Анализ системы мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является основных направлений совершенствования мотивационного механизма на предприятии Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ).
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятия мотивации и стимулирования труда;
провести краткий обзор теорий мотивации персонала;
описать виды мотивации и стимулирования персонала, применяющиеся на коммерческих предприятиях;
охарактеризовать Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ)
проанализировать систему мотивации и симулирования труда персонала на Самарском Металлургическом Заводе (ОАО СМЗ).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..…3
1.Теоретические аспекты мотивации и стимулирования труда персонала………………………………………………………………………...…..5
1.1. Теории мотивации…………………………………………………………...….5
1.2. Виды мотивации………………………………………………………...……..13
1.3 Влияние мотивации на текучесть кадров……………….…………….……...16
2. Анализ управления мотивацией труда персонала на предприятии Самарский Металлургический Завод (ОАО СМЗ)………………………………………………………………………………...18
2.1 Краткая характеристика ОАО «СМЗ»……………………………………...…18
2.2 Процесс мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»..……………….…....….18
2.3 Анализ системы мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»…………………………………………………………………………........22
2.4 Необходимость в разработке системы мотивации ОАО «СМЗ»………..….23
2.5 Предложения по совершенствованию материального и нематериального стимулирование труда персонала на ОАО «СМЗ»…………………………...….26
2.6 Предложения по совершенствованию системы внутренней мотивации персонала……………………………………………………………….…………..30
Заключение……………………………………………………………….……...…36
Список литературы……………………………………………………….……..…39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2 мэнедж.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы заинтересовать человека не просто в выполнении своей работы, но в максимальном напряжении сил, в наибольшей отдаче, нужно использовать структуру потребностей людей, которые удовлетворяют внешним и внутренним вознаграждениям. Внешние вознаграждения это продвижение по службе и материальная заинтересованность работников. Внутренние вознаграждения – чувства успеха при достижении цели, которое человек получает в процессе работы. Проиллюстрировать это можно следующими примерами.

Каждый работник может  рассчитывать на признание собственных  успехов и достижений администрацией и руководством предприятия. Кроме ежегодной, достижению этой цели служит трудовое соперничество, организованное на заводе с целью улучшения производственных показателей, достижения высокого качества продукции, повышение технологической и трудовой дисциплины. Итоги соперничества подводятся ежеквартально. Подразделения и работники завода борются за звание: «Лучшая бригада», «Лучший рабочий по профессии», «Лучший мастер завода», «Лучший специалист завода», «Лучший молодой специалист завода». Победители соперничества награждаются денежными премиями и туристическими путевками.

Признание успехов работников завода не только администрацией ОАО  «СМЗ», но и на более высоких уровнях  – в городе, области, федерации, –  является серьезным стимулом к собственном профессиональному совершенствованию и как следствие, к совершенствованию, повышению эффективности системы качества.

Анализ данных (статистика, опросы), отражающие мнения сотрудников о работе на предприятии, позволяет скоординировать работу руководства с персоналом, способствует поиску и установлению атмосферы взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания между работниками и работодателями. С этой целью на заводе регулярно проводятся встречи руководителей разного ранга с коллективами подразделений, советом трудового коллектива, советом мастеров, молодыми специалистами. Проводятся полугодовые конференции по ходу выполнения коллективного договора, профсоюзные конференции, собрания акционеров, на основе полученной информации, администрация ОАО «СМЗ» разрабатывает меры по улучшению социальной обстановки на предприятии с целью достижения удовлетворенности персонала работой в организации.

 

 

2.3 Анализ системы  мотивации труда персонала ОАО  «СМЗ»

 

Рассмотренная система мотивации  ОАО «СМЗ» на первый взгляд кажется не просто безошибочной, а даже идеальной. В таких условиях работникам предприятия предоставлено обширное поле деятельности для внесения предложений по повышению качества продукции и повышению производительности труда. Сотрудники работают – получают вознаграждения: премии, туристические путевки, а кроме того просто моральное удовлетворение от выполненной работы, не работают в соответствии с требованиями – не получают таких преимуществ.

