Анализ причин межличностных конфликтов на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных функций управленцев и специалистов разного уровня является решение проблем через разрешение противоречий и конфликтов. Для этого требуются теоретические разработки, доведенные до уровня технологий, которые можно применять непосредственно в практике. Формирование представлений о конфликтах, адекватных социально-позитивным процессам в обществе должно основываться на теоретических разработках, не «оторванных» от реальных процессов. Целью настоящей работы является социально-психологический анализ межличностных конфликтов на производстве и причин их вызывающих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Межличностные конфликты в организации 5
1.1.Сущность конфликта, его типы и функции 5
1.2.Этапы развития конфликта 10
1.3. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов 13
Глава 2.Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии 18
2.1.Анализ конфликтных ситуаций на предприятии 18
2.2.Методы разрешения межличностных конфликтов 25
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Рис.1.3. Стадии развития конфликта

Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т. д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это - общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап - созревание. Из многообразных связей и отношений субъект начинает выбирать те, на которых центрируется принятие или непринятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д. Конкретно выделяется субъект как носитель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих конкретной группе или человеку.

Третий этап - инцидент. Часто перед этим этапом происходит некоторое «затишье», выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «борца за справедливость» и др. Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все что угодно, например, «не таким тоном сказано», «не так взглянул», «не предупредил» или, наоборот, покритиковал, или промолчал - все это лишь «зацепка».

Четвертый этап - столкновение (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взрывом. Прямое столкновение проявляется во всех планах: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противостоянии и конфронтации. Этот этап характеризуется: ярко выраженными оппозициями; выделением предмета конфликта, осознанного субъектами; появлением третьей стороны (наблюдателей, групп поддержки и проч.); определением масштаба и границ конфликтной ситуации; предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте; появлением фактов, подтверждающих необходимость столкновения.

Пятый этап - развитие конфликта. Говоря о развитии, мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в конфликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное влияние на конфликт. В динамических подвижках происходит развитие конфликта.

Шестой этап - последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое - доминирование разрушительных процессов, второе - доминирование созидательных процессов.

По времени, конфликтная ситуация и конфликты  могут быть скоротечными или вялотекущими, однако последовательность, при этом, сохраняется. Проведение диагностики  на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того какие характеристики в них доминируют.

При этом следует  учитывать, что в длительных конфликтах часто доля делового содержания с  течением времени уменьшается и  начинает доминировать личностная сфера, что и представлено на рис. 1.4.

Рис.1.4. Соотношение деловой и личностной сфер конфликта

Зная закономерности развития этапов конфликтной ситуации и место конфликта в нем  необходимо выработать рациональное отношение  к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно.

Таким образом, межличностным конфликтам всегда предшествуют конфликтные ситуации, в которых  проявляются разногласия, накапливаются  взаимные противоречия и проявления отрицательных эмоций, а также конфликтогенных черт характера индивидов. Межличностные конфликты часто имеют тенденцию перерастания в межгрупповые конфликты.

1.3. Наиболее типичные причины межличностных  конфликтов

Анализу причин возникновения межличностных конфликтов посвящены многие исследования современных авторов Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 1999; Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000; Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос, 2000; Чумиков А.Н. Управление конфликтами. - М., 1995; Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: «Наука», 1989. и др.. Большинство из них указывают на две группы причин конфликтов: объективные и субъективные.

Возможность конфликтов, справедливо подчеркивает Г.Фомин Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№ 6., заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать прежде всего социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

Конфликты занимают значительное место в жизни каждого  человека, поскольку последствия  некоторых конфликтов бывают слишком  ощутимы на протяжении многих лет  жизни. Бывает так, что в одних  случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности.

Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником  жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом  для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью  всех решений, принимаемых другими  сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Одной из типичных причин социально-психологических  межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие. Теоретическая основа анализа межличностных конфликтов была разработана американским психологом Э. Берном, который предложил своеобразную сетевую модель описания взаимодействия партнеров (рис. 1.5) Берн Э. Игры, в которые играют люди/ Пер. с англ., общ. ред. М. С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988..

Рис.1.5.Сетевые  модели ролевого взаимодействия партнеров

Каждый человек  в процессе взаимодействия с окружающими  вынужден играть более десятка ролей, причем далеко не всегда успешно. В  предлагаемой модели каждый партнер  может имитировать роль С - старшего, Р - равного или М - младшего. Если ролевое взаимодействие сбалансировано, то общение может развиваться бесконфликтно, иначе при дисбалансе ролей возможен конфликт.

