Анализ системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, мотивацию, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основные теоретические аспекты системы управления персоналом.....................................................................................................5
Персонал как объект управления……………………………………...5
Система управления персоналом…………………………..………….8
Методы исследования системы управления персоналом…………..11
Вывод……………………….………………………………………….14
Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере ОАО «Птицефабрика «Моргаушская»………………………..16
Общая характеристика ОАО «Птицефабрика «Моргаушская»….…16
Деятельность. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, возможностей развития, угроз……………………..…17
Организационная структура управления предприятия. Взаимодействие высших и исполнительных органов………………22
Задачи и функции службы управления персоналом…………..……25
Организация приема работников на предприятии, увольнение, методы отбора персонала и принятие решений о найме, об увольнении………………………………………………………..……26
Коммуникационные связи в коллективе, мотивация работников….27
Основные недостатки в работе службы управления персоналом. Предложения по совершенствованию……………………………….29
Вывод…………………………………………………………………...….31
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы….…………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 137.13 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Основные теоретические аспекты системы управления персоналом.....................................................................................................5
    1. Персонал как объект управления……………………………………...5
    2. Система управления персоналом…………………………..………….8
    3. Методы исследования системы управления персоналом…………..11

Вывод……………………….………………………………………….14

  1. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере ОАО «Птицефабрика «Моргаушская»………………………..16
    1. Общая характеристика ОАО «Птицефабрика «Моргаушская»….…16
    2. Деятельность. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, возможностей развития, угроз……………………..…17
    3. Организационная структура управления предприятия. Взаимодействие высших и исполнительных органов………………22
    4. Задачи и функции службы управления персоналом…………..……25
    5. Организация приема работников на предприятии, увольнение, методы отбора персонала и принятие решений о найме, об увольнении………………………………………………………..……26
    6. Коммуникационные связи в коллективе, мотивация работников….27
    7. Основные недостатки в работе службы управления персоналом. Предложения по совершенствованию……………………………….29

Вывод…………………………………………………………………...….31

Заключение………………………………………………………………..32

Список использованной литературы….…………………………………34

 

 

 

 

Введение

 

На современной ступени развития научно-технического прогресса роль человека имеет большое значение. Сегодня это важнейший стратегический ресурс любой организации в борьбе с конкурентами. Это связано с его способностью к творчеству, которое в настоящее время становится решающим условием успеха любой деятельности.

В связи с этим основным источником прибыли рассматриваются  инвестиции в человеческий капитал, хотя ранее затраты на персонал считались  ненужными расходами. Эти вложения направлены на создание условий для  развития творчества.

Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность  решать самостоятельно любые вопросы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно  чувствителен к управленческому  воздействию и критически относится  к предъявляемым к нему требованиям.

В управлении компанией у  руководства на данном этапе развития экономики одной из важных проблем  является проблема в области работы с персоналом. Следует отметить наиболее общие тенденции в возникновении  спорных вопросов в управлении персоналом:

    1. Организация методов и процедур отбора персонала.
    2. Разработка научных критериев их оценки.
    3. Научный подход к анализу потребностей в персонале.
    4. Продвижение молодых и перспективных работников[11, 19 с.].

Актуальность данной темы заключается в том, что, в условиях дальнейшего развития рыночных отношений перед каждой организацией встает проблема совершенствования системы управлении персоналом.

Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, мотивацию, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

В данной курсовой объектом исследования выступает система управления персоналом ОАО «Птицефабрика «Моргаушская».

В качестве предмета выступает  существующая система управления на птицефабрике и предложения по ее усовершенствованию.

Методологической базой  исследования послужили научные  труды таких известных авторов  как  Анжаурова И. Г., Волкогонова О. Д., Горшкова Л. А. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические аспекты системы управления персоналом

 

    1. Персонал как объект управления

 

Кадры являются основой любой  организации. Она живет и функционирует  только потому, что в ней есть люди, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит  то, чем является организация.[5, 37 c.]

Люди, работающие в организации, сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, семейное положение и т.д. Все  эти отличия могут оказывать  серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действие и поведение  других членов организации. Поэтому  задача управления состоит в том чтобы способствовать развитию положительных результатов деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.

