Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:22, курсовая работа
Цель работы – анализ системы управления дополнительного образования.
Задачи преддипломной практики:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования учреждений дополнительного образования в Российской Федерации;
- проанализировать деятельность системы управления дополнительного образования на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Уголек».
Введение………………………………………….………………………...……..3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты функционирования учреждений дополнительного образования………………………….………….……6
1.1. Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации……………………………………………………………………………….6
1.2. Специфика и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации………….……………………..……..……....10
Вывод по главе 1………………………………………………………………..17
Глава 2. Анализ деятельности системы управления дополнительного образования на местном уровне…………………………………………...…………18
2.1. Общая характеристика деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Уголёк»………………………………………………………………………………..18
2.2 Организационная структура управления в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк»………………………………………………………………….……...……..23
2.3 Анализ структуры, численности и системы управления в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек»…………………………………………………………...…..……….32
Вывод по главе 2………………………………………………..…….……….. 43
Заключение………………………………….…………………………….…….44
Список источников……………………………………………...……………..47
В Центре работает мобильный коллектив педагогов высокой квалификации (84% из них имеют квалификационную категорию)
Социальное партнерство ДЮЦ «Уголек» налажено с дошкольными образовательными учреждениями, школами района и города, профессиональными образовательными учреждениями, специализированными детскими учреждениями, администрациями и коллективами предприятий и организаций и т.д.
Межведомственное взаимодействие МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк» с организациями города (таблица 3)
Таблица 3 - Межведомственное взаимодействие МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк» с организациями города
№ |
Направление |
Краткая информация |
1. |
Сотрудничество УДОД с образовательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, центрами социально-психологического консультирования, органами соцзащиты, правопорядка и т.д. (название организации, формы сотрудничества) |
29 договоров о совместной Количество педагогов дополнительного образования, работающих по договорам – 23 человека. Охват воспитанников – 260 человек. Сотрудничество МОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк» с ГИБДД, миграционной службой, жилищно-коммунальным хозяйством. |
2. |
Мероприятия и проекты, отражающие межведомственное взаимодействие (название совместных мероприятий, проектов; название организаций) |
Новогодние мероприятия, мероприятия по красным датам календаря, «Дни Именинника», «Выпускные мероприятия», «Отчетные мероприятия по итогам учебного года», сотрудничество с ЦОФ Абашевская. |
3. |
Сотрудничество УДОД с родительской общественностью (есть ли родительские объединения, их функции, участие в развитии УДОД: материальная помощь, помощь в организации и проведении мероприятий и т.д.). |
Родительский комитет участвует в развитии материально-технической базы (приобретение товарно-материальных ценностей и передача их учреждению на основании договоров пожертвования), оказывает помощь в организации образовательно-воспитательного процесса (организация и участие родителей в выездных мероприятиях с воспитанниками). |
4. |
Работа с семьей на базе УДОД (родительские собрания, организация семейного досуга, консультации для родителей, диагностика взаимоотношений в семье, исследования потребностей семьи и т.д.). |
Проведение родительских собраний, мероприятий по итогам учебного года, организация семейного досуга, консультации с родителями дошкольного возраста. |
Поиск новых форм и методов работы при поддержке методического отдела ведется постоянно. Педагоги не останавливаются на достигнутом, постоянно повышают свое педагогическое мастерство, используют инновационные формы и методы работы.
