический отдел (5 человек)

3

3

8

0

0

13

Договорной отдел (5 человек)

5

0

3

0

3

3

Отдел коммерции и маркетинга (5 человек)

3

5

3

3

5

3

Отдел продаж (6 человек)

5

0

5

3

3

5

Итого: 37 человек

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Информация о работе Анализ организационной культуры предприятия и её влияние на эффективность управления ЗАО «КАМАЗжилбыт»