Персонал - это работники, выполняющие производственные или  управленческие операции и занятые  переработкой предметов труда с  помощью средств труда. «Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками». Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятии торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам:

По категориям: управленческий, торгово-оперативный, вспомогательный; по должностям и профессиям: руководители, специалисты, продавцы, кассиры, грузчики и т.д.; по специальностям: экономисты, финансисты, бухгалтеры, продавцы продовольственных  товаров, продавцы непродовольственных товаров и т.п.; по уровню квалификации: продавец, продавец второй категории, продавец первой категории и т.д.; по полу и возрасту: мужчины: до 30 лет, от 30 до 60, свыше 60; женщины: до 30 лет, от 30 до 55, свыше 55 лет; по стажу работы в торговле: до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 10 лет, свыше 10 лет; по отношению к собственности: работники-собственники имущества предприятия, наемные работники; по характеру трудовых отношений: постоянные работники, временные работники.[5, 46 c.]

Управление персоналом связано  с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию  и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

-подбор и расстановка  кадров;

-обучение и развитие  кадров;

-компенсацию за выполненную  работу;

-создание условий на  рабочем месте;

-разрешение трудовых  споров;

-и т.д.[7,126 c.]

В 80-х гг. Госкомтрудом СССР была предложена квалификация работников, которая по сегодняшний день является базовой. Она предполагает выделение двух основных групп персонала в зависимости от участия в процессе производства: работников и служащих (рис. 1).

Рис. 1   Классификация персонала[4, 89 c.]

Персонал как объект управления целесообразно представить через  фазы воспроизводства (табл.1).

Таблица 1

Матрица функций управления персоналом в организации

Функции управления

Фазы воспроизводства

Формирование

Распределение

Перераспределение

Использование

1. Планирование

Разработка планового  баланса рабочей силы и балансовых расчетов подготовки кадров. Источники  набора.   

Разработка текущих и  перспективных планов кадрограмм. Разработка прогноза профессиональной пригодности персонала.

Разработка планов высвобождения  кадров под влиянием научно-технического прогресса.

Разработка мероприятий  по обеспечению полного и рационального  использования кадров в организации.

2.Организация

Подбор и подготовка кадров. Формирование базы подготовки кадров.  

Профессиональная ориентация и расстановка кадров.

Переподготовка персонала, высвобождающегося в ходе развития научно-технического прогресса. 

Содействие развитию различных  соревнований, укрепление трудовой дисциплины в организации.

3. Мотивация

Установление и определение  системы мотивации труда, применение гибких форм организации труда.

4. Контроль

Составление отчетного баланса  по численности и кадровому составу, определение численности кадров к лимиту.  

Определение системы показателей  для учета и оценки фактического набора. Оценка выполнения кадрового  плана.

Определение конечных результатов  по вторичному распределению персонала  и его использованию.

Определение уровня механизации  организации и условий труда. 


Рабочие или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей  долей физического труда. Он подразделяется на основной и вспомогательный. Результатом их труда является продукция в вещественной форме.

Служащие или управленческий персонал осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством  с преобладающей долей умственного  труда. Результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, подготовка управленческих решений, а  после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль за исполнением. Управленческий персонал подразделяется на две основные группы: руководители и специалисты. Принципиальное отличие руководителя от специалиста в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того различают руководителей высшего (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений) и нижнего уровня (начальники участков, мастера).[9,163 c.]

Эффективность управления персоналом во многом зависит от выбранной системы  управления персоналом организации. Таким  образом следует рассмотреть  систему управления персоналом в  целом по предприятию.

 

    1. Система управления персоналом предприятия

 

С учетом изложенных принципов  классификации строится процесс  управления персоналом торгового предприятия. Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности  и состава работников, отвечающих специфике данного торгового  предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем  периоде.

Процесс управления персоналом торгового предприятия базируется на следующих принципах:

1.Подчиненность общей  стратегии развития торгового  предприятия;

2. Обеспечение стабилизации  состава работников;

3. Отказ от жесткой  классификации работ;

4. Отбор основных работников  на конкурсной основе;

5. Учет трудовой мотивации  основных работников;

6. Учет правовых норм  и государственного регулирования  занятости и оплаты труда. 

С учетом изложенных основных принципов формируется система  управления персоналом на конкретном торговом предприятии, дифференцируются функции этого управления.[8, 235-236c.]

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, взаимосвязей руководителей  и специалистов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система работы с персоналом – это совокупность принципов  и методов управления кадрами  рабочих и служащих на предприятии. Управление персоналом подразумевает  целенаправленную деятельность руководящего звена, руководителей и специалистов подразделений, в том числе разработку принципов и методов управления персоналом.

Основной целью управления численностью и составом персонала  является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных работ, связанных с деятельностью торгового  предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками  соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации. Управление численностью и составом персонала  охватывает ряд последовательно  выполняемых этапов работ:

1. Проектирование трудовых процессов на предприятии;

2. Нормирование затрат труда на выполнение отдельных видов работ;

Информация о работе Анализ системы управления персоналом