Приоритетные направления работы и развития структурных подразделений МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек» (таблица 4)
Таблица 4 – Приоритетные направления работы и развития структурных подразделений
Структурное подразделение и группировка по возрастным звеньям |
Набор по направленностям и объединениям |
Направление развития структурного подразделения |
ДЮЦ «Уголек» ул. Новаторов, 15 Офисное учреждение Площадь 360 кв м. |
Социально-педагогическая направленность Физкультурно-спортивная направленность Художественно-эстетическая направленность Культурологическая направленность |
Создание учебной базы по направлениям художественно- эстетического развития на основе внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс Компьютеризация учебной базы, интернет, электронная библиотека, внутренняя электронная сеть. |
Возрастной диапазон |
Объединения |
Целевая направленность программ |
- Дошкольное звено |
Почемучки Весёлая ритмика Музыкальный час Развиваемся вместе ИЗО Мастерок Танцы |
Построение модуля программ, предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности |
- Младшее школьное |
Английский язык Компик Карате Аккорд (игра на аккордеоне) Бисероплетение Фольклор Танцы |
Создание условий, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающегося за счет включения в различные учебные сообщества на основе программ дополнительного образования |
- Среднее звено |
Гитара Танцы Английский язык Компьютерный дизайн Фольклор Изо Журналистика Флористика |
Поддержка процессов самоопределения личности, готовности к ответственному выбору собственной образовательной траектории на основе участия в различных видах деятельности: учебной, проектной, игровой, художественной, исследовательской |
- Старшее звено |
Гитара Я – исследователь Тележурналистика Журналистика Вокал Аэробика Калланетик Делопроизводитель Танцы |
Создание профильных программ для сопровождения процессов профессионального самоопределения, осуществления повышенного уровня образования на основе компьютеризации ВОП, освоения проектной и исследовательской деятельности |
Клуб Дружба Структурное подразделение
Площадь 288 кв.м. |
Социально-педагогическая направленность гр. Физкультурно-спортивная направленность Художественно-эстетическая направленность Культурологическая направленность |
Создание учебной базы по направлениям декоративно-прикладного развития детей и дошкольного образован |
Возрастной диапазон |
Объединения |
Целевая направленность программ |
Дошкольное звено |
Почемучки Изо Мастерок Английский язык Бумажная фантазия |
Построение модуля программ, предшкольной подготовки с целью формированиияе познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности |
Младшее школьное |
Английский язык Карате Вокал Флористика Бумажная фантазия Макраме Компик ИЗО |
Создание условий, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающегося за счет включения в различные учебные сообщества на основе программ дополнительного образования |
Среднее звено |
Журналистика Флористика Гитара Тектоник ИЗО Танцы |
Поддержка процессов самоопределения личности, готовности к ответственному выбору собственной образовательной траектории на основе участия в различных видах деятельности: учебной, проектной, игровой, художественной, исследовательской |
Старшее звено |
Алгоритм Аэробика Калланетик Тектоник Танцы |
Создание профильных программ для сопровождения процессов профессионального самоопределения, осуществления повышенного уровня образования на основе компьютеризации ВОП, освоения проектной и исследовательской деятельности |
Социальное творчество |
Общественно-полезная деятельность, социальные пробы |
Создание условий для инициативного участия детей в социально значимом деле, акции, участие в детских общественных организациях, в проведении совместных досугово-развлекательных мероприятий |
Ул Р.Зорге, 74 Структурное подразделение Площадь 1065 кв м., в состоянии ремонта до 2011-12 уч.года |
Социально-педагогическая направленность Физкультурно-спортивная направленность Художественно-эстетическая направленность Культурологическая направленность |
Создание учебной базы по направлениям интеллектуального и эстетического развития детей |
Возрастной диапазон |
Объединения |
Целевая направленность программ |
Дошкольное звено |
Почемучки Изо Танцы |
Построение модуля программ, предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности |
Младшее школьное |
Создание условий, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающегося за счет включения в различные учебные сообщества на основе программ дополнительного образования | |
Среднее звено |
Танцы | |
Старшее звено |
||
Родители |
Организация самообразования родителей по программам специалистов (психолог, логопед, врачей-специалистов- на договорной основе) на основе принципов дистанционного обучения | |
Дети-инвалиды |
Социально-педагогическая направленность |
Организация работы с детьми-инвалидами: создание программ, организация дистанционного обучения |
На базе детских садов
Набор до100 чел |
Социально-педагогическая направленность .- Физкультурно-спортивная направленность Художественно-эстетическая направленность Культурологическая направленность |
Построение модуля программ, предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности на основе партнерских отношений между образовательными учреждениями |
На базе школ Набор до 200 чел |
Социально-педагогическая направленность Физкультурно-спортивная направленность Художественно-эстетическая направленность Культурологическая направленность |
Создание условий, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающегося за счет включения в различные учебные сообщества на основе программ дополнительного образования и партнерских отношений между образовательными учреждениями |
Общественно-полезная деятельность, социальные пробы |
Создание условий для инициативного участия детей в социально значимом деле, акции, участие в детских общественных организациях, в проведении совместных досугово-развлекательных мероприятий на основе партнерских отношений между образовательными учреждениями на | |
Другие учреждения -административный аппарат района и города, учреждения, предприятия |
Организация досуговых - тематических (к праздничным датам, профессиональным праздникам, торжествам, , - разовых (сопровождение разовых мероприятий, церемоний, конкурсов и т. д.) |
Расширение спектра досуговых мероприятий и числа социальных партнеров для обеспечения самоокупаемости оказываемых услуг |
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек». Дальнейшее развитие ДЮЦ «Уголек» возможно по направлениям сотрудничества с образовательными учреждениями Орджоникидзевского района и города, нацеленными на выполнение требований ФГОС:
- с дошкольными образовательными учреждениями по оказанию услуг для удовлетворения потребности в общем развитии детей и подготовке их к школе, в осуществлении консультативной и другой помощи родителям;
- с образовательными учреждениями общего образования на основе: интеграции со школами и налаживания партнерских отношений по выполнению задач воспитательно-образовательных программ, осуществлению взаимовыгодного социального партнерства с родителями и со специалистами по направлениям деятельности центра ;
- с образовательными учреждениями профессионального образования разного уровня через расширение услуг по профориентации и профильной подготовке обучающихся на основе внедрения современных средств обучения, привлечения кадров более высокой квалификации, налаживания взаимодействия и социального партнерства со специализированными учреждениями профессионального образования;
- с учреждениями культуры, Комитетом по делам молодежи г. Новокузнецка, общественными организациями, организационно-массовым отделом Администрации района и города по выполнению социального заказа на основании разработанного ДЮЦ «Уголек» перечня предоставляемых дополнительных услуг,
- с комитетами образования
Основная образовательная программа МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек» представлена содержательно 28 образовательными программами творческих объединений по 4 направленностям: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая культурологическая.