Очень верный шаг поставить роль должностной инструкции на такой  высокий уровень, что это считается  не просто формальностью, а практическим приложением к выполнению предоставленной работы. Здесь важно, чтобы ответственность, возлагаемая на сотрудника была соизмерима с его оплатой труда, и при этом чтобы сотрудник не терял ощущения важности ответственности. Потому что при слишком завышенной оплате труда может работать такой принцип: платят много – значит дорожат, а если дорожат – значит не уволят. Это очень опасная ситуация, которую необходимо заметить и вовремя разрешить.

Не мало важным преимуществом данной системы мотивации является изучение мнения работников по работе предприятия. Это дает возможность обратной связи между подчиненными и руководителями, что говорит о полноценно действующем системном подходе на предприятии. Обратная связь быстро показывает реакцию на проведенные изменения в производстве, в организации и в целом в деятельности предприятия, что позволит руководству предпринимать меры по совершенствованию деятельности предприятия в различных направлениях, что в свою очередь приводит к повышению конкурентоспособности предприятия, а значит и к увеличению общей выручки.

Администрация ОАО «СМЗ» целенаправленно  проводит мероприятия, по повышению  удовлетворенности персонала работой  на предприятии, используя разнообразные методы мотивации работников труда – материальное стимулирование, обеспечение социальными благами, поощрения за успехи и достижения.

 

2.4 Необходимость в разработке системы мотивации ОАО «СМЗ».

 

Рост конкуренции, совершенствование  технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. Необходимо изменять и требования к работнику. Главным здесь является признание высокой социальной ответственности, лежащей в первую очередь на управляющих. Современная организация это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. Современный подход организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это потребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.

Человеческий потенциал, способность  руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации. Человеческие ресурсы (персонал организации) – это все работники любой организации. Они включают в себя производственный персонал и управленческий персонал (кадры управления – руководители и специалисты – менеджеры).

На предприятии ОАО «СМЗ» проводятся многочисленные мероприятия по повышению мотивации персонала. Но все они отрывочны, непоследовательны. Необходимо введение общей системы мотивации персонала на предприятии, которая бы объединила отдельные мероприятия в единую систему.

 

Основные этапы создания системы  мотивации.

 

Цель мотивационной политики ОАО  «СМЗ» принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удерживать, совершенствование их профессиональной подготовки для выпуска наиболее качественной и конкурентоспособной продукции.

Именно человек как разумное, мыслящее существо выступает главным  фактором не только производства, но и  всего предприятия. Человек –  это не только затраты, но и фактор доходов, повышения производительности труда, повышения качества принимаемых решений и т.д. Поэтому современный менеджер должен относится к своим сотрудникам как к ценному ресурсу. Отличие подхода «человеческие ресурсы» от предшествующего подхода «человеческие отношения» заключается в положении об экономической целесообразности капиталовложений в человека (работника организации); поддержание его в трудоспособном состоянии, постоянном тренинге работников, создании условий для полного раскрытия его возможностей и способностей, заложенных в личности. В концепции «человеческие отношения» упор делается на создании оптимальных условий труда работника.

Взгляд на сотрудника как на источник расходов и затрат, которого надо покупать или которого надо сдерживать, в данном случае отсутствует. В философии менеджмента человеческих ресурсов сотрудники – это актив организации, человеческий капитал. Это означает меньший контроль над сотрудниками, на большую мотивацию и стимуляцию труда. При менеджменте человеческих ресурсов от самого сотрудника требуется активная позиция. Он больше не является объектом каких-то применяемых к нему мер или лицом, которому спускают циркуляры. Он лично ответственен за свои результаты труда, успехи и достижения, он сам должен следить за тем, реализует ли он те цели, которые сам себе поставил. Причем действует он во имя осуществления общих целей всей организации.

Некоторым менеджерам с трудом удается  относиться к своим сотрудникам как к ценному ресурсу, а не статье расхода. Однако во многих странах со свободной экономикой начинает преобладать ресурсный подход. И не потому, что как-то изменились сотрудники к лучшему, а из-за того, что индивидуальный подход позволяет предприятию достичь лучших результатов. Руководитель должен осознавать, что каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике.

