Анализ системы мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является основных направлений совершенствования мотивационного механизма на предприятии Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ).
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятия мотивации и стимулирования труда;
провести краткий обзор теорий мотивации персонала;
описать виды мотивации и стимулирования персонала, применяющиеся на коммерческих предприятиях;
охарактеризовать Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ)
проанализировать систему мотивации и симулирования труда персонала на Самарском Металлургическом Заводе (ОАО СМЗ).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..…3
1.Теоретические аспекты мотивации и стимулирования труда персонала………………………………………………………………………...…..5
1.1. Теории мотивации…………………………………………………………...….5
1.2. Виды мотивации………………………………………………………...……..13
1.3 Влияние мотивации на текучесть кадров……………….…………….……...16
2. Анализ управления мотивацией труда персонала на предприятии Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ)………………………………………………………………………………...18
2.1 Краткая характеристика ОАО «СМЗ»……………………………………...…18
2.2 Процесс мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»..……………….…....….18
2.3 Анализ системы мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»…………………………………………………………………………........22
2.4 Необходимость в разработке системы мотивации ОАО «СМЗ»………..….23
2.5 Предложения по совершенствованию материального и нематериального стимулирование труда персонала на ОАО «СМЗ»…………………………...….26
2.6 Предложения по совершенствованию системы внутренней мотивации персонала……………………………………………………………….…………..30
Заключение……………………………………………………………….……...…36
Список литературы……………………………………………………….……..…39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2 мэнедж.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..…3

1.Теоретические  аспекты мотивации и стимулирования труда                    персонала………………………………………………………………………...…..5

1.1. Теории мотивации…………………………………………………………...….5

1.2. Виды мотивации………………………………………………………...……..13

1.3 Влияние мотивации на текучесть  кадров……………….…………….……...16

2. Анализ управления мотивацией  труда персонала  на предприятии Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ)………………………………………………………………………………...18

2.1 Краткая характеристика ОАО «СМЗ»……………………………………...…18

2.2 Процесс мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»..……………….…....….18

2.3 Анализ системы мотивации  труда персонала ОАО «СМЗ»…………………………………………………………………………........22

2.4 Необходимость в разработке  системы мотивации ОАО «СМЗ»………..….23

2.5 Предложения по совершенствованию материального и нематериального стимулирование труда персонала на ОАО «СМЗ»…………………………...….26

2.6 Предложения по совершенствованию системы внутренней мотивации персонала……………………………………………………………….…………..30

Заключение……………………………………………………………….……...…36

Список литературы……………………………………………………….……..…39

                                                 Введение

 

Проблема стимулирования труда  занимает одно из ключевых положений  экономической теории, и очень  актуальна в наше время. Побуждение  людей к активной трудовой деятельности является предметом пристального внимания как зарубежной, так и отечественной науки. В научных исследованиях последних лет как, впрочем, и в хозяйственной практике отмечается снижение трудовой активности наемных рабочих и служащих, их индифферентность к делам предприятий и фирм. Поиски новых подходов побуждения человека к активному труду сосредоточиваются  на трех вполне очевидных направлениях:

  1. анализ объективных предпосылок формирования новых стимулов труда;
  2. теоретическое осмысление системы стимулов;
  3. формирование действенной модели стимулирования и перспективы ее развития.

Органические изменения в производстве влияют на интересы и потребности  людей, их представление о  месте  и роли труда в жизни человека.  Вместе с традиционными отраслями производства, присущими уходящей эпохе, утрачивает свое значение представление о труде как источнике жизни. В большинстве процветающих стран он перестает быть средством выживания, обязанностью перед семьей, необходимостью сохранения элементарных условий жизни. Материальные потребности людей практически удовлетворены и продолжают удовлетворяться. Общество беспрепятственно создает материальные блага высокого качества, в остаточном количестве, разнообразном ассортименте, доступные для приобретения. В структуре потребительских предпочтений материальный продукт постепенно снижает свое первостепенное значение. Набирают силу интересы  и потребности  людей нематериального характера.  Движущей силой труда становятся не только и не столько материальные результаты производства, сколько интересы и потребности  самого работника в совершенствовании своей деятельности, ее приспособлении к восприимчивости к достижениям научно – технического прогресса, росте профессионализма, компетентности, продвижении по службе, овладении новыми специальностями, творчестве. Мотивы труда все больше ориентированы на новую систему ценностей, отвечающую перспективным тенденциям наибольшего личного роста.