Образовательные программы, реализуемые в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк» (Таблица 5)
Таблица 5 – Образовательные программы, реализуемые в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголёк» за 2012-2013 учебный год.
№ п\п |
Направленность |
Количество программ |
Срок реализации (количество) |
Общее кол-во обучающихся |
Количество обучающихся по возрастным группам | ||||||
1 год |
2 года |
3-6 лет |
до 6 лет |
6-9 лет |
10-14 лет |
15 -18 лет |
Старше 18 лет | ||||
1 |
Художественно-эстетическая |
13 |
2 |
2 |
9 |
331 |
117 |
107 |
54 |
53 |
- |
2 |
Социально-педагогическая |
12 |
3 |
4 |
5 |
446 |
169 |
140 |
117 |
20 |
- |
3 |
Культурологическая |
6 |
1 |
3 |
2 |
119 |
- |
19 |
39 |
61 |
- |
4 |
Физкультурно-спортивная |
5 |
2 |
1 |
2 |
341 |
43 |
78 |
139 |
81 |
|
всего |
36 |
8 |
10 |
18 |
1237 |
329 |
344 |
349 |
215 |
- |
Характеристика образовательных дополнительных программ, реализуемых в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек» по направленности представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Характеристика образовательных дополнительных программ, реализуемых в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек» по направленности
Из рисунка 4 видно, что в МБОУ ДОД ДЮЦ «Уголек» наибольшее количество программ реализуется по социально-педагогическому направлению и составляет 45% от общего числа реализуемых программ, 23% программ реализуется по художественно-эстетическому направлению, 17% по физкультурно-спортивному направлению, и 15% по культурологическому направлению.
Сведения по количеству воспитанников представлены на рисунке 5.
Сведения по количеству воспитанников за 2011 – 2012 учебный год:
Социально-педагогическая – 420 человек
Художественно-эстетическая – 311 чел.
Физкультурно-спортивная – 300 чел.
Культурологическая – 102 чел.
Всего – 1133
Сведения по количеству воспитанников за 2012 – 2013 учебный год:
Социально-педагогическая – 430 человек
Художественно-эстетическая – 323 чел.
Физкультурно-спортивная – 331чел.
Культурологическая – 112 чел.
Всего – 1198
Сведения по количеству воспитанников за 2013 – 2014 учебный год:
Социально-педагогическая – 446 человек
Художественно-эстетическая – 331 чел.
Физкультурно-спортивная – 341чел.
Культурологическая – 119 чел.
Всего – 1237
Рисунок 5 - Сведения по количеству воспитанников
Из рисунка видно, что количество обучающихся с каждым годом увеличивается, что является положительным моментом и позволяет сделать вывод о востребованности услуг, предоставляемых в данном учреждении.
В основе реализации образовательной программы каждого объединения и учреждения в целом, лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Квалификация - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. На рисунке показана численность работников имеющих квалификацию.
Показателями квалификации работника, помимо разряда (категории), могут быть звание и ученая степень.
Выделяют четыре уровня квалификации:
Высшая категория/чел |
4 |
I категория |
20 |
II категория |
6 |
Без категории |
24 |
Рисунок 6 – Численность работников имеющих квалификацию
Из таблицы следует, что из 54 работников, не имеют квалификацию 24 человека, это значит, что нужно обучать работников у которых нет квалификации, а тем, у которых она есть нужно ее поднимать. Высшую квалификацию имеют только 4 человека.
Информация о работе Анализ системы управления дополнительного образования