Анализ организационной культуры предприятия на примере ООО «Главный бухгалтер – ИНФО»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:14, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – доказать влияние организационной культуры хозяйствующего субъекта на эффективность его работы, обосновать необходимость формирования организационной культуры.
Объектом исследования является взаимосвязь организационной культуры хозяйствующего субъекта и конечных результатов его деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Организационная культура: сущность, значение
1.2. Организационный климат как составляющая оргкультуры
2. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ
2.1. Функции организационной культуры
2.2. Структура организационной культуры, ее основные элементы
2.3. Типы организационной культуры
3. анализ Организационнойй культуры предприятия на примере ООО «Главный бухгалтер – ИНФО».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 70.37 Кб (Скачать файл)

Итак, как видно из получившейся гистограммы, в организации преобладает оргкультура конкуренции и клана. Это значит, что организация в долгосрочной перспективе сосредоточена на внешних факторах, потребности в стабильности и управляемости (контроле), ориентирована на результаты. Люди ориентированы на конкретные персональные цели. Успех определяется в терминах завоевания доли рынка. Стиль организации – жестко довлеющая конкуренция.

Но, при этом не остаются без внимания и внутренние проблемы. Присутствуют гибкость, забота о людях и чувствительность к заказчику. Целостность организации поддерживаемся лояльностью или традициями. Поощряется командная работа, соучастие и единодушие. Успех определяется в терминах заботы о людях и чуткости к потребителю.

Таким образом, в организации присутствует здоровая конкуренция за рабочее место и лучшие результаты труда, но при условии создания психологически комфортной атмосферы в коллективе.

Данную классификацию можно подвести под изложенную в первой главе: оргкультура конкуренции – это культура власти (авторитарная, Зевса); иерархическая – ролевая (бюрократическая, Аполлона); культура творчества – культура задачи (Афины) и культура клана – культура личности (Диониса).

Другими словами, организации характерна авторитарная оргкультура и оргкультура личности.

Тест № 3. Определим силу организационной культуры ООО «Главный бухгалтер – ИНФО». В приведенной таблице ответим на предлагаемые вопросы, выбрав наиболее подходящий вариант ответа:

 

Полностью не согласен

     

Полностью согласен

1. Практически все менеджеры и  большинство работников могут  описать ценности компании, ее  цель, осознают важность покупателей

1

2

3

4

5

2. Члены организации четко осознают  свой вклад в достижение целей  организации

1

2

3

4

5

3. Действия менеджеров обычно  согласуются с принятыми в  компании ценностями

1

2

3

4

5

4. Поддержка других работников, даже  из других отделов, является нормой  и оценивается по достоинству

1

2

3

4

5

5. Компания и ее менеджеры ориентированы  скорее на долгосрочные, нежели  краткосрочные перспективы

1

2

3

4

5

6. Лидеры стремятся развивать  и воспитывать своих подчиненных

1

2

3

4

5

7. К найму новых работников  относятся очень серьезно, с претендентами  проводится несколько интервью, ориентированные на выявление  у них черт, соответствующих культуре  компании

1

2

3

4

5

8. Новичкам предоставляется как  положительная, так и отрицательная  информация о компании; они имеют  возможность сделать осознанный  выбор о целесообразности работы  в фирме

1

2

3

4

5

9. Критерий перехода сотрудника  на новую ступеньку иерархической  лестницы — его профессионализм, а не интриги и знакомства

1

2

3

4

5

10. Ценности компании подчеркивают  необходимость эффективной деятельности, адаптации к непрерывно изменяющейся  внешней среде

1

2

3

4

5

11. Следование миссии и ценностям  компании важнее, чем соответствие  процедурам и стилю одежды

1

2

3

4

5

12. Вы слышали рассказы о лидерах  или героях компании

1

2

3

4

5

13. В компании проводятся церемонии  награждения сотрудников, внесших  существенный вклад в дело  компании

1

2

3

4

5

Общая сумма баллов

59


Подсчитаем общую сумму баллов. Сумма в 52 балла и выше будет означать, что в исследуемой организации существует мощная, стабильная, прочная организационная культура, схожая с оргкультурой Procter & Gamble и Hewlett-Packard. Если оценка будет находится в диапазоне от 26 до 51 балла, компания характеризуется умеренно сильной оргкультурой (American Airlines, Coca-Cola, Citibank). Если организация наберет менее 25 баллов, ее оргкультура, что, наиболее вероятно, отнюдь не способствует адаптации к внешней среде и не соответствует потребностям ее членов [4].