 

 

2.5 Предложения по совершенствованию материального и нематериального стимулирование труда персонала на ОАО «СМЗ»

Экономические (прямые)

Сдельная оплата

Повременная оплата

Премии за рационализацию

Участие в доходах

Оплата обучения

Выплаты за отсутствие невыходов (в отличие от выплат по болезни)


 

Экономические (косвенные)

Льготное питание

Доплаты за стаж

Льготное пользование  жильем, транспортом и т.п.



Нематериальные

Обогащение труда

Гибкие рабочие графики 

Охрана труда

Программы повышения  качества трудовой жизни

Продвижение по службе

Участие в принятии решений  на более высоком уровне


 

 

При разработке системы мотивации  ОАО «СМЗ» необходимо работать в  двух направлениях: над материальным и нематериальным стимулированием. Рассмотрим более подробно каждый из видов.

Материальное  стимулирование направлено на повышение производительности труда и повышение качества изготовляемой продукции . Это связано с разработкой системы оплаты труда. Она должна главным образом учитывать особенности производства и специфику сферы деятельности. В качестве подобных стимулов на предприятиях машиностроения можно использовать премиальную систему. Она заключается в выплате премий за превышение объема выпуска продукции (в случае если конечно предприятие не работает под заказ) или повышение качества продукции или внесение предложений по снижению себестоимости продукции без ущерба качеству и т.п.

 

Система материального  стимулирования труда.

 

Немало важной системой оплаты является механизм введения разрядной системы должностных окладов. В этом случае разряд является интегральным показателем опыта (профессионализма) сотрудника и позволяет повышать оклад в рамках одной должности, одновременно повышая профессиональный статус сотрудника. Это особенно эффективно, когда в компании объективно ограничены возможности карьерного роста для персонала.

.

При материальном стимулировании руководителю следует исходить также из возможностей предприятия организовать ту или иную систему оплаты труда. Более подробно хотелось бы рассказать о нематериальном стимулировании, т.к. оно требует наименьших материальных затрат и более доступно для рассматриваемого предприятия.

Нематериальное стимулирование направлено на повышение лояльности сотрудников к компании одновременно со снижением издержек по компенсации сотрудникам их трудозатрат. Под нематериальными понимаются такие поощрения, которые не выдаются сотруднику в виде наличных или безналичных средств, однако могут требовать инвестиций со стороны компании.

Стимулы, не требующие  инвестиций со стороны компании:

  • Поздравления с днем рожденья (список именинников на информационном стенде, «теплые» слова, поздравления, подарок от всех сотрудников («в складчину»)). Важно, чтобы именинника от лица компании поздравлял один из руководителей организации.
  • «Витрина успехов» или «доска почета». Можно также вывешивать вырезки из газет, где положительно отмечается работа сотрудников компании. Особенно хорошо, если достижения связываются с целями и планом компании на текущий год.
  • Включение сотрудников в процесс принятия решений. Опросы, анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов или информирование об их сути, рассмотрение их предложений.
  • Похвала. Устная на общих собраниях и праздниках, вручение грамот, «поставить в пример».

 

Стимулы, требующие  инвестиций «работают» на повышение качества трудовой жизни. Сюда же относятся усилия компании по организации внутрифирменного обучения и корпоративных праздников.

  • Организация питания за счет компании.
  • Организация качественного медицинского обслуживания (медицинская страховка).
  • Улучшение организационно-технических условий на рабочих местах. К ним относятся: модернизация основных средств (компьютер, автомобиль и др.), совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, шумоизоляция и т.п., эргономика рабочего места), улучшение дизайна и прочие эстетические аспекты (оформление офиса, рабочего места, мебель).
  • Организация обучения (как внутри, так и вне компании).
  • Корпоративные праздники. Важно, чтобы кроме развлекательной программы была предусмотрена и официальная часть, посвященная успехам компании и сотрудников. Развлекательная часть принесет гораздо больше пользы, если будет включать элементы развития корпоративного духа.

 

Стимулы, требующие  инвестиций, распределяемые адресно.

  • Безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть).
  • Полная или частичная оплата проезда к месту отдыха или самого отдыха.
  • Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия.

Материальное стимулирование дает возможность получать более широкий  спектр в «обратной связи», реакции  и отношении сотрудников к работе.

2.6 Предложения по совершенствованию системы внутренней мотивация персонала

Информация о работе Анализ системы мотивации труда персонала ОАО «СМЗ»