Целью исследования является основных направлений совершенствования мотивационного механизма на предприятии Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ).

Для достижения поставленной цели в  работе необходимо решить следующие  задачи:

  • раскрыть понятия мотивации и стимулирования труда;
  • провести краткий обзор теорий мотивации персонала;
  • описать виды мотивации и стимулирования персонала, применяющиеся на коммерческих предприятиях;
  • охарактеризовать Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ)
  • проанализировать систему мотивации и симулирования труда персонала на Самарском Металлургическом Заводе (ОАО СМЗ).

 

 

1. Теоретические  аспекты мотивации и стимулирования  труда персонала

1.1. Теории мотивации

В самом общем виде мотивация  человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих  человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.

Под мотивами понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления, однако всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать сотрудников – значит затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе труда.

Теперь рассмотрим основные задачи мотивации труда персонала:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим  анализ:

  • процесса мотивации в организациях;
  • индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними;
  • изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

 Для решения данных задач  применяются различные методы мотивации, сущность которых рассмотрим ниже.

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго. Его основой служила: мысль о том, что ты можешь достичь или страх перед неприятностями в случае не достижения цели. Постепенно этот метод трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

 С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека.

В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека.

Принимая во внимание сказанное, можно  попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей, потребностей.

Потребности - это то, что возникает  и находится внутри человека, что  достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.

Существуют несколько основных теорий мотивации:

1. Теория мотивации по А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира.
  • социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,
  • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

В этой теории долг руководителя заключается  в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

2.Теория мотивации  Дэвида Мак Клелланда. Согласно этой теории структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег.

Согласно теории Мак Клелланда  люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

 3. Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

 Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:

  • руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
  • сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
  • сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
  • сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.

4.Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

 Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники.

5.Теория мотивации  Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Существуют три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение адекватно с затраченными усилиями. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.

6.Концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора

Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации  деятельности человека, ориентирующих на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора1, который анализирует две условно называемые теории: «теорию икс (х)» и «теорию (у)».

Теоретические положения, лежащие  в основе побуждения человека к труду, представлены двумя основными концепциями – концепцией рационального поведения «человека экономического» - «теория х»  и концепцией иррационального поведения «человека социального» - «теорией у». В экономических теориях неоклассического толка широко использовалась и длительно разрабатывалась первая концепция, согласно которой  человек по природе своей ленив и безынициативен, стремится к удовлетворению собственного интереса, выраженного в деньгах или сводимого к деньгам. Трудовые усилия проявляет лишь тогда, когда они обусловлены стремлением личной выгоды, личного обогащения, ростом собственного благосостояния. Увлекаемый перспективами материального вознаграждения, он приспосабливается  в своем поведении к изменяющимся условиям экономической среды, руководствуясь принципом инструментальной рациональности: глубокое влияние денег на человека заставляет его проделывать необходимые расчеты, сопоставлять между собой затраты труда и величину вознаграждения за труд, определяя решения и поступки. Ориентация на материальный результат – это та движущая сила, которая подталкивает человека к активному труду, - таков вывод этой концепции. Следуя ему, преодоление внутреннего сопротивления человека к труду возможно лишь через систему личной материальной заинтересованности, что на практике развернулось в разработку модели использования человека в производстве, которая прочно увязывала рост производительности труда с системой материальных стимулов.

Критической оценке был подвергнут первый и основной постулат концепции – рациональность. В частности отмечалось, что в современно обществе человек не всегда придерживается идеальной схемы рационального поведения. Он редко предельно четко ориентируется в условиях экономической среды, не всегда способен предвидеть ее изменения, часто не располагает конкретным образом действий и т.д. Человек остается человеком. Его расчеты коммерческого характера нередко вытесняются укоренившимися привычками, особенностями характера, сложившимися взглядами, социальными традициями, нормами общественной жизни. Сведение его поведения исключительно к жажде личной выгоды, а побудительной силы труда – к наживе  и обогащению, возводит человека в ранг крайней формы индивидуализма и стяжательства, что противоречит его подлинной природе.

Информация о работе Анализ системы мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»