Н. В. Гришина  Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000., изучая межличностные  конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины.

Во-первых, конфликты  вызываются факторами, препятствующими  достижению людьми основной цели трудовой деятельности- получению определенных продуктов. Такими факторами могут  быть: а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе на конвейере); б) перенос, проблем решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители); в) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства-подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя.

Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими  достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности- достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся: а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива; б) нерешимость ряда организационных вопросов «по вертикали» (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали; в) функциональные нарушения в системе «руководства-подчинения», препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.

В-третьих, возникающие  в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются  несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям.

Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том  числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить еще  немало других, порожденных организационной  практикой.

Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.

Самая большая ошибка, по мнению Г. Гагаринской, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование интересов работников, предъявление огромного количества претензий) Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение.//Кадры, 1996-№ 6.. По мнению другого автора - С. Климовой, «проблема нынешних трудовых конфликтов у большинства фирм состоит в том, что потенциальные противники или партнеры ошибаются по поводу мотивации других и не склонны строить договорные отношения с союзниками об условиях их участия в конфликте и об условиях разрешения конфликта с противником» Климова С. Трудовые конфликты на российских предприятиях.//Кадры, - № 5. - 1997.. Конфликты, по словам автора, могут возникать по разным причинам и также по-разному влиять на состояние дел в фирме. Автор предостерегает руководителей организаций от игнорирования проблем, возникающих внутри фирмы, и говорит об опасности последних, так как они могут отличаться разрушительными результатами.

В конфликте важно проявлять  интерес и заботу к работникам. Никогда не откладывать решение  разногласий на потом, необходимо активно  поддерживать сотрудничество внутри организации.

Анализируя конфликты, автор считает целесообразным «обращать  внимание на стороны конфликта, на промежуточные  и конечные цели участников конфликта  и на то, при каких условиях следует  ожидать, что данный конфликт может  привести к обострению ситуации» Там же..

Вместе с тем признается, что простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а  часто даже усугубляют его, переводя из категории бурноразвивающихся и  краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний  периода его полного разрешения.

Во многом такое положение  обусловливается неправильным представлением руководителя о природе конкретного  конфликта и использованием несоответствующего инструментария.

По мнению Е. Поповой Попова Е. Внутрифирменные  конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 1997.- № 5., в наше время конфликты в организациях не только возможны, но и желательны. Вся проблема, по словам автора, заключается в умении управлять ими. Проблема конфликта в организации содержится в том, какую позицию в нем занимает руководитель, знает ли он сильные и слабые стороны данной организации. Самой большой ошибкой руководителя в управлении этой ситуацией становится игнорирование проблемы. Автор говорит, что конфликты могут развиваться различным образом, следовательно, возможны различные методы их преодоления (например, структурные и межличностные).

Для решения  конфликта важно знать все  его скрытые и явные причины, провести анализ различных позиций  и интересов сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение проблемы.

К сожалению, практика показывает, что нет универсальных  способов преодоления конфликта.

Глава 2.Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии

2.1.Анализ  конфликтных ситуаций на предприятии

Для того, чтобы  изучить причинный комплекс, вызывающий конфликтные ситуации на производстве, мы провели опрос работников малых  предприятий Санкт-Петербурга. Наш  анализ был построен на психологическом  обследовании 5 руководителей среднего звена управления и 20 рабочих и служащих пяти предприятий (табл.2.2).

Таблица 2.2.

Перечень  предприятий, работники которых  приняли 

участие в  обследовании

 

Предприятия

Количество работающих, чел.

 

ООО «Русь»

10

 

Агентство недвижимости «Центр»

45

 

ООО «Алладин»

12

 

ЗАО «Вектор»

48

 

Компьютерный клуб «Фобос»

8

 
     

 

Анализ полученных ответов руководителей показал, что основные конфликты, происходящие в организациях, относятся к сфере  производственных отношений между  руководителями и подчиненными (80%). Следующими по значимости идут конфликты, затрагивающие межличностные отношения в основном между самими работниками (20%).

Показательно, что, по мнению руководителей, в конфликтах виноваты обе стороны, т.е. и руководители, и работники. Причем конфликты затрагивают как сферу производства, так и межличностные взаимодействия. В возникших конфликтах руководители в 50% случаев активно участвуют в них, а в 50% - наблюдают за их развитием, являясь пассивными участниками конфликтов.

Информация о работе Анализ причин межличностных конфликтов на производстве