Сумма баллов равна 59, следовательно, ООО «Главный бухгалтер – ИНФО» обладает мощной организационной культурой.

Существующая в ООО «Главный бухгалтер – ИНФО» оргкультура находит свое отражение в оргструктуре. Поскольку авторитарная организационная культура преобладает, то реализуется она через иерархическую организационную структуру, задающую четкую систему подчиненности, а поскольку в организации ощущается присутствие оргкультуры, ориентированной на человека, иерархичность и строгая подчиненность сглаживаются. Например, всегда можно обратиться с вопросом к своему прямому руководителю, минуя непосредственного. И присутствие ориентированной на человека оргкультуры вполне необходимо и оправдано. «Я начну волноваться, если в организации не будет некоторой анархии, – говорит Джон Скалли (Apple Computer). – Это как ртуть: в малых количествах это лекарство, а в больших – она может убить вас. Мы не определяем обязанности для творческих людей в традиционном смысле в том, что они должны присутствовать на работе с 8 до 5 – и не контролируем точность их прихода и загруженность работой. Вместо этого они отвечают за результаты своей работы» [14].

Теперь проанализируем организационный климат. Отметим наиболее подходящий ответ к предлагаемым ситуациям.

СИТУАЦИЯ

Нет

Скорее нет

Скорее да

Да

1.В случае срывов, неудач, нарушений  в моей фирме всегда идет  активный поиск виновных

   

 

2. Многие сотрудники стремятся  обезопасить себя докладными  записками и другими бумагами

     

3. Доступ к информации зависит  от положения работника (в глазах  начальства), а не от его функций

     

4. Нет ясности, какие цели ставит  перед собой фирма, группа. Цели  неизвестны многим

     

5. Если допущена ошибка, об этом  первым узнает не допустивший  ее работник, а его начальник  или коллеги

 

   

6. Господствует «эгоизм группы»

     

7. Сотрудники редко относят к  себе принятые решения. Скорее, они воспринимают эти решения не как свои, а как – «Что, начальники наши не знают, куда это все ведет?»

 

   

8. Спокойно и планомерно заняться  собственной работой удается  после рабочего дня. До этого  всегда есть что-то более важное

     

9. Большинство руководителей не строитуправление на коллегиальной основе. Прямо или косвенно они дают понять, что предпочитают «ясную» систему: «приказ-подчинение»

     

10. Когда речь идет о руководителях, обычно говорят: «Эти там, наверху»

     

11. Конфликты возникают чаще всего  из-за мелочей

 

   

12. Совещания длятся слишком долго  и завершаются часто безрезультатно

     

13. Насколько хорошо работник справляется  со своими обязанностями, он узнает  крайне редко. Он даже не знает, по каким критериям оценивают  его труд

     

14. Трудно и почти бесперспективно  выдвигать и «пробивать» новые  идеи и предложения по совершенствованию  производственных процессов

     

15. Энтузиазм в работе – редкость

 

   

16. В принципе, работники четко  делятся на два вида: «старики» (люди первого призыва, «пионеры») и новички

   

 

17. Многие работники «окапываются», заняты подстраховкой «на все  случаи жизни», используя для  этого свои должности и проявляя бдительность в отношении своих прав

 

   

18. Когда оценивается работа, то  чаще всего это происходит  на основе эмоций и поверхностных  наблюдений

     

19. Многих работников мучает мысль, зачем они так долго учились  тому, чего не дают применить. Они чувствуют, что не могут  показать, на что способны

 

   

20. Не часто работники осознают, что потери времени и недобросовестная  работа угрожают интересам фирмы  и их собственным

 

   

21. Работники, в общем-то, не хотят  коллективного управления. Они не  хотят знать, куда идет фирма, хотят делать то, что им укажут, и не переживают, если эти указания  оказались неверными

     

ИТОГО:

12

7

2

 

Результаты теста:

Просуммируем отметки по каждой графе ответов. Чем выше будет полученная цифра в первых столбцах, тем лучше психологический климат, тем выше степень его зрелости. Чем выше показатель, полученный в последних столбцах, тем выше опасность конфликтов и неприятностей для коллектива [19]. Крайние столбцы – это абсолютные показатели. Отметки в этих столбцах поставлены без малейшего колебания или сомнения в достоверности и соответствии ответа реальной ситуации. Средние столбцы – показатели относительные. Отметки в них говорят о том, что ситуация еще не до конца определена и время от времени тяготеет к одному из крайних столбцов. Судя по абсолютным показателям можно сказать, что в коллективе более чем на 50% сформировался здоровый организационный климат. Относительные показатели же свидетельствуют о продолжающемся процессе формирования положительного организационного климата.

Итак, на основании проведенных тестов можно сказать, что компании свойственно устойчивое сочетание авторитарной организационной культуры и оргкультуры личности. Организационный климат при этом здоров, но имеет тенденцию к изменчивости.

Организационная культура организации находит свое отражение и в документах (планах, программах, приказах, распоряжениях, положениях, должностных инструкциях). Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и руководителей, чем в документах, игнорировать этот источник информации не следует.

На одном из этапов собеседования при приеме на работу потенциальному сотруднику предоставляют возможность «поверхностного» знакомства с организационной культурой организации – полистать небольшую папку, где отражены основные идеи, ценности, философия компании.

Заключение

1. Существует множество  определений термина «организационная  культура», однако большинство авторов  сходятся на том, что организационная  культура – это система ценностей  и убеждений, разделяемых всеми  работниками фирмы, предопределяющая  их организационное поведение, характер  жизнедеятельности организации.

2. Организационную культуру  следует отличать от таких  понятий как «культура организации», «корпоративная культура», «деловая  культура».

3. По отношению  к организации культура выполняет  ряд важных функций: охранную, интегрирующую, регулирующую, коммуникационную, адаптивную, ориентирующую, мотивационную, воспитательную  и функцию формирования имиджа.

4. Организационная культура  оказывает сильное влияние на  различные аспекты функционирования  организации. При этом организационная  культура может как «тормозить»  развитие, так и стимулировать  его. Особенно влияет организационная  культура на выработку организационной  стратегии и возможности ее  реализации.

5. На организационную культуру  любой организации влияет культура  общества.

6. На предприятиях Республики  Беларусь доминирующим типом  культуры нынешнего периода является бюрократическая культура ролей.

7. ООО «Главный бухгалтер  – ИНФО» свойственно устойчивое  сочетание авторитарной организационной  культуры и оргкультуры личности. Организационный климат при этом здоров, но имеет тенденцию к изменчивости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.amr.ru

2. http://www.countries.ru

3. http://www.emsi.ru

4. http://www.esperto. ru

5. http://www.management.com.ua

6. http://www.mti.ru

7. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.

8. Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. № 3, 2001. (с. 184-195, 199-200).

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. М.: Гардарики, 2000.

10. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело, 1999.

11. Глушаков В. Сильная корпоративная культура – основа инновационного развития предприятий. // Наука и инновации. № 3-4, 2003. с. 14-20.

12. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М.: ЗАО Бизнес-школа Интелсинтез, 2001.

14. Мешайкина Е.И. Организационная культура предприятий в Беларуси и Польше. // Социология. № 4, 2002. с. 63-70.

15. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 2000.

16. Романов П.В. Культурные символы в социально-антропологических исследованиях организаций. // Журнал социологии и социальной антропологии. № 3, 2002.

17. Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим!? // Управление персоналом. № 11, 2000. с. 25-27.

18. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации. М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2001.

19. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры. // Управление персоналом. № 11, 2000. с. 39-44.

20. Уткин Э.А. Курс менеджмента. М.: Зерцало, 1998.

21. Хант Дж. Организации как культуры. // Управление изменением. № 5, 2001. (с. 51-52, 57-61, 65).

22. Щербина В.В. Социальные теории организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

23. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции. // Социологические исследования. № 7, 1996. с. 47-55.

 


Информация о работе Анализ организационной культуры предприятия на примере ООО «Главный бухгалтер – ИНФО»